Семья

Как наладить общение с воспитателем в детском саду: распространенные ошибки родителей

Фото: img.freepik.com

Некоторые родители стараются избегать выражения недовольства, опасаясь негативного влияния на ребенка. Однако критика может быть полезной, если не допускать типичных ошибок.

С началом посещения детского сада родителям необходимо адаптироваться к тому, что в воспитании их ребенка будут задействованы специалисты, не входящие в семью. При условии эффективного взаимодействия и конструктивного общения, педагоги способны стать ценными партнерами и помощниками в развитии ребенка. Вполне возможно, что эти люди станут вашими противниками или же проявят полное равнодушие к вашему ребенку. То, как будут развиваться события, во многом предопределено вашими действиями.

Не критикуйте

«Почему вы отправили ребенка на прогулку без майки под футболкой?», «В чем причина вашего замечания моему сыну, если первым начал драку не он?», «Что вы постоянно ее отстраняете?» — подобные вопросы родителей, заданные с заметным недовольством, могут создать у педагога впечатление о его некомпетентности. Каждое такое высказывание передает воспитателю мысль о том, что он выполняет свою работу некачественно и без должного профессионализма. Это неприятно, вызывает отторжение и не побуждает к улучшению, даже если это необходимо. Разумеется, любой специалист подвержен ошибкам в своей деятельности. И чтобы сразу указать на них, не попытавшись спокойно прояснить ситуацию — значит, гарантировать себе в дальнейшем отстраненные и неприязненные отношения с теми людьми, которые играют, занимаются, гуляют и общаются с ребенком пять дней в неделю. Критическое и обвиняющее отношение родителей к педагогу быстро перенимает малыш. И тогда — стоит ожидать непослушания в группе, капризов и нежелания посещать сад.

Если у вас возникают вопросы относительно действий педагога или вы обнаружили в его работе явные недостатки (например, ребенок отправился на прогулку зимой без варежек), назначьте встречу с воспитателем для обсуждения произошедшего. Для этого попросите педагога выделить удобное время для разговора, а в ходе беседы спокойно (избегая обвинений и претензий) изложите факты, вызывающие ваше беспокойство. Например: «Вчера я увидела, что Ваня гулял без варежек», или «Оля рассказала, что ее накачали». Предоставьте воспитателю возможность высказаться и поделиться своей точкой зрения на ситуацию. Подчеркните свою готовность к совместной работе и поиску решения, а не занимать позицию родителя, предъявляющего претензии. Вопросы вроде: «Я понимаю, что сбор группы на прогулку из 30 детей – непростая задача. Как я могу помочь, чтобы Ваня в будущем гулял в варежках?» или «Действительно, разобраться, кто прав, кто виноват в детской ссоре, непросто. Что мне следует объяснить дочери, чтобы впредь вам не приходилось ее наказывать?» – помогут укрепить взаимодействие с воспитателем и предотвратить возникновение проблемных ситуаций в будущем.

Не контролируйте

«Что мой сын ел сегодня? С кем он играл во время утренней прогулки? А во время вечерней прогулки? Сколько раз ворочался перед сном? Как он себя вел на утренних занятиях?» — подобными подробными вопросами некоторые родители ежедневно осыпают воспитателя. Они выясняют, наблюдают из-под окон, расспрашивают у других. Стремление знать обо всех действиях педагога возникает в семьях, где родители испытывают тревогу и постоянно переживают за ребенка. В своем беспокойстве они часто не замечают, как изматывают воспитателя и отнимают его личное время. Контролируя, они неосознанно и явно выражают недоверие к действиям педагога и его квалификации, что препятствует установлению контакта.

Понимание того, что происходит с ребенком, является важным для каждого родителя, и это стремление заслуживает одобрения. Чтобы узнать о событиях дня вашего ребенка в детском саду, достаточно обратиться к воспитателю вечером с общим вопросом. Например, можно спросить: «Как прошел сегодняшний день у Саши?» или «Как пожила Катя сегодня?». Воспитатель сам определит, какую информацию необходимо вам сообщить. В противном случае, доверяйте опыту и профессионализму педагогов, а также вашей собственной способности решать возникающие проблемы, если что-то не удалось заметить вовремя.

Не конфликтуйте

Конфликтные ситуации и разногласия неизбежны в процессе общения. Это касается и взаимоотношений между педагогами и родителями. Если вы будете упорно отстаивать свою позицию, не давая воспитателю возможности высказать свое мнение, будете повышать голос и проявлять раздражение при каждом внутреннем несогласии с происходящим в детском саду, вы рискуете создать конфликтную ситуацию. Ведь в таком случае ребенок за драку был посажен на стульчик в сторонке и исключен из общей игры, можно впасть в форменное негодование и раздуть громкий скандал раздуть… Но в итоге вы потеряете с воспитателем всякую связь и кроме скупого утреннего «здравствуйте» вам больше не о чем будет говорить. Подумайте, нужны ли вам такие отношения?

Если вы наблюдаете, что воспитатель проявляет явное раздражение по отношению к вашему ребенку и открыто выражает свое недовольство вам как родителю, постарайтесь внимательно выслушать педагога, чтобы понять причину его гнева. Используйте фразы, такие как: «Да, я понимаю вас», «Я понимаю, как утомил его плач сегодня», «Трудно, когда дети сразу начинают драться». Это позволит воспитателю почувствовать, что его понимают и выслушивают, а не оставляют с проблемами в группе. Это поможет снизить напряжение в разговоре. Выразите готовность решать ситуацию со своей стороны, используя фразы: «Я непременно поговорю с сыном дома», «Как родитель, я обдумаю, как избежать подобных ситуаций». Спросите педагога напрямую, в чем он видит вашу помощь и как вы могли бы сотрудничать для решения возникших трудностей.

Не жалуйтесь за спиной

Когда родители, сталкиваясь с вопросами, касающимися посещения ребенком детского сада, выбирают решение этих вопросов через вышестоящие инстанции, избегая прямого общения с воспитателем, — разрушение доверия в отношениях становится неизбежным. Ничто не ранит педагога сильнее, чем жалоба, переданная «по неофициальному каналу». Современным родителям несложно составить электронное письмо и отправить его. Заведующая детским садом, районный отдел образования, соответствующее министерство, администрация президента – в конечном итоге все они легко получат информацию о проблеме, получив краткое электронное сообщение. После чего, по факту каждого обращения на любой уровень руководства, должна проводиться детальная проверка. Это отнимает у педагогов время, нарушает обычный ход работы и вызывает досаду из-за осознания того, что если бы родители обратились непосредственно в группу, — вопрос был бы решен быстрее и проще. Обида, непонимание, ощущение предательства, а порой и беспомощности — эти чувства возникают у воспитателя, столкнувшегося с попыткой родителей решить проблему «через вышестоящие инстанции». Недоверие и желание избегать дальнейшего общения, которое такие родители будут вызывать у педагога, иногда негативно сказываются и на ребенке. Такое поведение, как считают воспитатели, лучше вообще не допускать. Во всех, даже самых положительных контекстах. А то вдруг снова обратятся с жалобой.

Когда родители не согласны с методами воспитания, используемыми педагогом, предпочтительнее найти время для личной встречи с воспитателем. В ходе беседы необходимо ясно и без обвинений изложить имеющиеся претензии и совместно с педагогом поискать пути решения возникшей проблемы. Если такая встреча не принесла результатов, целесообразно обратиться к заведующему детским садом или его заместителю для обсуждения вопроса. Благодаря их опыту руководства педагогическим коллективом и практической работе с детьми, они смогут оказать существенную помощь в изменении поведения педагога к лучшему.

Не игнорируйте слова воспитателей

Посещение детского сада предполагает адаптацию к установленным правилам группы, соблюдение режима дня и выполнение указаний педагогов. Этот процесс усваивается ребенком постепенно. В процессе адаптации воспитатель может обращаться к родителям с просьбами о помощи. К примеру, просить приучать ребенка дома пользоваться столовыми приборами и самостоятельно одеваться, чтобы малыш комфортно осваивался в детском саду, важно играть с ним в спокойные игры и прививать культуру общения, исключающую драки. Это облегчает адаптацию как для ребенка, так и для воспитателя. Если родитель не прислушивается к просьбам педагога и вынужден самостоятельно решать вопросы воспитания, это усложняет работу и может сделать некоторые ситуации неразрешимыми. Отклонять рекомендации воспитателя стоит только в том случае, если вы готовы к разрыву сотрудничества и хотите продемонстрировать пренебрежение к его опыту и профессиональным качествам.

Если ожидания педагогов существенно расходятся с вашими принципами воспитания, стоит задуматься о необходимости посещения детского сада. Детские сады, исторически возникшие для формирования у ребенка «нормативных» (признанных, ожидаемых, поддерживаемых) моделей поведения, общения и восприятия мира, устанавливают единые, универсальные требования ко всем детям. Если вам они не близки, не стоит тратить силы на безуспешные попытки изменить систему, а лучше забрать ребенка из сада и рассмотреть альтернативные варианты развития. Сейчас существует множество таких возможностей: частные развивающие клубы, коммерческие группы и детские центры, использующие различные педагогические подходы.

Больше полезных и интересных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.