
Детские сады в СССР: взгляд из прошлого глазами тех, кто там побывал

У одних воспоминания о детском саду связаны с красочными праздниками, дорогими воспитателями, аппетитными запеканками, у других — с нерадостными взрослыми, металлическими кроватями и несладкой кашей.
В начале XX века дошкольное образование представляло собой либо преимущество для обеспеченных людей, либо социальный проект, предоставляемый предприятиям для детей своих работниц. Другие дети воспитывались в семьях и под опекой близких.
Новое общество и новый человек – такова была задача, поставленная молодой советской властью. Женщин стремились освободить от бытовых обязанностей. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в 1919 году, определил, что заботой о детях должны заниматься профессиональные педагоги. В процессе их обучения следует уделять внимание не только интеллектуальному, но и физическому развитию, поэтому образовательная программа должна соответствовать возрастным и медицинским особенностям.
Цветок должен расти в саду
«Листовки с лозунгом «Дети — цветы жизни» распространялись среди жителей городов и деревень, призывая родителей отдавать детей в дошкольные учреждения. Потребность в детских садах была настолько велика, что государство не могло решить эту задачу без посторонней помощи. В 1929 году циркуляр Центрсоюзов и Центральной секции рабочей кооперации СССР обратился к гражданам и предприятиям с просьбой активно участвовать в организации дошкольных учреждений. На тот момент в СССР функционировало около 5 тысяч детских садов, в которых воспитывалось почти 250 тысяч детей.
В 30-е годы государство устанавливает унифицированные требования и методики воспитания. В 1932 году разработан проект «Программы работы дошкольных учреждений», а спустя два года – Единый внутренний распорядок детского сада. Для повышения квалификации работников используются все доступные методы: организуют курсы для воспитателей, открывают новые специальности в техникумах, выпускают специализированные журналы, такие как «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса», «Справочник по дошкольному воспитанию» и другие. В 1938 году были разработаны «Устав» и «Руководство для воспитателя детского сада». Программа акцентирует внимание на развитии речи, общей грамотности и творческих способностей. На занятиях детям читают « Сказки для детского сада», ребята знакомятся с изображениями, создают рисунки и осваивают письмо.
К 1940 году в стране функционировало более 24,5 тысячи детских садов, в которых находилось свыше миллиона детей. Система дошкольного образования адаптировалась к сложным условиям того времени. Наряду с яслями, детскими очагами и детскими садами стали открывать интернаты и детские дома для детей, эвакуированных из других регионов. В обновлённых методических рекомендациях приоритет отдавался формированию нравственных ценностей и развитию способности к самообслуживанию: вводились уроки труда, а старших детей обучали помогать младшим.
С 1962 года ясли и детсад были включены в систему непрерывного образования. Первые слова, буквы и цифры, представление об окружающем мире юные советские граждане постигали в стенах второго дома. Причем в каждом регионе основная программа подлежала корректировке для учета национальных и региональных культурных традиций.
В 80-х годах произошли значительные перемены: педагоги начали разрабатывать собственные методики обучения. В 1986 году был принят курс на педагогику сотрудничества, ориентированную на установление доверительных отношений между детьми и взрослыми. Основной задачей стало развитие уникальных возможностей каждого ребенка, а не простое усвоение стандартных знаний.
— Создание детского сада потребовало значительных затрат сил: все работники должны были обладать необходимой квалификацией, — отмечает руководитель дошкольного учреждения Татьяна Орлова, работавшая в 80-х годах. В садах функционировали как обычные, так и санаторные группы. Ежемесячная плата составляла 12 рублей 50 копеек. Сбора «на шторы» не взималось, поскольку все было на государственном обеспечении. Детей принимали с двухмесячного возраста. Представьте себе, совсем еще маленький ребенок, а государство оказывало поддержку работающим родителям. Однако такие ситуации встречались нечасто. Чаще всего детей приводили в возрасте от полугода до года. Для каждой группы был разработан индивидуальный распорядок дня. Помимо игр в помещении, проводились прогулки на свежем воздухе.
По доходам и расходы
Государство покрывало значительную долю расходов на дошкольное образование. Размер оплаты определялся общим доходом семьи. Наименьшая плата устанавливалась для семей, чей доход на каждого члена семьи не превышал 60 рублей, максимальная — более 120 на человека. Сумма зависела и от длительности пребывания детей: 10, 14 часов или 24 часа. В городах плата была на рубль–два выше, чем в сельской местности.
В 70-х годах ежемесячная плата за десятичасовой детский сад для жителей города составляла 4 рубля, за 14-часовой – 5 рублей, а за полный день – 6 рублей. Наибольшие цены на данные услуги достигали 10, 12,5 и 15 рублей соответственно. Ясли стоили от 3 рубля в городе и от 1,9 рубля в сельской местности. Наиболее затратным было круглосуточное пребывание детей в санаториях, выездное, которое обходилось горожанам от 8 до 20 рублей, а сельским жителям – от 6 до 18 рублей. В 1985 году, с повышением заработной платы, стоимость обычного детского сада увеличилась до 12,5–14 рублей в месяц.
Женщины, воспитывающие детей без супруга, и матери с большим количеством детей имели право на скидку в размере 50%. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата или интеллектуальными отклонениями воспитывались в детских учреждениях за счет средств государства.
Любое рукоприкладство в те времена — статья
Финансирование текущего ремонта осуществляли предприятия, поддерживающие детские сады, которые назывались шефами. Попечитель оказывал помощь во всем: от ремонта крыши и благоустройства территории до приобретения игрушек. Крупные промышленные предприятия создавали для детей летние лагеря на побережье Черного моря, а колхозы и совхозы обеспечивали их свежими продуктами.
— За время моей работы, начиная с 1972 года, я не сталкивалась с жалобами на стоимость посещения детского сада, — отмечает Людмила Николаева, воспитатель. — Если ребенок пропускал занятия по болезни более трех дней в месяц, размер оплаты корректировался. Однако это происходило нечасто, поскольку речь шла о небольшой сумме, всего несколько рублей. Наш детский сад получал поддержку от местного завода: к началу каждого учебного года приезжала ремонтная бригада, которая проводила работы по восстановлению и покраске зданий. А однажды, к какому-то празднику, нам подарили новое пианино. Ежегодно наши дети проводили отпуск на море в детском оздоровительном лагере.
Физическое насилие в те годы являлось уголовным преступлением. Хотя камер наблюдения не существовало, человека могли уложить на землю за несколько минут. Всегда находились свидетели. Каждый инцидент быстро становился известен всему городу и рассматривался в городском отделе народного образования. Люди опасались. Родители испытывали страх перед воспитателями и учителями, которые пользовались авторитетом. Поэтому наказания применялись в домашних условиях. Максимум – помещение в угол в саду, но даже это было рискованно.
Что запомнилось мамам и детям
— Я была очень довольна этим детским садом. Мой сын посещал его с годика до семи лет. Педагоги проявляли заботу, всегда оказывали помощь и проводили разнообразные развивающие мероприятия. Рацион питания был сбалансированным, с горячими блюдами и достаточно большими порциями.
Юлия, 1984–1990 гг.
— Для моего ребенка детский сад стал настоящим вторым домом. Поскольку я и мой муж часто задерживались на работе, нередко возникала необходимость в том, чтобы забрать ребенка после 7 вечера. Однако воспитатели всегда находили возможность задержаться и подождать нас на полчаса. Я искренне благодарна всему коллективу за то прекрасное детство, которое он подарил моему ребенку.
Светлана, 1979–1986 гг.
— Я отдала дочь в детский сад, когда ей исполнилось 8 месяцев. Несмотря на ее юный возраст, я была уверена в компетентности воспитателей. Начиная с ясельной группы, ребенок хорошо питался, и качество питания было на высоком уровне. За время пребывания в детском саду не возникало ситуаций, когда ребенка могли бы выдать в неряшливой одежде или с неуложенными волосами. Однако, для самих детей ситуация складывалась не всегда благоприятно: одним не нравилась еда, другим – установленный режим, а третьим – воспитатели. Тем не менее, у большинства остались приятные воспоминания о детском саде.
Мария, 1974–1982 гг.
— У меня остались приятные воспоминания о детском садике. С некоторыми воспитателями я до сих пор с удовольствием общаюсь, хотя мне уже за 60, а им за 80 лет. Помню, я проболела и не смогла присутствовать на новогоднем празднике, так Зоя Федоровна мне домой подарок принесла. Она сообщила, что Дед Мороз попросил передать. Еда была вполне приемлемой. Я не припомню, чтобы мне что-то было совсем невкусно. Или, возможно, мне просто не навязывали, поэтому я и не помню.
Татьяна, 1959–1963 гг.
— Детский сад вызывал неприязнь. По утрам приходилось вставать и ехать на улице, где было прохладно. Предлагали еду, которую я выплевывал. Воспитатели пытались упрекать, ссылаясь на то, что родители платят за мое содержание. Мне было все равно, это не мои заботы. И прогулки, и другие дети — все вызывало неприязнь. И школу, к слову, тоже.
Дмитрий, 1987–1991 гг.
— Я хорошо помню свой детский сад. Там было много разных занятий! Мы рисовали, лепили, танцевали, ухаживали за рыбками и много играли. Кроме того, мы помогали детям в младшей группе, обучая их завязывать шнурки под наблюдением воспитателей. Еда в детском саду была замечательной. В макароны редко кладут такое большое количество сыра, как там. И котлеты, и тефтели были восхитительны! До сих пор остался в памяти их аромат. Разумеется, рыбий жир никто не любил, мы запивали его хлебом.
Екатерина, 1982–1986 гг.
— Я отчетливо помню свой детский сад — он находился через дорогу от нашего дома, и я иногда ходила туда самостоятельно, пока мама наблюдала из окна. Среди моих воспоминаний — первые подруги, «первая любовь», любимая манная каша, а также желтые отпечатки ног, которые мы оставляли на бумаге. Нас регулярно взвешивали и проверяли на плоскостопие. У нас была молодая и привлекательная воспитательница, которая очень любила меня — она часто носила меня на руках (я была очень маленькой) и играла со мной. В конечном итоге, кто-то пожаловался на то, что она уделяет внимание только одному ребенку. В советское время это считалось недопустимым, и, к сожалению, девушку уволили.
Марина, 1981–1984 гг.