
Десять лет назад родители в первую очередь беспокоились о времени возвращения ребенка с улицы и возможных травмах. Сегодня их опасения связаны с другими аспектами – цифровыми. У большинства детей смартфон появляется раньше, чем первый самостоятельный поход в школу, и их «двор» становится виртуальным пространством.
Вместе с возможностью удобного времяпрепровождения появились и новые опасности. Интернет стал своеобразной «второй жизнью», в которой дети обучаются, заводят друзей, конфликтуют и подвергаются воздействию мошенников, сталкиваются с травлей и рискуют утечкой персональной информации.
Уже не обсуждается, стоит ли ограничивать доступ ребенка к электронным устройствам, поскольку это не представляется возможным. Актуальный вопрос заключается в том, как привить детям навыки безопасного поведения в интернете, где условия постоянно меняются. Об этом и других аспектах в рамках лекции «Облачные города», посвященной развитию технологий, рассказал Сергей Зеленин, преподаватель кафедры «Защита информации» МГТУ им. Н. Э. Баумана и руководитель учебного центра Security Vision.
1. Экранное время — баланс, а не запрет
По мнению эксперта, более 13% детей ежедневно проводят в интернете свыше 7 часов, что можно сравнить с полноценным рабочим временем. Исследователи отмечают, что это может приводить к проблемам со сном, снижению концентрации внимания и социальной изоляции. Следует учитывать, что ребёнок не только проводит время в TikTok, но и выполняет учебные задания через электронные дневники, использует электронные учебники и образовательные платформы, ищет информацию для проектов и поддерживает связь в школьных чатах. Поэтому жесткие ограничения неэффективны: подростки находят способы обойти их — создают дополнительные аккаунты или используют чужие устройства.
Эффективным решением является «цифровой договор». Родители вместе с ребенком разрабатывают правила, определяющие время, проводимое им в сети в будние и выходные дни, а также цели использования гаджетов. К примеру: «в будни – не более двух часов на развлечения, остальное время – для учебы»; «игры разрешены только после выполнения уроков». Важно, чтобы родитель предлагал альтернативные занятия: настольные игры, прогулки, занятия спортом. Это помогает избежать ощущения, будто ребенку «запретили интернет», и способствует развитию способности к самоконтролю.
2. «Незнакомцы» теперь пишут в директ
Ранее родители наставляли детей не разговаривать с посторонними на улице. Сегодня «посторонний» выходит на связь в мессенджерах или социальных сетях. Зачастую – под видом сверстника.
Например, в 2024 году были десятки случаев, когда детям писали «одноклассники» с просьбой прислать фото паспорта «для регистрации в игре». Некоторые даже выманивали фото банковских карт «ради совместной покупки».
Существует несложное правило: личные данные и фотографии не следует передавать людям, с которыми вы не знакомы. Необходимо подчеркнуть, что под «незнакомцем» понимается не только новый собеседник из онлайн-чата, но и приятный человек с фотографией профиля, а также взрослый, представляющийся одноклассником».
3. Игры рискованнее, чем кажется
Наиболее часто жалобы на случаи мошенничества, затрагивающего детей, касаются онлайн-игр. Обычно злоумышленники используют одну и ту же уловку: предлагают «бесплатный скин» или «супер-артефакт». После того, как ребёнок переходит по предоставленной ссылке, у него могут похитить учётные данные, включая логин и пароль от аккаунта, а в некоторых случаях – доступ к банковской карте, если она связана с профилем.
Потеря аккаунта для ребенка – это не просто пропажа «игрушки». Речь идет о месяцах достижений, взаимодействии с друзьями и зачастую о реальных финансовых вложениях. Поэтому родителям необходимо объяснить детям, что в сети не существует бесплатных предложений. Если предложение кажется слишком привлекательным, то, вероятно, это мошенничество.
Рекомендуется создать отдельный адрес электронной почты, предназначенный исключительно для онлайн-игр, и подключить к нему виртуальную карту с ограниченным лимитом. В случае компрометации учетных данных злоумышленники смогут причинить лишь незначительный вред.
4. Цифровая гигиена
Многие дети знакомы с понятиями «пароль» и «приватность», однако на практике они часто используют один и тот же код для доступа ко всем онлайн-сервисам, например, «qwerty123.
Минимальный набор цифровой безопасности:
-
В социальных сетях можно установить параметры конфиденциальности, ограничивающие видимость контента только для друзей».
-
Для каждого сервиса необходимо использовать пароли длиной не менее 12 символов.
-
Двухфакторная аутентификация — обязательно.
-
Антивирус с функцией родительского контроля.
Объясните ребенку, что это не «слежка», а скорее «замок на входной двери». Он не создает неудобств, но обеспечивает защиту от посторонних.
5. Кибербуллинг — говорить, а не молчать
По данным , по данным опроса, 69% российских школьников столкнулись с кибербуллингом. При этом каждый третий не поделился этой проблемой ни с кем. Это может проявляться в виде травли в школьных чатах, анонимных сообщениях или издевательств в онлайн-играх.
Важно, чтобы ребенок осознавал: обращение к взрослым – это не доносительство, а способ защиты собственных интересов. Родители могут:
-
вместе заблокировать обидчика;
-
сохранить скриншоты сообщений;
-
при необходимости обратиться к классному руководителю или даже в полицию.
Обращайте внимание на тревожные признаки: замкнутость, нежелание общаться, значительное ухудшение успеваемости.
6. «Секретное слово» для экстренных случаев
Мошенники всё чаще используют фишинговые атаки, ориентированные на детей, используя сообщения вроде: «Твоя мама попросила перевести деньги» или «папа в больнице, нужна помощь».
Эффективный способ защиты — использование кодового слова. Совместно с ребенком выберите фразу, например, «арбуз», «чебурашка» или «три кота». В случае получения подозрительного сообщения или звонка ребенок должен спросить: «Какое у нас кодовое слово?» — и таким образом сразу же определить, пытается ли кто-то обмануть.
7. Финансовая защита
В настоящее время дети часто оплачивают развлечения, такие как поход в кино, поездки на такси и мобильные игры — это, безусловно, удобно, но сопряжено с определенными рисками. Рекомендуется оформить для ребенка отдельную виртуальную карту с установленным лимитом средств. В случае получения доступа к ней злоумышленниками, это позволит избежать значительных финансовых потерь для семьи.
Не менее значимо обсуждение правил, касающихся покупок: какие из них допустимы к приобретению самостоятельно, а для каких требуется предварительное обсуждение. Это способствует формированию у ребёнка чувства финансовой ответственности и уменьшает риск необдуманных расходов в непроверенных интернет-магазинах.
8. Учимся вместе
Обеспечение безопасности – это не однократная беседа, а непрерывный процесс. Эффективными оказываются игровые методики, такие как программы «Урок цифры», курсы «Киберграмотность в школах» и интерактивные пространства, например «Кидбург» или «Кидзания».
Ребёнку предлагается столкнуться с имитацией реальных опасностей: распознать фишинговое письмо, безопасно пройти через подборку поддельных сайтов, отреагировать на агрессивное поведение в чате. Подобные практические занятия эффективнее для формирования навыков, чем многократные наставления родителей.
Вывод
Интернет уже не воспринимается как некая обособленная среда, а стал неотъемлемой частью повседневности детей. Ограничения и технические фильтры оказываются эффективными лишь отчасти. Истинная безопасность формируется на пересечении трёх компонентов: доверительные отношения в семье, установленные нормы цифровой безопасности и базовые технические инструменты (антивирусное программное обеспечение, режим конфиденциальности в браузере, программы для управления паролями, двухфакторная авторизация).
Чем раньше ребенок приобретает способность распознавать возможные опасности и критически подходить к онлайн-взаимодействиям, тем ниже вероятность того, что злоумышленники смогут использовать его наивность. В современном цифровом пространстве уверенность и информированность ценятся выше, чем любые блокировщики и ограничения.




