
Почти все родители сталкиваются с постоянными протестами и отказами ребенка. Однако каждый раз взрослым приходится разгадывать сложную задачу: является ли это обоснованным непослушание, связанное с основными возрастными кризисами трех и семи лет, или попытка ребенка продавить родителей?
Кризис трех лет: просто пережить
Трехлетний кризис характеризуется проявлением негативизма у ребенка. Он может демонстрировать непослушание родителям. В этот период происходит важный этап в развитии психики, в процессе становления личности, и ребенок стремится заявить о своей независимости: «Я не буду это делать», «Я не хочу выполнять то, что мне предлагают». Например, он может отказаться от резиновых сапог, от еды или прогулки».
Необходимо осознавать, что это естественный процесс, и нужно просто переждать этот период. Как правило, кризис трех лет продолжается около года, в соответствии с общепринятыми рамками – от 2,5 до 3,5 лет. В течение этого времени ребенок будет проявлять себя именно таким образом, и это считается нормой. Независимо от того, что вы ему предлагаете, он ответит отказом. Важно не вступать с ним в конфликт, не применять наказания, а стараться договариваться. Так, на фразу «я не пойду гулять» можно ответить противоположным утверждением: «Мы не пойдем гулять», и ребенок снова будет возражать: «Мы пойдем гулять».
Психолог Людмила Петрановская, когда говорит о кризисе трех лет, обычно поясняет родителям, что ребенок не манипулирует родителями — он для этого слишком мал, он просто обнаруживает в себе личность.
Кризис, наступающий каждые семь лет: необходимо переосмыслить свою идентичность
Второй значительный (и зачастую непростой для родителей) этап — кризис семи лет. В этот период родители нередко высказывают недовольство по поводу непослушания ребенка, однако его поведение претерпевает изменения. В период от 6,5 до 7,5 лет вновь проявляется совершенно новая индивидуальность. Этот кризис необходим для того, чтобы ребенок смог перейти от детского мышления к взрослому.
В это время родители нередко видят, как ребенок становится упрямым, перестает делиться своими переживаниями и замыкается в себе. «Когда я пытаюсь узнать, что произошло в детском саду или школе, он уклоняется от ответа или говорит, что это не имеет значения», — рассказывают родители.
Этот этап развития имеет большое значение, поскольку именно в это время начинает проявляться индивидуальность ребёнка. Он начинает вести себя как самостоятельный человек и нередко задаётся вопросами: «Стоит ли говорить это человеку? Вызовет ли это удивление? Следует ли делиться своими чувствами?». Таким образом, ребёнок уже пытается принимать обдуманные решения.
Можно провести параллели в поведении дошкольников, переживающих кризис семи лет и тех, кто еще не столкнулся с ним. Дети, не затронутые кризисом, обычно более открыты и послушны, свободно делятся своими мыслями и чувствами. В то время как у тех, кто переживает возрастной кризис, наблюдается упрямство. И это также является допустимым вариантом развития.
Когда стоит насторожиться
После завершения основных кризисных этапов ребенок демонстрирует адекватное поведение (или, в идеале, должен демонстрировать).
Если ребенок проявляет нежелательное поведение, проявляет упрямство и капризы, выходящие за рамки возрастных особенностей, необходимо разобраться в причинах. Зачастую ребенок начинает использовать родителей для достижения своих целей и действует вопреки установленным правилам.
Когда нарушается установленный порядок, ребенок занимает доминирующее положение в семье, и взрослые, такие как бабушки, дедушки, родители, окружают его. Иногда взрослые разногласится относительно способов воспитания и противоречат друг другу, что позволяет ребенку осознать возможность манипулирования ими через их эмоциональные состояния.
В подобных семьях игнорируется основополагающий принцип: ребенок — еще незрелая личность, чтобы ребенок понимал, как устроена жизнь, ему необходим взрослый, который демонстрирует определенный порядок. Не существует детей, которые самостоятельно начнут работу над собой: своевременно встанут по утрам или примутся за выполнение домашних заданий. Взрослые формируют у них навыки организованности.
Когда ребенок не знает, как вести себя, происходят изменения во всем: в его поведении, в его характере, в детско-родительских отношениях и в взаимоотношениях с другими детьми.
Когда ребенка возводят в ранг особого, он замечает: вокруг есть взрослые, но их поведение не соответствует взрослому, они скорее похожи на детей, подобных ему. Он начинает ими управлять, дает указания, и они их исполняют. При этом, эти манипуляции пока еще довольно грубые, поскольку ребенок еще не обладает достаточной зрелостью для сложных манипуляций, но взрослые согласны играть в эту игру и поддаются его капризам.
Ребенок не будет прислушиваться к другому ребенку, он будет реагировать на слова взрослого. Манипулирование ребёнком всегда связано с личностью его родителя.
Совет: Наблюдайте, как вы себя ведете по отношению к ребенку. Как отмечал Эйнштейн, решение проблемы требует выхода за рамки того уровня понимания, на котором она появилась. Если родитель не готов к расширению своего сознания и не получает новой информации относительно сложившейся ситуации, то ее разрешение маловероятно. В этом случае целесообразно обратиться к специалисту, который поможет разобраться в причинах трудностей во взаимоотношениях с ребенком и предложит рекомендации по изменению поведенческих стратегий.




