Zorkaya

Сайт для девушек!

История создания «Тетриса» и его авторские права: взгляд на феномен игры

Фото: img.freepik.com

Авиационный институт и МГУ

Алексей Пажитнов родился шестнадцатого апреля 1955 года в Москве. Его отцом был литературовед и философ Леонид Пажитнов, а дед по отцовской линии был актёром. Математические способности проявились у Пажитнова-младшего ещё в детстве, поэтому он учился в математической школе № 91, где в то время работал один из разработчиков системы матклассов Владимир Сапожников. По окончании школы Пажитнов поступил в Московский авиационный институт, однако после первого курса перешёл на механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

Как был создан «Тетрис»

Алексей, после окончания учебы, поступил на работу в Вычислительный центр Академии наук СССР, изначально он работал экспертом-патентоведом, а затем перешел к решению задач, связанных с искусственным интеллектом и распознаванием речи. Программист часто вспоминал, что в небольшом помещении, где было всего пять рабочих мест, одновременно трудилось до пятнадцати человек. Поэтому Алексею нередко приходилось задерживаться допоздна, до полуночи, чтобы после ухода коллег получить возможность поработать за компьютером. Иногда он даже оставался на ночь.

Для восстановления сил и генерации свежих идей программист приступил к разработке компьютерных головоломок. Создание «Тетриса» было вдохновлено настольной игрой под названием пентамино, и Алексей решил разработать ее компьютерную версию. Первоначальная версия «Тетриса» была создана Пажит новым для компьютера «Электроника 60» в 1984 году. В качестве основы он использовал семь фигурок, которые впоследствии стали стандартным набором Тетриса, и за две недели запрограммировал базовую структуру игры. Первый «Тетрис» выглядел довольно просто, но уже позволял играть! Для того времени это стало настоящим достижением.

Как «Тетрис» стал цветным

В этой истории есть ещё один важный участник — программист Вадим Герасимов. Несмотря на то, что он не был разработчиком игры, он внес значительный вклад в её создание, адаптировав «Тетрис» для цветного формата. Ему было всего 16 лет, когда учитель информатики представил его в Вычислительном центре Академии наук, чтобы он мог попрактиковаться в программировании. Именно там его заметили и предложили принять участие в работе над «Тетрисом».

Читать:  Почему Меган Маркл отказывается от нарядов известных модных брендов

Позже Алексей Пажитнов рассказал в интервью о Вадиме Герасимове: «Я дал ему дискету с кодом. И думал что он пропадёт месяца на 4. А потом придёт жаловаться, что игра не работает. Но он через 4 дня привёл меня за руку к ПК и показал работающую версию игры». Вадим Герасимов самостоятельно разобрался с операционной системой MS DOS и переписал игру для компьютера IBM. Кстати, Алексей Пажитнов называет Герасимова «абсолютным гением».

Как получилось, что «Тетрис» перешел к Стейну

Тетрис» набирал популярность, распространяясь сначала по Москве, затем по всей стране и за её пределами. Через несколько месяцев в столицу прибыл Роберт Стейн, венгерский импортёр программного обеспечения. По неизвестным причинам Алексей Пажитнов передал Стейну «Тетрис». Однако Роберт Стейн не стал передавать полученные безвозмездно права на интеллектуальную собственность. Он продал права на игру компаниям Mirrorsoft и её дочерней структуре Spectrum HoloByte.

Алексей Пажитнов впоследствии заявлял, что на самом деле он не подписывал никаких документов, подтверждающих его согласие на продажу прав на игру «Стейн». После этого история игры становится крайне сложной, однако не менее захватывающей, чем сама игра.

Mirrorsoft и Spectrum HoloByte, получившие права у Стейна, выпустили собственную версию «Тетриса», отличающуюся качественной графикой и звуковым сопровождением. Затем они предоставили права на игру другим компаниям на основе системы сублицензирования. Таким образом, «Тетрис» продолжил распространяться, уже без участия своих первоначальных разработчиков. Игра приобрела статус сенсации, и западные журналисты начали освещать первую игру, появившуюся из-за «железного занавеса», и выявили её истинного создателя. В то же время Стейн отправился в Москву, чтобы приобрести права у настоящих создателей «Тетриса», но получил отказ. В конечном итоге, становилось всё сложнее определить, кто теперь, с юридической точки зрения, владеет правами на игру. Чтобы разобраться в этой истории, посмотрите документальный фильм «Тетрис» на канале Ne PSD».

Читать:  Кристина Асмус: 7 неожиданных фактов из жизни актрисы

«Тетрис» стоит 1,5 миллиарда долларов

В итоге, после продолжительных изменений, к началу 1989 года шесть различных компаний заявили о своих правах на версии «Тетриса» для различных компьютеров и устройств. Борьба за права на публикацию игры достигла апогея, и в последний момент в ситуацию вмешался тогдашний лидер СССР Михаил Горбачев!

Какую же выгоду получил сам разработчик игры? В течение первых десяти лет существования «Тетриса» Алексей Пажитнов не получал никаких средств за него. Только в 1996 году, после истечения срока действия первой лицензии, создатель игры начал получать первые, хотя и невеликие выплаты от продаж.

примерно 30 миллионов долларов мог бы получить Алексей, если бы не передал свои права на десять лет Стейну. Общий доход, который принесла игра «Тетрис» и о котором сообщают различные издания, составляет около 1,5 миллиарда долларов США. В настоящее время права на бренд «Тетрис» принадлежат Алексею Пажитнову и Хэнку Роджерсу, голландскому дизайнеру видеоигр и предпринимателю, в равных долях.

Почему «Тетрис» так популярен

Алексей однажды в интервью поделился размышлениями о том, что случилось бы с «Тетрисом», если бы он был выпущен не 30 лет назад. Завладел бы он сердцами столь же большого числа людей? Или же дело было в отсутствии в те годы игр, способных составить конкуренцию «Тетрису»? Тем не менее, «Тетрис» продемонстрировал, что время не властно над ним. Игра остаётся популярной и по сей день. Сегодня это уже не просто игра, а соревновательный вид спорта, финальные матчи которого привлекают миллионы зрителей на YouTube.

Читать:  Как создается контент на телеканале Домашний: взгляд изнутри

Личная жизнь Алексея Пажитнова

Создатель «Тетриса» состоит в браке уже длительное время, его супругой является переводчица с английского языка Нина Пажитнова. У пары два сына – Пётр и Дмитрий. С 1991 года Пажитнов с семьей проживает в Соединенных Штатах Америки. По словам программиста, причиной переезда в Америку стало убеждение партнёра по бизнесу. Спустя пять лет после переезда, в 1996 году, он начал работать в компании «Майкрософт», где занимался разработкой головоломок Pandoras Box. В 2017 году в результате несчастного случая на горнолыжной трассе на горе Рейнир погиб младший сын Пажитнова, Дмитрий.

«Человек мира»

Алексей Пажитнов в настоящее время проживает в Сиэтле. Создатель знаменитой игры «Тетрис», живущий в Америке более трёх десятилетий, заявляет, что не ощущает себя на все сто процентов американцем или русским. Он находится в промежуточном состоянии: «Мне комфортно на этой планете, и я полагаю, что являюсь человеком мира».

По мотивам этой истории был создан фильм «Тетрис»

Два года назад стало известно о начале съёмок фильма «Тетрис», повествующего о жизни создателя игры и его современников. В центре сюжета — известная история приобретения прав на игру, завершившаяся победой Хэнка Роджерса. Роль Алексея Пажитнова исполнил актёр Никита Ефремов. Предполагается, что премьера фильма состоится в конце 2022 года.

Похожие статьи
Галерея постов