
«Здравствуйте! Моя дочь начала посещать детский сад. В период адаптации она приходила в сад со слезами, но вечером я забирала ее с позитивным настроем. Примерно через полтора месяца дочь начала жаловаться на одну из воспитательниц, утверждая, что та толкает и бьет ее. Жалобы повторялись регулярно. Воспитательница как-то подошла к нам и объяснила, что таким образом ребенок выражает стресс, испытывает трудности в установлении контакта с другими детьми и просит вернуться домой.
Жалобы ребёнка не прекращались. Воспитатель сообщала, что дочь начала играть и заниматься. Затем воспитательница позвонила и посоветовала нам обратиться к психологу для консультации, поскольку дочь уже давно рассказывает педагогу, что её бьёт и толкает, что вызывает беспокойство у воспитательницы. Я беседовала с психологом детского сада. Она пообещала поговорить с ребёнком. Также дочь утверждает, что играет с воспитателем, который, по её словам, её «обижает». Мы наблюдаем, что воспитательница проводит время с детьми: оформляет выставку детских работ после занятий, ведёт страницу группы для родителей в социальной сети. Как найти выход из этой ситуации?».
Анна, 32 года
Не стоит сразу прибегать к скандалу, поскольку юридическое решение вопроса можно отложить. Сначала важно выяснить все обстоятельства, пообщавшись со всеми вовлеченными сторонами: воспитателем, педагогом, психологом, самим ребёнком и, возможно, с родителями других детей.
Чтобы определить, являются ли рассказы ребенка плодом воображения или основаны на реальных событиях, важно понаблюдать за его поведением. Прежде всего, следует оценить, насколько свойственна дочери склонность к обильным фантазиям, случалось ли ранее, что она рассказывала о вещах, которые никогда не происходили на самом деле. Фантазии свойственны всем детям, однако некоторые из них прибегают к вымышленным историям слишком часто.
Второй важный момент – регулярно беседуйте с дочерью о ее пребывании в детском саду. Задавайте разнообразные вопросы: что ей нравится в саду, какие у нее впечатления, как зовут новых друзей и воспитателей, какие совместные поделки они выполняют и тому подобное. Необходимо избегать прямых вопросов о случаях, когда ее обижали воспитатели. Если ребенок склонен к богатой фантазии, он может воспринять ваш интерес к теме как повод для выдумывания историй.
Если не заострять внимание на данной ситуации, можно по словам дочери сделать вывод о том, что в саду к ней относятся не самым благоприятным образом. Либо, наоборот, удостовериться в том, что воспитатель не проявлял по отношению к ней какого-либо оскорбительного поведения.
Важно спокойно и без обвинений обсудить ситуацию с воспитателем и педагогом. Необходимо установить, как давно ребёнок начал выражать недовольство воспитателем. Если жалобы начались в первые недели посещения детского сада, то, скорее всего, он переживает период адаптации и испытывает стресс. Некоторые дети сильно привязаны к матери и им сложно налаживать контакт с незнакомыми людьми. Чтобы избежать неприятных переживаний и не пропускать детский сад, они могут прибегать к манипуляциям, например, сообщать о плохом самочувствии или говорить о том, что их обижают. Также необходимо прояснить, что подразумевается под фразой «воспитатель толкает ребёнка». Это может быть агрессивное поведение, а может быть лёгкое подталкивание, чтобы направить ребёнка, например, в группу, на прогулку или побудить присоединиться к играм с другими детьми.
Выясните, оказывала ли воспитательница когда-либо воздействие на девочку. Возможно, стоит пообщаться и с родителями других воспитанников. Крайне редко бывает, что воспитатель проявляет агрессию только по отношению к одному ребенку. Чаще всего, агрессивное поведение затрагивает всех или нескольких детей, что во многом определяется характером воспитателя. Уточните у родителей, высказывали ли их дети подобные жалобы.
Я бы рекомендовала обратиться к независимому специалисту, такому как психолог или коуч, который не связан с этим детским садом. Необходимо, чтобы он провёл беседу с ребёнком и выяснил, являются ли его рассказы плодом воображения или девочка подвергается реальному насилию. После обсуждения ситуации со всеми причастными лицами и консультации со специалистом, не заинтересованным в разрешении конфликта, можно будет сформировать полное представление о происходящем и определить дальнейшие шаги.
Необходимо подчеркнуть, что работники детских садов регулярно привлекаются к ответственности за некачественное выполнение своих должностных обязанностей. В частности, речь идёт о случаях применения физического воздействия на детей, а также об оставлении их без присмотра (если это привело к травме ребёнка или его уходу с территории учреждения).
Учебное учреждение несёт ответственность, если случаи, перечисленные выше (травма, самовольный уход, физическое насилие), получили объективное подтверждение и не вызывают сомнений. В ситуации, когда ребёнок предъявляет нечёткие и расплывчатые жалобы, необходимо поддерживать постоянную связь с администрацией детского сада и воспитателями для определения причин его беспокойства.
Если будут предоставлены данные, подтверждающие факты неисполнения или ненадлежащего исполнения работниками своих обязанностей в отношении ребёнка, можно будет рассмотреть вопрос об их ответственности. Важно отметить, что в качестве доказательств могут быть использованы сведения, представленные в любой форме и на различных носителях, которые способны подтвердить произошедшее.
В соответствии с законодательством, каждая образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие безопасность обучения, воспитания, присмотра и ухода за учащимися, а также обеспечивающие их жизнь и здоровье (п. 2 ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Ненадлежащее исполнение администрацией и сотрудниками детского сада своих обязанностей в отношении ребенка может повлечь квалификацию их действий по п. «б» ч. 2 ст. 238 Уголовного кодекса РФ как предоставление услуг, не соответствующих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, предназначенных для детей младше шести лет. Это преступление классифицируется как тяжкое и предусматривает наиболее суровое наказание, включая лишение свободы на срок до шести лет.




