Zorkaya

Сайт для девушек!

Как распознать нарциссические черты у ребенка: 5 ключевых признаков

Фото: img.freepik.com

Рассматриваем вопрос о том, как справляться с завышенной самооценкой у ребенка и как направить его перфекционизм в позитивное русло, вместе с семейным психологом.

Существует давний спор среди психологов о том, следует ли относить нарциссическое расстройство к числу заболеваний. Какие факторы влияют на его развитие? Исследователи из Амстердама даже предположили, что предрасположенность к самолюбованию может формироваться у ребенка еще до рождения. Зачастую будущие матери считают своих пока не родившихся детей самыми умными, красивыми и талантливыми, и часто повторяют это, поглаживая увеличивающийся живот. Не многие прекращают это делать после появления ребенка.

Когда похвала перестает быть для ребенка стимулом к действию, а негативная оценка вызывает у него бурные эмоциональные реакции, родители начинают беспокоиться и обращаются за помощью к специалистам. Однако во многих случаях ситуацию можно улучшить, изменив подход к воспитанию ребенка в семье.

Как распознать нарцисса?

В первую очередь необходимо понимать разницу между здоровой самооценкой и нарциссическими чертами. Когда ребенок заявляет: «Я выиграю конкурс», «Меня примут в кружок любителей робототехники» или «Аня будет танцевать только со мной у елочки на утреннике», это говорит о его здоровых амбициях.

Насторожиться стоит, если ребенок:

  1. Он демонстрирует ощущение собственной важности по отношению к ровесникам, причем это наблюдается не только при наличии выдающихся способностей или навыков, а постоянно.

  2. Негативно реагирует на отсутствие ведущей роли (во время выступлений, на занятиях, в процессе игры). Желает постоянно занимать лидирующие позиции, игнорируя принципы командной работы.

  3. Плачет, устраивает истерики, если друг превзошел вас в учебе, одержал победу в состязании или достиг более значительных результатов.

  4. Человек ожидает похвалы за успешно выполненные задачи и испытывает разочарование, если ее не получает.

  5. Человек не получает ни удовольствия, ни радости, ни удовлетворения от самого процесса игры, обучения или занятий спортом, если не видит ощутимого результата.

Читать:  Опрос показал, что каждая третья женщина считает возможным простить случайное проявление домашнего насилия.

Если вы обнаружили у своего ребенка или у ребенка ваших друзей один или два признака из представленного списка, не стоит паниковать. Важно корректировать поведение, если наблюдаются все или большинство признаков, и они выражены в чрезмерной степени.

«Дозировать» похвалу и наказание

Данное правило в большей степени относится к родителям, чем к воспитателям или учителям. Не стоит хвалить ребенка исключительно за успехи, а также критиковать или игнорировать неудачи.

Ежедневно стоит выражать похвалу ребенку вне зависимости от «пятерки» в дневнике, полученной грамоте или медали на соревнованиях. Возьмите за привычку делать комплименты «просто так», без особого повода. Обнять и расцеловывать во время просмотра семейной комедии, приободрить за «четверку», если предмет действительно сложный и он(а) старался(ась).

Не стоит упускать возможность указать на беспорядок, например, на не заправленную кровать или разбросанные вещи, даже если ребенок привез домой только отличные оценки».

Непоследовательное поведение, когда хвалишь сегодня, а завтра не делаешь этого, является формой манипуляции, пусть и незначительной, но воздействующей на личность, которая еще не сформировалась.

Давайте более сложные задания

Зачастую дети с высоким уровнем интеллекта испытывают скуку в стандартных школьных классах. Они уже успешно решают математические задачи, знают названия всех планет Солнечной системы и даже выучили стихи Пушкина еще в дошкольном возрасте. В конечном итоге, одаренный ребенок может начать проявлять непослушание, перебивать учителя или даже склоняться к нарциссизму, поскольку не видит себе равных среди сверстников.

Иногда необходимо рассмотреть возможность перевода ребенка из общеобразовательной школы в гимназию и записать его на дополнительные занятия, чтобы он мог полностью раскрыть свой потенциал. Важно выявлять способности ребенка и не подавлять их, а создавать условия для развития.

Читать:  Три комикессы о материнстве: взгляд из первых рук

Учите радоваться жизни

Подумайте над простым вопросом: как часто вы занимаетесь чем-то ради самого процесса, а не ради прибыли, признания или других внешних факторов.

Подчеркните перед ребенком, что важен не только итог, но и сам процесс получения результата.

Когда в семье, где воспитывается ребенок, акцент делается исключительно на выдающихся успехах, а принцип «Если ты не лучший, не стоит даже пытаться» становится общепринятым, то он может утратить ценность таких занятий, как игры с друзьями на улице или посещение дней рождений, и отказаться от занятий спортом. Ведь зачем тратить силы на игру в мяч, если нет приглашения в «Реал Мадрид».

В выходной день, проснувшись, всей семьей отправляйтесь в парк на лыжах, приготовьте пиццу, организуйте просмотр рождественских комедий. Несколько подобных выходных позволят ребенку понять, что счастье не всегда измеряется кубками и медалями.

Если этого не произойдет, ребенок рискует утратить связь со своим истинным «Я», с его подлинными стремлениями, нуждами, привязанностями и неприятиями. Вместо того чтобы выяснять, кто он есть на самом деле, и находить область для самореализации, он будет сосредоточен на том, что, скорее всего, вызовет одобрение родителей.

Заведите устный «дневник»

Вместе с такими занятиями, как «игровая резиночка», «вышибалы» и коллекционирование фишек, ушли в прошлое и привычные практики ведения дневников, которые прятали от родителей под кроватью. В этих занятиях, к слову, было немало полезного для развития ребенка. Собственный анализ проделанных за день дел.

Читать:  «Мама переживает: как избежать сильной привязанности дочери к няне»

Предложите ребенку вести «устный дневник». Выделите 10-15 минут перед сном, чтобы он поделился с вами всем хорошим и плохим, что произошло за день. Задавайте вопросы, например: «Как ты поступишь в следующий раз?», «А как действовали твои друзья?», «Что еще хотелось бы получить?». Благодаря этому у ребенка будет формироваться собственная оценка происходящего. Ему больше не потребуется похвала, чтобы осознать, что он поступил правильно, а в какой ситуации стоит приложить больше усилий.

Не сравнивайте

Сопоставление себя с другими не является эффективным стимулом, особенно для тех, кто только формирует свою личность. Избегайте подобных выражений, как, например: «А вот у Пети получилось», «Катя уже сама это умеет», «Денис — лучший игрок команды». Иначе вы рискуете вызвать чувство неполноценности и болезненную реакцию на достижения других людей, и никаких положительных результатов не достигнете.

Более продуктивно будет, если вы продемонстрируете ребенку его неповторимость. Помогите ему научиться осознанно оценивать свои действия и поступки, видеть возможности. Песенка, выученная для урока или занятия в детском саду, не должна быть связана с похвалой педагога или отметкой в дневнике. Ребенку важно понимать, что он делает это для развития голосовых связок и формирования правильной вокальной постановки. А голос, как и правильная речь без проглатывания слов, они оказываются полезными ему как при защите школьной работы, так и во время университетских дебатов.

Похожие статьи
Галерея постов