
С развитием интернета трансформируются и дети, но некоторые аспекты остаются неизменными: молодое поколение стремится к признанию в социуме, ощущает потребность в безопасности, желает иметь друзей, развлекаться и делиться с ними сокровенными вещами. Тем не менее, общение со сверстниками – непростая задача как для родителей, так и для детей. Не всем дается дружелюбие, а опасения взрослых относительно кибербуллинга могут лишь усилить стресс у школьника.
В нашем совместном материале, подготовленном вместе с психологом Анной Марченковой и создателями и участниками «СуперЛайкШоу» – главной детской премии России, созданной телеканалом CTC Kids, мы расскажем об особенностях дружбы у современных детей, о том, как преодолеть токсичные отношения и о том, какую роль в снижении негатива могут сыграть блогеры».
Как начинается дружба
По словам детского психолога Анны Марченковой, формирование дружеских отношений у детей — это непростой, продолжительный и увлекательный процесс.
До достижения трехлетнего возраста дети способны к взаимодействию, однако это не порождает устойчивого интереса, поскольку родители остаются для них приоритетными фигурами. Но начиная с трех лет малыши начинают проявлять внимание к сверстникам. В процессе игры они осваивают навыки построения отношений, разрешения конфликтов и развития коммуникации, как отмечает психолог.
Это находит свое отражение в реальных событиях. «Мы с подругой встретились в детском саду — она выронила мороженое, я тоже, чтобы не расстраивать ее. С тех пор мы всегда вместе «теряем» вещи — микрофоны, шутки и даже планы по раннему подъёму», — рассказывает блогер и певица Elizabett, участница шоу «СуперЛайкШоу» .
Спустя семь лет дружба приобретает новые грани. Помимо совместных игр, в ней появляется более глубокое общение и эмоциональная связь, отношения становятся более доверительными. По словам психолога, в этом возрасте дети стремятся к принятию в коллективе. Один из несложных способов достичь этой цели – учеба. «Когда ребенок демонстрирует хорошие результаты и пользуется уважением у педагогов и одноклассников, развитие коммуникативных навыков в процессе дружбы происходит более эффективно», – отмечает Анна Марченкова.
В период подросткового развития дружба становится приоритетной, поскольку общение со сверстниками выходит на первый план, а их оценка играет значительную роль в жизни ребенка.
Подростки стремятся быть частью группы, к которой они чувствуют себя связанными, то есть сообщества, объединенного общими интересами. Это может быть дружба, основанная на любви к определенной музыкальной группе, блогерам или спорту. На этом этапе крайне важно следить за тем, какое окружение формируется у ребенка, поскольку в подростковом возрасте он во многом перенимает черты и ценности у своих друзей.
Виртуальные кумиры
Всё больше блогеров становятся для детей чем-то вроде друзей. Как правило, это неравноправные отношения: ребёнок берёт пример с любимого блогера, перенимает его увлечения и старается быть похожим на него. По мнению психолога, это вполне естественный этап формирования личности.
По словам директора по маркетингу телеканала СТС Kids Надежды Горшкова, на СТС Kids создается благоприятное воздействие блогеров на детскую аудиторию. В 2024 году на ежегодной премии «СуперЛайкШоу» впервые был представлен трек «Сигма Бой», который быстро завоевал популярность не только в России, но и во всем мире. Дети и взрослые из разных стран создали сотни тысяч видеороликов с этой песней, она долгое время оставалась в верхних строчках мировых чартов, а исполнительницы — двенадцатилетние девочки — получили признание широкой публики. Безусловно, создание настолько востребованного продукта предполагает готовность к различным отзывам, и критика не обошла нас стороной. Мы с командой с удивлением обнаружили, что интернет-хейт не зависит от пола и возраста, и решили, что в 2025 году «СуперЛайкШоу» задаст новый тренд — на дружбу. Мы хотим напомнить детям и их родителям о важности взаимоуважения и ценности творчества. Надеемся, что это поможет уменьшить количество негативных высказываний в сети — ведь дружба приносит гораздо больше позитивных эмоций и пользы!
Трудности общения
Влияние таких событий, как пандемия COVID-19, повышенная роль виртуального общения и распространение онлайн-образования, оказало воздействие на социальные связи у значительного числа детей.
У ребенка могут развиваться с социальными навыками — например, некоторые не умеют считывать невербальные сигналы от друзей в школе, которые указывают на то, что пора заканчивать разговор, уступать кому-то или сменить тему. На коммуникацию школьников могут повлиять и травмы — незначительная семейная ссора, смена школы или потеря домашнего животного.
«Когда ребенок испытывает подавленность, становится замкнутым, ощущает себя ненужным в коллективе и сокращает общение с другими детьми, это должно насторожить. Важно не подталкивать его, позволить постепенно адаптироваться к новым условиям. В некоторых случаях стоит обратиться к детскому психологу для развития навыков общения с помощью игровых техник, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно при взаимодействии со сверстниками.
Как самостоятельно помочь ребенку
-
Расскажите о правилах цифровой безопасности
Не стоит сообщать свой реальный адрес и другие персональные данные, не распространять откровенные фотографии и всегда уведомлять родителей об установке платных приложений – это базовый набор рекомендаций, которые важно донести до детей, чтобы они не стали жертвами кибербуллинга, шантажа или мошенничества с деньгами. Расскажите, какие последствия могут возникнуть при игнорировании этих правил – в новостях часто появляются душераздирающие истории о том, как дети оказываются в руках киберпреступников. Помогите ребенку осознать, что забота взрослых о его безопасности в интернете – это не просто пустые слова.
-
Не бойтесь вмешиваться
Когда ребенок поддерживает общение с токсичными сверстниками, родителям необходимо принять меры. Но как это сделать? Прежде всего, нужно поговорить с ребенком и внимательно выслушать его, чтобы он смог подробно рассказать о том, что с ним происходит. В ходе разговора можно задавать вопросы, которые помогут направить его мысли, например, «Что ты хотел бы предпринять в этой ситуации?» или «Как ты считаешь, что можно сделать, чтобы избежать обид?» Таким образом, ребенок будет более активно участвовать в обсуждении. Также можно предложить конкретные способы разрешения конфликта.
-
Помогите обозначить границы
Ключевым моментом при разрешении конфликтов со сверстниками является умение отстаивать свои границы. В ситуации, когда ребенка обижают, было бы полезно, чтобы он выражал свое недовольство, например, фразами: «Мне это неприятно», «Так со мной поступать не стоит». Таким образом, он демонстрирует, какие действия для него неприемлемы.
-
Забудьте вредные советы
«Не стоит говорить ребенку «Не обращай внимания» в ответ на его рассказ о трудностях в общении со сверстниками. Ведь игнорировать обиды, оскорбления или унижения невозможно. Важно реагировать на подобные ситуации и стараться отстаивать свою позицию.
Необходимо избегать объяснений сложностей в дружбе или коммуникации в школе фразами, такими как «это связано с твоей слабостью» или «ты не смог справиться». Такие объяснения могут еще сильнее снизить самооценку.
Необходимо воздерживаться от слов, подчеркивающих его превосходство над другими, так как мнение одноклассников не имеет существенного значения. Это может спровоцировать развитие необоснованно высокой самооценки.
-
Избегайте гиперопеки
Важно уметь находить равновесие, поскольку невозможно предвидеть все трудности. Чрезмерное беспокойство родителя может негативно сказаться на ребенке, вызывая у него неуверенность и снижая самооценку.
-
Помогите стать частью общества
Возьмите ребенка на мероприятия, соответствующие его возрасту, организуйте совместные встречи с другими семьями, посещайте концерты, в театр или даже в парк – таким образом, он будет видеть, как вы общаетесь и учитесь дружить. Способствовать развитию вовлеченности и социальных навыков ребенка можно и дома, например, предложив ему принять участие в конкурсе или церемонии награждения, будь то в качестве участника или просто зрителя. Это помогает детям ощущать себя частью сообщества и понимать, что их мнение имеет значение.




