
Затруднения с правописанием и пунктуацией у ребенка требуют внимания и своевременного решения. В нашей статье мы расскажем, как повысить грамотность с помощью простых методов.
Проблемы с освоением родного языка в школе могут быть вызваны различными факторами. Ошибки при письме возникают не только из-за незнания грамматических правил, но и вследствие трудностей с устной речью, правильным произношением и умением различать звуки и слова, дисграфия. Также на грамотность влияют психические процессы, такие как память и мышление, внимательность и т. д.
Когда родители видят, что ребенок испытывает трудности с освоением родного языка, получает неудовлетворительные оценки, допускает ошибки в письменных работах и не понимает принципы постановки знаков препинания, рекомендуется обратиться к специалисту. Педагог проведет оценку причин возникновения сложностей и разработает индивидуальную программу обучения.
Но родители также способны оказать содействие ребенку в улучшении его грамотности и подтянуть знания по русскому языку без репетитора. Главное — донести до своего ученика мысль, что в каждом деле нужна самодисциплина и постоянство. Врожденной грамотности не бывает, все навыки тренируются путем изучения правил и регулярных упражнений.
Лучшие способы повысить грамотность
1. Писать диктанты
Прежде чем приступать к исправлению ошибок, важно определить, какие орфографические правила вызывают у ребенка затруднения. Предложите ребенку выполнить диктант, чтобы выявить проблемные зоны и понять, какие правила требуют повторения или изучения.
Если родители не являются специалистами в области филологии, им не следует опираться на личные знания при проверке сочинений. Рекомендуется использовать готовые диктанты, представленные в специализированных изданиях или на проверенных образовательных платформах в сети.
Написание диктантов — эффективный способ отработки орфографических и пунктуационных навыков. Важно, чтобы текст соответствовал возрасту ребенка, был увлекательным и не слишком объемным. Для учеников пятого класса оптимальный объем диктанта – не более ста слов, для шестиклассников – сто десять, для семиклассников – сто двадцать, для восьмиклассников – сто пятьдесят, а для девятиклассников – сто семьдесят. Правильно подобранный текст позволит ребенку успешно справляться с заданиями и повысит его мотивацию к обучению.
2. Читать художественную литературу
Чтение активирует зрительную память, что позволяет запоминать написание слов, улавливать интонации и расширять словарный запас.
Необходимо выбирать качественную литературу, книги, прошедшие редакционную подготовку в авторитетном издательстве. Следует учитывать, что на форумах и в неспециализированных онлайн-ресурсах часто встречаются тексты, не подвергшиеся вычитке и корректуре, что может привести к усвоению новых ошибок и получению недостоверной информации.
3. Переписывать отрывки текстов
Навык точного переписывания текста способствует быстрому улучшению грамотности у ученика, помогает развить внимательность и научиться распознавать ошибки. Данное упражнение активирует два типа памяти – механическую (во время списывания) и зрительную (при чтении), что увеличивает вероятность запоминания правильного написания слов.
Использование фрагментов из различных текстов позволит школьнику знакомиться с новыми стилистическими решениями, сочетаниями слов и лексикой, которые он сможет применять при написании сочинений.
4. Запоминать слова
Для улучшения владения русским языком полезно записывать слова, вызывающие затруднения, и размещать их на видных местах. Эти напоминания могут пригодиться в подходящий момент, например, при выполнении контрольной работы в школе.
5. Использовать онлайн-тренажеры
Множество ответов на лингвистические вопросы, полезные советы и правила, тесты для самопроверки и онлайн-диктанты доступны на специализированных онлайн-платформах. Задания такого рода, вероятно, окажутся более увлекательными для ребенка, чем занятия по учебникам.
-
Чтобы улучшить успеваемость ребенка по русскому языку, необходимо разработать индивидуальную программу обучения. Начните с определения текущего уровня: владеет ли ребенок базовыми терминами, способен ли он объяснить правила правописания и постановки знаков препинания. Для оценки можно использовать проверочные работы, охватывающие весь материал, изученный в классе.
-
После обнаружения ошибок сосредоточьтесь на трудных темах: повторите с ребенком правило, проанализируйте примеры, закрепите умение с помощью упражнений, направленных на освоение этой орфограммы. Наиболее сложные темы для ребенка необходимо повторять неоднократно, сочетая их с более легкими.
-
Для организации домашних занятий рекомендуется установить расписание, например, по 30 минут три раза в неделю. Это позволит убедиться, что будут проработаны все области, вызывающие затруднения в изучении русского языка, и учтены даже незначительные пробелы. Необходимо регулярно проводить небольшие тесты и задания в рамках домашнего курса, чтобы отслеживать успехи и при необходимости корректировать учебный план.
-
На уроках рекомендуется фокусироваться на одной теме: не следует объединять изучение грамматических категорий и пунктуации. Например, вопросы, связанные с постановкой запятых, следует рассматривать в отдельности, орфографию и грамматику – также отдельно.
-
Чтобы обучение было более эффективным, применяйте для занятий визуальные пособия, рабочие тетради, учебники и карточки, которые понравятся ребенку, ведь в комфортной обстановке ему будет легче осваивать трудные для него темы.




