
Вы находитесь на рабочем месте, когда вам звонит ваш сын-подросток и интересуется, что случилось с его любимыми джинсами. Вы прекрасно знаете, что они находятся на полке в его шкафу, и к тому же, вы сообщили ему об этом утром, перед тем как ушли.
Наиболее вероятный сценарий развития событий таков: вы указываете ему, где находится одежда, при этом выражая своё недовольство его невнимательностью, зависимостью и неспособностью замечать вещи, находящиеся прямо перед ним.
Существует и альтернативный подход: побудить к размышлениям о возможных местах хранения джинсов, то есть мягко стимулировать самостоятельное решение вопроса. Психологи, описывающие такой стиль воспитания, называют его «родителями-маяками».
Родитель-маяк — кто это
Мы уже рассказывал, кто такие родители-панды и кто такие родители-медузы. По мнению психолога и специалиста по воспитанию детей Эмили Остер, существует и другой подход к воспитанию — родители-маяки. «Вы – как маяк, указывающий детям путь, предупреждающий об опасностях, но при этом предоставляющий им свободу действий. Это нечто среднее между руководством и полным контролем: вы не берете на себя управление, но и не допускаете необдуманных поступков».
Родитель, выступающий в роли «маяка», помогает детям замечать потенциальные риски, но при этом предоставляет им возможность самостоятельно принимать решения. Это ярко контрастирует с другими подходами к воспитанию, когда родители стремятся убрать все преграды с пути ребенка или непрерывно контролируют его действия.
В научных работах этот подход именуется воспитанием, ориентированным на развитие самостоятельности. К примеру, можно напомнить ребенку о необходимости выполнения домашнего задания, однако не контролируйте его действия каждые пять минут и не выясняйте, сделано оно или нет. Таким образом, предоставляется шанс столкнуться с ошибками и ощутить на себе последствия прихода в школу неподготовленным к занятию.
По мнению доктора Кена Гинзбурга, «воспитание на маяке» – это образ, отражающий необходимость для родителей находить равновесие между ограничениями и предоставлением самостоятельности.
«Необходимо убеждать детей в их способности самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, но при этом обеспечивать им защиту, — подчеркивает эксперт. — Важно также понимать, что маяк — это надежный и всегда доступный источник поддержки. Даже если ребенок чувствует себя потерянным, маяк поможет ему найти правильное направление».
Почему это оптимальный тип воспитания для подростков
«С точки зрения психологии, «маяковский» подход к воспитанию наиболее эффективен при общении с подростками, стремящимися к самостоятельности и освобождению от опеки. Он позволяет родителям поддерживать стремление детей к независимости, сохраняя при этом свой авторитет. Такой подход дает возможность допустить временные неудачи и ошибки, пока есть шанс их исправить. Негативные последствия наступят, если взрослый человек столкнется с первой неудачей, не зная, как действовать.
«Подросткам необходимо чувствовать любовь, однако они не хотят, чтобы их контролировали или давали указания, — отмечает Кен Гинзбург. — Им нужны люди, которые помогут им адаптироваться к взрослой жизни. Неверно полагать, что родители не важны для них. Мы по-прежнему являемся для них образцами для подражания, хотя они и стремятся к одобрению со стороны одноклассников».
Как «родителям-маякам»: 7 ключевых принципов поведения
-
Дайте детям понять, что вы их любите.
-
Устанавливайте нормы и ограничения, основанные на принципах безопасности и логике, а не на произвольных соображениях.
-
Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения, даже если это приведет к ошибкам или неудачам. Важно, как отмечалось ранее, чтобы эти решения не ставили под угрозу его безопасность.
-
Поддерживайте стремление ребенка к новым впечатлениям, побуждайте его выходить за рамки привычного. Например, предложите попробовать в кафе что-то оригинальное, незнакомое. Однако, решение об этом должно оставаться за ним, а не за вами.
-
Дайте ребенку столкнуться с закономерными последствиями его решений. Если он выберет носить легкую куртку зимой, он почувствует холод. Если он сомневается, пусть убедится в этом сам.
-
Не стоит решать его трудности вместо него. Лучше помогите ему приобрести навыки самостоятельного решения проблем. К примеру, научите его самому объяснять учителю причины невыполнения задания и договариваться о сроках его сдачи.
-
Не стоит полностью избавлять ребенка от всех неудобств, важнее научить его преодолевать сложности. Если ребенку тяжело находить общий язык с окружающими, попытки оградить его от проблемных ситуаций только усилят его беспокойство. Объясните, что вы осознаете, насколько это непросто, но уверены в его способностях.




