
Практически каждый взрослый осознает, что время – один из самых драгоценных активов, однако как донести эту мысль до ребенка, для которого существует лишь текущий момент? О своем опыте обучения детей пониманию времени рассказала автор книги «Дом как маленькое государство», мама двух дочерей, посол семьи, домашнего уюта и комфорта Диана Ходаковская.
В наше время умение эффективно управлять своим временем имеет большую ценность. Знакомство с понятием времени можно начинать с дошкольного возраста. Несмотря на то, что в этом возрасте ребенок воспринимает время как неограниченное, чем раньше взрослый поможет ему научиться грамотно использовать этот важный ресурс, тем лучше. Тайм-менеджмент – это не врожденное умение, поэтому его развитие будет полезно как ребенку, так и взрослому.
Наиболее эффективное обучение ребенка происходит через личный пример. Дети перенимают жизненные принципы и систему ценностей, которую демонстрируют их родители, поэтому взрослым важно не просто объяснять, как правильно распоряжаться временем, но и показывать это на собственном опыте. Существует множество методик, направленных на формирование навыков управления временем, и мы рассмотрим те, которые будут доступны для понимания детям.
1. Составление плана на день или неделю
Для того чтобы у ребенка сформировалась привычка планировать, важно предоставлять ему возможность участвовать в составлении распорядка дня или недели. Наиболее подходящим временем для этого является воскресенье, накануне рабочей недели. Помимо обсуждения планов, необходимо их фиксировать в письменном виде. Для этого можно приобрести ребенку ежедневник или планер. Сейчас на рынке представлен широкий выбор подобных изделий, включая модели с оформлением, ориентированным на детей.
Ежедневник в формате дневника станет полезным приобретением для школьников, поскольку такой вид оформления им знаком и обеспечивает хороший обзор всей недели. Для младших школьников предусмотрена возможность иллюстрировать свои записи рисунками или использовать наклейки: изображение медведя в кровати будет напоминать о необходимости отхода ко сну, картинка с игрушками – о времени для уборки, а книжка – о необходимости почитать.
Обучить ребенка работе с планером также возможно. Для этого необходимо совместно отработать несколько полезных привычек:
-
планировать всю неделю наперед, оставляя пустые графы для срочных дел;
-
каждый вечер перед сном проговаривать планы на завтра. Когда ребенок знает, что его ждет, он чувствует себя спокойнее и увереннее;
-
если ребенок уже умеет писать сам, не мешайте ему составлять список дел, не ругайте за ошибки, а лучше дайте возможность проявить творчество. Можно для этого использовать фломастеры, текстовыделители и наклейки, чтобы отмечать, например, приятные дела и необходимые обязанности;
-
приучите детей писать все пометки от руки. Сегодня появилось много разных гаджетов для планирования дел, однако пока ребенок пишет рукой, он больше вовлекается в процесс и обдумывает дальнейшие действия.
2. Определение приоритетов задач с помощью матрицы Эйзенхауэра или расстановка задач по степени важности
В действительности, формирование навыков расстановки приоритетов – это задача, которую должны решать родители, обучая своих детей. Этот навык пригодится не только в обычной жизни, но и в процессе обучения, а также в профессиональной деятельности. К примеру, перед школьнику предстоит выполнить тестирование. Важно объяснить, что следует начинать с выполнения легких заданий, а затем переходить к сложным. Матрица Эйзенхауэра наглядно демонстрирует, как корректно разделить жизнь на продуктивные и непродуктивные периоды, позволяя сосредоточиться на важном и избегать бесполезной траты времени. При заполнении таблицы активируется стратегическое мышление.
Метод предполагает классификацию всех задач на четыре категории:
-
Важные и срочные. В этот раздел следует вносить задачи, требующие незамедлительного решения, поскольку их несвоевременное выполнение может привести к нежелательным последствиям, например, подготовка к урокам на следующий день, срочный визит к врачу и подобные дела.
-
Важные, но несрочные. Зачастую сюда добавляют задачи, которые легко упустить из виду. Создается впечатление, что если они не требуют немедленного выполнения, то их можно не делать. К примеру, школьное или детское творческое задание, срок сдачи которого наступает на следующей неделе.
-
Срочные, но неважные. Для детей эта категория зачастую является одной из самых сложных. В ней представлены задания, способные отвлекать от основной работы. Здесь можно развить способность отказываться от назойливых просьб сверстников, которые вовлекают в неважные дела.
-
Неважные и несрочные. К этой категории обычно относят занятия, которые забирают много времени, но необходимы для восстановления умственных сил. Они помогают отвлечься и дать мозгу передышку: отдых, встреча с друзьями, просмотр мультфильмов.
Прежде всего, дайте ребенку возможность самостоятельно организовать свои задачи в таблице, а затем обсудите его выбор. Объясните, почему определенные пункты оказались в конкретных ячейках. Узнайте, по каким причинам ребенок оценил что-то как важное, а что-то как незначительное. Часто дети не согласны с определенными обязанностями и переносят их в последнюю категорию. Спросите, как вы можете ему помочь, и одновременно расскажите, что задачи, требующие большой сосредоточенности, лучше выполнять в первой половине дня. Выполнив трудное и неприятное дело, вы избавляетесь от тяжелого бремени, которое оно создает.
3. Применение метода последовательных действий или разбиение задач на более мелкие составляющие
Взрослые осознают, что для достижения масштабной задачи необходимо разбивать ее на более мелкие, выполнимые этапы. Принцип постепенного продвижения – действенный психологический инструмент, позволяющий реализовать поставленные цели. На начальном этапе родителям рекомендуется оказывать поддержку детям в определении небольших задач и контроле за их решением, а впоследствии – просто наблюдать за логикой рассуждений подросшего ребенка. Важно последовательно решать небольшие задачи.
-
Формулирование цели. Это может включать в себя создание школьного проекта, участие в конкурсах или праздничных мероприятиях, а также приобретение дорогостоящих игрушек или электронных устройств.
-
Определение подзадач. Составление плана для достижения главной цели – наиболее сложная задача, поэтому родителям рекомендуется помочь ребенку разбить ее на более мелкие, понятные шаги. Важно, чтобы эти шаги были максимально ясными и конкретными.
-
Установка дедлайнов. Если необходимо достичь поставленной цели к конкретной дате, важно обсудить это и установить сроки для выполнения каждой отдельной задачи. При этом следует учитывать особенности темперамента ребенка и корректно определить временные рамки.
-
Поддержка во время выполнения задач. Следует обращать внимание на каждый небольшой прогресс, которого достигает ребенок, и поддерживать его. Это послужит хорошим стимулом для завершения текущих дел и поможет в реализации более масштабных задач в будущем. Подчеркивайте значимость каждого шага, так как он приближает к желаемому результату. Помогите детям использовать фразу «пока у меня не получается», объясняя, что со временем они справятся со всем.
Принцип постепенного продвижения актуален не только в управлении временем. Знакомство детей с реалиями взрослой жизни должно происходить постепенно. Лучше всего демонстрировать ребенку, как вы справляетесь с повседневными задачами, вовлекая его в свою жизнь. Взрослые нередко ограждают детей от решения многих проблем, стремясь сохранить их беззаботное детство, однако по мере взросления необходимо привлекать их к обсуждению и решению семейных вопросов. Таким образом можно передавать свои моральные принципы, иначе это сделают образовательное учреждение и другие люди.
4. Календарь или доска с заданиями для наглядности
Дети младшего возраста тяготеют к ярким и красочным вещам, а более старшие школьники оценят современные решения, поэтому, учитывая возраст ребенка, можно приобрести настенный календарь, магнитную, маркерную, меловую или пробковую доску, чтобы планирование на каждый день было на виду.
Ученикам современных школ приходится запоминать и удерживать в памяти значительно больше информации, чем их предшественникам. В результате многие дела оказываются забытыми. Чтобы не упускать из виду наиболее важные задачи, можно применять контрольные списки: по завершению задачи ставится отметка галочкой или наклейкой.
Детям проще ориентироваться во времени, используя обратный отсчет, поэтому адвент-календари могут стать полезным инструментом для обучения этому навыку. Сейчас существует множество таких календарей, созданных к Новому году или Рождеству, но этот метод подходит и для отметки других значимых дат. В них можно отмечать дни рождения родственников, спортивные соревнования, концерты, контрольные работы и другие важные события.
Настенная доска способна эффективно выполнять функции планировщика. Записывайте на нее расписание посещения всех секций и кружков ребенка, а также указывайте время, необходимое на дорогу. Это позволит ребенку видеть, сколько у него остается свободного времени для отдыха, прогулок и игр. При составлении графика занятий учитывайте возраст и особенности характера ребенка, чтобы не перегружать его в стремлении к достижениям и высоким оценкам.
5. Мотивация для ребенка
Чтобы помочь ребенку научиться управлять своим временем, важно отмечать его успехи, а не неудачи. В качестве стимула можно использовать поощрения, такие как призы, наклейки или другие награды, которые будут стимулировать его к дисциплинированности и пунктуальности. Собранные наклейки, к примеру, можно обменять на угощение – вкусный торт.
Важно помнить и о собственном примере. Детям младшего возраста свойственно желание подражать родителям, поэтому не стесняйтесь показывать им свои ежедневники, чтобы продемонстрировать, что взрослые тоже следят за временем.
При поддержке и мотивации важно учитывать эмоциональное состояние ребенка. Как и взрослые, дети могут испытывать различные чувства. Иногда они не расположены к деятельности и даже чувствуют себя истощенными. В этот период необходимо уменьшить нагрузку, так как, несмотря на то, что мотивацию можно поддерживать постоянно, детям требуется время для отдыха и отсутствия каких-либо занятий. Взрослые нередко упускают это из виду, поскольку современный ритм жизни стремительный, и возникает желание успеть сделать все, а также присутствует множество отвлекающих факторов.
Разговор о планировании времени уместен с детьми любого возраста, но для самых маленьких лучше использовать иное название, например, «порядок». Задача взрослого – помочь ребенку научиться распоряжаться своим временем, чтобы хватало на все значимые для него занятия: игры, отдых, развитие, помощь родителям и общение со сверстниками. При этом важно не переусердствовать. Чтобы процесс обучения приносил ребенку радость, используйте различные методы, соответствующие его возрасту. Не ограничивайте себя, ведь дети с удовольствием перенимают взрослые советы, поэтому превратите планирование времени в увлекательную игру и дополнительную возможность провести время вместе.




