
Какое «третье место» ищет поколение Z

Американские социологи отмечают, что молодежь все чаще выражает недовольство отсутствием доступных мест для общения с друзьями, где не требуется оплачивать вход или заказывать напитки. Данная тенденция, особенно заметно проявившаяся после пандемии коронавирусной инфекции
Что такое «третье место»
Социолог Рэй Ольденбург в 1980-х годах обратил внимание на так называемые «третьи места», подчеркнув их важность для любого общества. Обычно дом и офис рассматриваются как «первое» и «второе» места, однако за их пределами должно существовать еще одно пространство, где люди могут общаться, заниматься самообразованием или увлечениями.
Библиотеки, книжные магазины, парки, кофейни, площадки для выгула собак и даже церкви справедливо можно назвать местами, которые объединяют людей. Концепция «третьего места» предполагает открытость и доступность для представителей различных групп населения, при этом вход либо бесплатен, либо стоит совсем немного.
Ричард Кайт, преподаватель этики из Университета Витербо в Висконсине, подчеркивает, что посещение «третьего места» происходит спонтанно – «туда не стремятся, чтобы понаблюдать за окружающими и продемонстрировать себя».
В своей книге 2000 года «Боулинг в одиночку: крах и возрождение американского сообщества» политолог Роберт Д. Патнэм предположил, что американцы стали меньше времени уделять традиционным местам встреч, таким как церкви, общественные клубы и боулинг-центры, предпочитая уединение.
В разговоре с The New York Times он констатировал, что люди все чаще чувствуют себя оторванными от общества, сокращают время, проводимое с друзьями, и все больше времени проводят в одиночестве дома. К факторам, способствующим этому, относятся увеличение количества виртуальных контактов, расширение онлайн-развлечений и постепенное исчезновение так называемых «третьих мест». Сегодня людей, прежде всего, рассматривают как потребителей, которые обязаны заплатить определенную сумму за посещение какого-либо места.
Значительное влияние на ситуацию оказала и пандемия COVID-19, поскольку люди стали чаще работать удалённо, стирая границы между личной и рабочей жизнью и усиливая социальную изоляцию. По данным социологов, ещё десять лет назад общение с друзьями занимало у нас в среднем 6,5 часов в неделю, что вдвое превышает нынешние показатели.
Что говорят молодые люди
Кайла Прауэлл, 23-летняя жительница Филадельфии, рассказывает, что ей нередко хочется посетить места, где нет необходимости совершать покупки, а есть возможность просто приятно отдохнуть.
«В детстве я посещала кружки вязания и любителей природы, занималась танцами, и все это происходило после уроков , — вспоминает она. — Возможно, это связано с возрастом, но сейчас поиск подходящих мест занимает значительно больше времени».
Бриана Райни, 32-летняя писательница из Сент-Луиса, тоже сталкивается с подобной проблемой. После окончания рабочего дня она хотела бы найти место для отдыха в реальном мире, где не требуется платить высокие цены за посещение или приобретать алкогольные напитки.
«Чтобы найти себе занятие, я стала посещать бары с бильярдом и дартсом. Иногда я даже брала с собой настольные игры» , — говорят она.
Поколения Z и миллениалы прекрасно осознают, что значит находиться в сети постоянно, но при этом испытывать чувство одиночества. Это вполне объяснимо, поскольку в цифровом пространстве сложнее заводить новых друзей и поддерживать существующие отношения. Однако некоторые онлайн-форумы и чаты могут служить своеобразными «третьими местами», где люди находят себе подобных.
По мнению социологов, даже несмотря на то, что представители поколения Z выросли в эпоху цифровых технологий, многие из них все чаще выбирают реальные мероприятия, такие как кинофестивали и мастер-классы, а также предпочитают торговые центры онлайн-платформам.
Основной фактор здесь в том, что технологический прогресс повышает нашу самостоятельность и снижает потребность во взаимодействии с другими людьми. Возможность бронировать путешествия, совершать покупки, развлекаться, пользоваться банковскими услугами, консультироваться с врачом и заниматься спортом, не покидая дома — но что это за цена?
«С каждым годом становится очевидно, что у нас сокращается количество социального взаимодействия, и установление новых знакомств за пределами дома и рабочего места требует определенных усилий , — говорит Ричард Кайт. — Чтобы встретиться с кем-то, мы должны это запланировать» .
В любом случае, вопросом создания «третьих мест» должны заниматься прежде всего местные органы власти, активисты, занимающиеся защитой городской среды, и архитекторы. Они способны формировать в городе пространства, которые делают человека чем-то большим, чем просто потребителя. Возможно, в этом случае проблема одиночества утратит свою актуальность.