
Дети, у которых диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), испытывают не только трудности с концентрацией. По оценкам, распространенность этого расстройства составляет около 21% среди детей. Оно существенно затрудняет их социальную адаптацию, часто вызывает негативное отношение со стороны педагогов и препятствует установлению дружеских отношений со сверстниками. В результате ухудшаются школьные результаты, возникают сложности в общении, а самооценка постепенно падает.
Нейроразнообразие предполагает отличные от общепринятых способы восприятия, а также специфические особенности памяти, планирования и самоконтроля. Поэтому то, как мы взаимодействуем с ребенком, может оказывать либо положительное, либо негативное влияние.
О важности позитивного подхода в речи
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не просто трудности с концентрацией, а комплекс проблем, затрагивающих организацию, планирование, управление временем и память. Логопеды и психологи Райан Сутера и Микки Ли подчеркивают, что критические замечания могут негативно влиять на самооценку ребенка. Следует учитывать, что дети легко усваивают информацию, и слова значимых взрослых со временем становятся их внутренним диалогом. Это говорит о необходимости для родителей выработать стиль общения, способствующий снижению тревожности и укреплению уверенности ребенка.
Оптимистичный и вселяющий надежду настрой не только помогает справляться с эмоциями, но и способствует формированию навыков самопомощи, которые важны для взрослой жизни. Согласно современным исследованиям, применение позитивных утверждений и конструктивных альтернатив вместо привычных критических замечаний существенно увеличивает мотивацию и улучшает эмоциональное состояние детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
существуют определенные фразы, которые не стоит произносить детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ
если бы тебе было не безразлично, ты бы не забыл»
По данным исследований, у до 85% детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наблюдаются проблемы с рабочей памятью. Это связано не с недостатком мотивации, а с особенностями их когнитивных процессов. Вместо того чтобы критиковать ребенка, необходимо оказывать ему поддержку и предлагать помощь.
Альтернатива: «Я осознаю, что память не всегда безошибочна. Давайте совместно выставим напоминания – будь то визуальные подсказки или звуковые сигналы – чтобы не упустить значимое».
Этот метод позволяет не просто учитывать сложности, с которыми сталкивается ребенок, но и предоставлять ему средства для самостоятельного преодоления этих трудностей.
приложив больше усилий, ты смог бы достичь успеха»
Частое упрощенное объяснение не учитывает, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) нередко уже прикладывают все возможные усилия для выполнения заданий. Их нейронные процессы отличаются от общепринятых, что подтверждается данными исследований в области нейронауки и мнением специалистов.
Альтернатива: «Я замечаю, как много усилий ты прилагаешь, и это имеет большое значение. Возможно, стоит вместе обдумать альтернативные способы решения этой задачи?»
Благодаря такому способу взаимодействия, ребёнок чувствует себя поддержанным и получает возможность находить решения вместе со взрослым.
3. «Остановись и подумай, прежде чем действовать»
Импульсивность, часто встречающаяся при СДВГ, обусловлена нейрологическими особенностями, а не отсутствием самоконтроля.
Альтернатива: «Мне кажется, тебе сейчас непросто взять паузу. Попробуем вместе обдумать, что может помочь тебе немного замедлиться и понять, что происходит?»
Этот вопрос способствует тому, чтобы ребенок понял свою индивидуальность и выработал стратегии управления эмоциями, а не испытывал чувство вины из-за кажущейся неспособности контролировать себя».
ты сам выбрал это, поэтому будь готов и заверши начатое»
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности способны на состояние глубокой концентрации, но их увлеченность задачей может быстро угасать. Попытки заставить ребенка продолжать заниматься тем, что больше не вызывает положительных эмоций или ощущения удовлетворения, могут привести к снижению заинтересованности и эмоциональному истощению.
Альтернатива: «Если вы чувствуете усталость, давайте сделаем паузу или попробуем другой подход к выполнению этой задачи».
Данная стратегия учитывает потребность ребенка в разнообразии занятий и помогает формировать умение контролировать свои чувства.
5. «Сиди спокойно»
Попытки добиться от ребенка с СДВГ тишины и неподвижности сопоставимы с тем, как если бы вы пытались заставить автомобиль двигаться с заторможенными колесами. Физическая активность способствует их эмоциональной регуляции и обработке информации, поэтому необходимо уделять ей больше внимания, чем попыткам удержать ребенка на месте.
Альтернатива: «Я понимаю, что тебе требуется физическая активность. Давайте отдохнем ненадолго и немного пройдемся или выполним несколько упражнений».
Согласно исследованиям, выполненным в авторитетных медицинских центрах, установлено, что регулярные физические упражнения положительно влияют на концентрацию и способность к запоминанию.
Родителям детей с СДВГ на заметку
Специалисты определяют ряд действенных подходов, облегчающих адаптацию ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в социуме. Рассмотрим, какие аспекты важны для родителей.
Сотрудничество с педагогами и другими экспертами
Коммуникация с педагогами. Необходимо сообщить педагогам о потребности вашего ребенка в индивидуальном подходе. Совместное планирование учебного процесса дает возможность создать адаптированные методики обучения, такие как применение визуальных опор, небольших по объему заданий и частых перерывов.
Психологическая поддержка. Постоянное общение со специалистами в области психологии и терапии, имеющими опыт работы с СДВГ, позволит вам и вашему ребенку выработать методы, направленные на повышение организованности и улучшение контроля над эмоциями.
Создание режима
Режим дня. Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности создание предсказуемого распорядка дня способствует уменьшению уровня стресса. Эксперты советуют структурировать время, выделяя периоды для обучения, развлечений и отдыха, что позволяет снизить риск неконтролируемых поступков.
Использование визуальных планировщиков. Использование календаря, составление расписания или применение карточек с заданиями позволит ребенку легче планировать свои дела и уменьшит беспокойство, вызванное отсутствием четкого представления о будущем.
Методы саморегуляции и техники релаксации
Физическая активность. В ежедневный распорядок следует добавлять физические упражнения, направленные на повышение концентрации и стабилизацию эмоционального состояния. Научные данные свидетельствуют о том, что занятия, например, дзюдо или йогой, положительно влияют на рабочую память и помогают уменьшить стресс.
Дыхательные упражнения и медитация. Дыхательные упражнения и небольшие медитации способны помочь ребёнку успокоиться при эмоциональном напряжении и избыточной активности.
Внимание к эмоциональному состоянию
Развитие эмоциональной грамотности. Помогите ребенку научиться определять и выражать свои эмоции. Для этого можно использовать разговоры, чтение книг или игры, в ходе которых обсуждаются чувства. Осознание собственных эмоций способствует более эффективному контролю над импульсами у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Поддержка самооценки. Подчеркивайте достижения и прилагаемые усилия, даже если они кажутся незначительными. Регулярное поощрение способствует формированию положительного самовосприятия, что особенно необходимо для детей, которые часто подвергаются критике со стороны одноклассников.
Рекомендации по здоровому образу жизни
Сбалансированное питание. Согласно ряду исследований, существует взаимосвязь между рационом питания и поведением детей, страдающих СДВГ. Рекомендуется обратить внимание на то, чтобы питание содержало достаточное количество белков, омега-3 жирных кислот и было ограничено по содержанию сахара. Для определения возможности изменения рациона питания с целью улучшения когнитивных способностей ребенка с данным расстройством, следует проконсультироваться с медицинским специалистом.
Качественный сон. Дефицит сна способен усугублять проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Для создания благоприятной обстановки перед сном рекомендуется ограничить использование электронных устройств ребенком и выработать у него привычку ложиться спать в одно и то же время.
Коррекция стиля общения с детьми, имеющими СДВГ, может оказать значительное влияние на их развитие. Вместо критики рекомендуется применять фразы, оказывающие поддержку, которые помогают им понимать свои индивидуальные характеристики и осваивать эффективные стратегии решения проблем, создавая тем самым основу для их успешного роста.
Изменение подхода к общению и применение дополнительных способов поддержки позволяют детям с СДВГ ощущать себя понятыми, любимыми и способными справляться с проблемами, что создает прочную основу для их уверенного и успешного развития.




