
Почему аутичные дети не выполняют просьбы: разбираемся в патологическом избегании требований

Иногда избегание является следствием особенностей развития. Люди с аутизмом, как дети, так и взрослые, могут испытывать выраженное избегание выполнения требований. Патологическое избегание требований (ПИТ) – это определенный тип поведения, который наблюдается у некоторых людей с расстройствами аутистического спектра и характеризуется нежеланием выполнять просьбы и соответствовать ожиданиям окружающих.
Несмотря на кажущуюся безобидность, важно помнить, что многие рутинные действия, такие как уход за полостью рта, также являются обязательными. В связи с этим, людям с аутизмом может быть затруднительно следить за личной гигиеной или придерживаться установленных правил.
Какие требования вызывают ПИТ?
Прежде всего, людям с аутизмом может не приносить удовольствия прямые требования. Например, вопросы или просьбы, адресованные другим людям, такие как: «надень обувь», «оплати счет», «подожди здесь».
Помимо непосредственных запросов, возражения возникают также косвенные или внутренние требования.
-
Время. Попытки установить конкретное время прибытия и/или окончания работы часто вызывают нежелание.
-
Планы. Заранее составленные планы способны как снижать, так и повышать уровень тревоги по мере приближения к назначенному времени. Однако неспособность принимать неопределенность затрудняет совершение импульсивных действий.
-
Вопросы. Когда вас просят ответить на вопрос напрямую, это вызывает раздражение.
-
Решения. Порой сам процесс выбора или даже размышления о нем способен вызвать состояние, известное как «паралич возможностей».
-
Внутренние телесные потребности. Даже потребность сходить в туалет.
-
Собственные чувства или желания.
-
Неопределенность. Неспособность справляться с неопределенностью является одним из ключевых факторов, влияющих на приступы панического расстройства. Человеку с аутистическими чертами и ПИТ необходимо знать, что его ожидает, и иметь возможность контролировать происходящее.
-
Похвала. Это предполагает надежду на повторение действия или его улучшение в будущем. В связи с этим, положительное подкрепление может оказаться неэффективным.
-
Переходы между действиями. Озабоченность будущим возникает из-за необходимости сделать паузу и переключиться на другую деятельность. В буквальном смысле, человек с аутизмом может испытывать затруднения с переходом от бодрствования к сну, проявляющиеся в нежелании вставать со стула).
-
Ожидания. Как свои, так и собственные.
-
Сенсорная перегрузка. Слишком громко, слишком шумно, слишком все вокруг. Американский блогер Тейлор Хитон описывает это как «Я не могу тебя услышать, свет слишком яркий».
-
Присутствие других людей.
-
Любимые занятия. Избегание может быть вызвано не только неприятными вещами, но и тем, что доставляет удовольствие, например, хобби или общением с друзьями.
Кроме того, существуют требования внутри требований. Например, существует значительное требование – посещение кинотеатра. В его рамках заключено множество более мелких: необходимость соблюдать тишину, не отвлекаться, реагировать уместно, находиться в непосредственной близости от других посетителей и тому подобное. И, разумеется, нескончаемый перечень ежедневных обязанностей: просыпаться, умываться, чистить зубы, одеваться, принимать пищу, готовить, убирать, учиться, работать, отдыхать – этот список можно продолжать бесконечно.
Как помочь ребенку с ПИТ
Каждый родитель переживает за своего ребенка и желает, чтобы в его жизни было меньше проблем. Когда речь идет о ПИТ, решение этой задачи представляется крайне сложным, однако есть определенные шаги, которые помогут облегчить жизнь ребенку.
1. Думайте наперед
Изучите расписание на завтра или на ближайшую неделю и постарайтесь предвидеть, с какими трудностями может столкнуться ваш ребёнок. Заранее определив возможные факторы, вызывающие стресс, вы сможете разработать план действий. Подготовьте перечень действий, которые помогут отвлечь ребёнка и улучшат его состояние в моменты беспокойства или во время кризисных ситуаций.
2. Составляйте расписание вместе
Для детей с расстройствами аутистического спектра предсказуемость и структурированный распорядок дня имеют большое значение, поскольку помогают им чувствовать себя уверенно. Знание о предстоящих событиях позволяет ребенку ощущать контроль над ситуацией и располагает временем для усвоения полученной информации.
Когда ребенок подрос, составление графика может стать совместным процессом, позволяющим ему самостоятельно добавлять или исключать задачи. Это способствует развитию чувства самостоятельности. Визуальные расписания особенно эффективны для детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Следите за уровнем стресса
Возможно, вы обратили внимание на то, что эмоциональное состояние и поведение ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) могут резко меняться. Важно научиться распознавать ранние признаки чрезмерного стресса у ребенка, чтобы вовремя помочь ему, отвлечь или уменьшить нагрузку.
По мере взросления ребенка важно обучить его определять собственные переживания стресса и уметь рассказывать о них.
4. Дайте ему пространство
Регулирование эмоций может представлять сложность для детей с расстройством аутистического спектра. Важно предусмотреть в доме и школе место, где ребенок сможет уединиться и успокоиться. Это пространство не должно быть перегружено предметами, способными вызвать сенсорный дискомфорт. Рекомендуется заранее обсудить этот вопрос с педагогами школы или воспитателями детского сада.
5. Сохраняйте спокойствие
В моменты детской тревоги и паники важно, чтобы взрослые окружающие обеспечивали ощущение спокойствия и защищенности. Для этого необходимо уметь контролировать собственные эмоции, чтобы помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию. Попробуйте делать глубокие вдохи и считать до десяти в уме, прежде чем реагировать на ребенка, чтобы избежать напугивания и усугубления его беспокойства.
Как требовать без требований
В любом случае, вам неизбежно придется обращаться к ребенку с просьбами или настаивать на соблюдении им общепринятых норм и правил. Чтобы снизить его сопротивление и чувство досады, применяйте следующие подходы.
1. Говорите косвенно
Использование косвенных просьб помогает ребенку воспринимать их не как директивы, а как интересное задание. Например, вместо фразы «Ты должен сделать это», можно сказать: «Давай посмотрим, что у нас получится». В большинстве случаев следует избегать выражений, начинающихся с «Тебе пора» или «Ты должен».
2. Дайте ему время
Для обработки информации требуется определенное время, поэтому можно озвучивать свои намерения и предоставлять ребенку возможность осмыслить их. К примеру, при общении с детьми можно предложить задание, которое позволит аутичному ребенку сначала понаблюдать за другими, чтобы у него появился шанс заинтересоваться деятельностью самостоятельно.
3. Используйте интересы ребенка
Понимание интересов своего ребенка имеет большое значение. Любимые герои или игровые элементы могут помочь смягчить требования или сделать их менее личными. К примеру, если ваш ребенок любит фильмы о Гарри Поттере, можно сказать: «Профессор Дамблдор говорит, что в школе такие правила». Кому мы будем спорить с профессором Дамблдором?
4. Предлагайте выбор
Предложите ребенку несложный выбор из двух альтернатив, чтобы избежать «паралича возможностей». При этом одно действие должно быть предопределено, а ребенок получает возможность выбора способа его выполнения. К примеру: «Когда мы пойдем гулять, ты предпочтешь держаться за мои руки или пойдешь с друзьями?». Прогулка состоится в любом случае, но ребенок получает возможность выбора, как именно он хочет ее провести