Zorkaya

Сайт для девушек!

Буллинг: виды школьной травли и её причины

Фото: img.freepik.com

Более десяти лет Центр толерантности работает над решением проблемы травли и конфликтов, возникающих в школьном и взрослом коллективах. На сайте проекта «Каждый важен» доступны бесплатные сценарии для проведения занятий, посвященных буллингу, а также памятки и рекомендации для родителей и педагогов.

Буллинг — что это такое?

Буллинг, или травля, представляет собой систематическое проявление агрессии, которое выражается в физическом, словесном или психологическом давлении. Его цель – запугать, унизить или иным образом навредить жертве. Подобное поведение может наблюдаться как среди детей, так и во взрослой среде. Наиболее очевидными признаками буллинга являются нападения, оскорбления, исключение из общения (бойкот, игнорирование) и другие агрессивные действия.

Как выбирают жертву

Часто можно услышать, что буллинг всегда имеет причины и не возникает на пустом месте. Даже существует некий образ «жертвы травли». Среди распространенных причин травли называют национальность, состояние здоровья, выраженные физические особенности, поведенческие характеристики (например, замкнутость или стеснительность), успеваемость или социальный статус семьи. Педагоги часто определяют детей, имеющих эти признаки, как «группу риска», что препятствует осознанию того, что любой ребенок может стать объектом травли.

Даже если ребенок отличается от своих сверстников, это не является оправданием для травли и не делает его потенциальной целью. Один и тот же человек, обладающий заметными отличиями, может оказаться в роли жертвы в одном коллективе, а в другом – нет. В третьей группе травли не возникнет вовсе, а сформируется комфортная и безопасная обстановка для каждого. Никто не должен подвергаться негативному отношению. И если ребенок стал объектом травли, это не обязательно связано с его личными качествами.

Буллинг – распространенная трудность для группы людей, где сложилась иерархия принципов, допускающая его проявление. В подобном сообществе неприятие и насилие становятся обыденностью, а наблюдатели предпочитают не вмешиваться, пока кто-то страдает.

Основные признаки буллинга

Различие между конфликтом и буллингом заключается не только в характере событий, но и в особенностях взаимодействия между вовлеченными сторонами. Следует учитывать следующие аспекты:

1. Повторяемость. В отличие от обычного конфликта, который может быть единичным случаем и разрешиться посредством беседы, буллинг носит систематический характер. Повторяющиеся случаи травли приводят к тому, что она становится хронической проблемой.

2. Наличие перевеса в чью-либо сторону. При возникновении конфликта все участники находятся в равных условиях. Каждый из них одинаково подготовлен к нападению или обороне и имеет возможность заручиться поддержкой сторонников и помощников для повышения вероятности победы, поскольку ощущает поддержку окружающих.

При буллинге одна из сторон имеет заметное превосходство в физической силе, социальном статусе или степени влияния. Это может проявляться в виде физического превосходства, высокой популярности или доступе к различным возможностям. Также при травле агрессоры нередко обладают численным перевесом. В ситуациях, связанных с травлей, жертва не является равноправным участником конфликта, а становится объектом агрессии со стороны более сильной группы или отдельного человека. Жертвам травли нечасто удается получить помощь и поддержку, поскольку они чувствуют себя изолированными: они винят себя, стесняются рассказывать о случившемся и ощущают себя беспомощными.

3. Причина конфликта. Любой конфликт возникает из-за конкретной причины – объекта спора, вокруг которого и развивается ситуация: это могут быть материальные ценности, интересы, взаимоотношения, а также борьба за статус в коллективе и прочее.

Травля не связана с каким-то определенным предметом или событием, она возникает на основе поводов. Поводом может послужить практически что угодно. Внешний вид, такие характеристики, как цвет волос или особенности телосложения, имя и фамилия – все это может стать причиной для «цепления». Неприязнь могут вызвать национальность, увлечения или интересы. В равной степени жертвой травли может стать и отличник, и ученик с неудовлетворительными оценками, и самая привлекательная девушка в школе, и ее одноклассница, не отличающаяся особой внешностью. Любой человек может оказаться жертвой травли.

Как понять, что ребенок сталкивается с буллингом

Поведение ребенка, пережившего травматический опыт:

  • проявляет признаки тревожности, стресса или депрессии;

  • часто меняется поведение, ребенок становится замкнутым, уходит в себя, теряет интерес к прежним увлечениям;

  • приходит из школы в грязной или испорченной одежде;

  • не хочет объяснять, откуда появились синяки, ссадины, куда делись его вещи («потерял»);

  • боится идти в школу, симулирует, или у него действительно возникают физические симптомы (головная боль, боли в животе) перед походом в учебное заведение;

  • избегает общения с одноклассниками или взрослыми, предпочитает оставаться наедине с собой;

  • вы слышите от ребенка разговоры о том, что ему кажется, будто он никому не нужен, он хуже всех.

На какие признаки можно обратить внимание, чтобы понять, проявляет ли ребенок агрессивное поведение:

  • ведет себя более агрессивно, стал замкнутым или, наоборот, чрезмерно активным.

  • рассказывая о других детях, часто упоминает о том, как кто-то «должен быть на своем месте», кого-то «нужно научить» или говорит с презрением о других;

  • начинает дружить с агрессивными или конфликтными сверстниками;

  • становится более закрытым, не делится своими переживаниями, скрывает что-то важное;

  • повышенная эмоциональность, частые вспышки гнева, когда дело доходит до разговоров о школе или одноклассниках;

  • тон и содержание сообщений в социальных сетях и мессенджерах

  • появляются физические признаки того, что ребенок участвовал в драке — приходит домой с синяками или другими травмами не может объяснить, как они появились;

  • поступают жалобы на поведение ребенка по отношению к сверстникам или учителям.

Как понять, что ребенок — свидетель буллинга:

  • может начать вести себя более замкнуто, становится менее общительным или, наоборот, проявляет агрессию;

  • у ребенка наблюдаются частые смены настроения, тревога, страх перед посещением школы или определенных мест;

  • говорит о том, что переживает за кого-то из своих друзей или одноклассников;

  • появляются физические проявления стресса: головные боли, боли в животе, бессонница или другие симптомы, которые могут быть вызваны эмоциональным напряжением;

  • снижение успеваемости: если раньше ребенок учился хорошо, но начались проблемы с успеваемостью, это может быть знаком того, что его отвлекают другие мысли или переживания;

  • избегание разговоров о школе: ребенок может уклоняться от обсуждения школьных дел, активности с одноклассниками или упоминания определенных товарищей;

  • изменение круга общения: ребенок может знакомиться с новыми друзьями или, наоборот, отдалиться от старых;

  • часто прячет телефон или закрывает компьютер, не хочет делиться информацией о своих переписках.

Читать:  Беспрецедентные снимки Юпитера: взгляд, которого еще не было

Ребенок, ставший свидетелем травли, проявляет симптомы, аналогичные признакам жертвы. Это не случайность, поскольку свидетели буллинга также являются пострадавшими, они подвергаются эмоциональному воздействию со стороны обидчика.

Поясним, почему фраза «это просто детские разборки» не всегда уместна»?

Облегчение проблемы травли до уровня «детских разборок» не позволяет оценить ее серьезность и приводит к недооценке переживаний пострадавшего. Это также формирует атмосферу безразличия, когда окружающие не считают нужным вмешаться и помочь тем, кто подвергается преследованиям. Подобный механизм социального бездействия способствует усугублению проблемы и упрощает действия агрессоров, которым со стороны свидетелей оказывается негласное согласие.

Последствия буллинга для всех сторон

Издевательства оказывают разрушительное воздействие на всех вовлеченных лиц, даже на тех, кто не позиционирует себя таковыми – на пассивных наблюдателей, присутствующих при травле. Рассмотрим поочередно последствия издевательств для тех, кто подвергается травле, для агрессоров и для свидетелей.

Для жертвы

  • Постоянный стресс;

  • Тревожность;

  • Депрессия;

  • Низкая самооценка;

  • Ощущение одиночества и отсутствие доверия, даже к самым близким людям;

  • Трудности в развитии социальных навыков, вызванные боязнью общения;

  • Неудовлетворительная успеваемость и недостаток мотивации к обучению;

  • Пессимизм;

  • Отсутствие возможности представить себе благоприятное развитие событий в будущем;

  • Развитие хронических заболеваний;

  • В некоторых ситуациях травля становится причиной самоубийств или стрельбе (на агрессию по отношению к другим детям и педагогам) в школе.

Для агрессора

Многие дети, проявляющие агрессивное поведение, растут в семьях, где сами становятся жертвами физического или психологического насилия, либо становятся невольными свидетелями конфликтов (развод родителей, скандалы), либо сталкиваются с ситуацией, когда их потребности в близости и заботе не удовлетворяются взрослыми. В результате подобных условий дети перенимают разрушительные модели поведения, учатся пренебрегать собственными и чужими чувствами, испытывают недостаток сочувствия.

  • В будущем люди, причастные к травле, нередко сталкиваются с поведенческими проблемами, у них проявляются антисоциальные черты и возникают конфликты с правоохранительными органами.

  • Отсутствие возможности устанавливать и поддерживать здоровые границы в общении.

  • Для разрешения любых противоречий отдают предпочтение силовому воздействию и давлению.

  • Не умеют создавать тесные, основанные на доверии отношения.

Для свидетелей

Наблюдают за издевательствами не только дети, но и взрослые, включая педагогов, родителей, администрацию школы и специалистов. Благополучие детей во многом определяется реакцией взрослых на случаи травли.

Наблюдение за ситуациями травли, когда человек не вмешивается, может вызвать у него состояние, называемое «травма свидетеля». Оно характеризуется:

  • хроническом чувстве бессилия, чувстве вины за свое бездействие, в нормализации насилия, когда травля или агрессия воспринимаются, как что-то нормальное, естественное или даже «полезное» («травля — это школа жизни», «будь сильным», «это нормально, всех травили в школе» и другие токсичные убеждения о травле);

  • оправдании насилия. Оно формируется как копинг-стратегия в ответ на мучительные чувства вины и бессилия от наблюдаемых сцен травли. Формируется виктимблэйминг — обвинение жертвы в собственной виновности в травле, а также в ее провоцировании, привело к снятию ответственности с агрессора.

  • постоянном страхе стать жертвой. Свидетели буллинга часто замыкаются в себе, боятся отличаться, выделяться, подсознательно или осознанно принимают сторону агрессора. У детей снижается успеваемость, мотивация к учебе, желание приходить в класс, где они ежедневно испытывают на себе давление агрессора.

Свидетели также подвергаются травле, хотя это может быть незаметно для взрослых. По этой причине большая часть класса, не вовлеченная непосредственно в ситуацию, редко привлекает внимание психологов и классных руководителей. Однако именно от свидетелей зависит наличие травли в классе, так как агрессоры действуют лишь с негласного одобрения большинства. К тому же, в классах, где сформировалась атмосфера, терпимая к травле, кто-то из свидетелей может стать следующим агрессором или жертвой. Устранение из класса как инициатора, так и жертвы травли не решает проблему, поскольку вскоре ситуация повторяется.

Виды буллинга

  • Физический буллинг: к таким проявлениям травли относятся удары, подножки, толчки, а также намеренная порча личных вещей. Эти факты обнаруживаются достаточно легко и позволяют оперативно принимать меры реагирования.

  • Вербальный буллинг: оскорбления, угрозы, насмешки, унизительные прозвища, которые могут глубоко ранить и разрушать самооценку жертвы. Чаще всего они основаны на каких-либо отличительных признаков жертвы (национальность, особенности, имя и т. д.). По определению содержат в себе признаки дискриминации, оскорблений на национальной, религиозной, культурной и другой почве.

  • Социальный и психологический буллинг: бойкот, сплетни, исключение из коллектива. «Методы» социального буллинга чаще используют девочки. В их исполнении травля плохо выявляется, носит характер психологических манипуляций, исключает явные физические признаки. Кроме того такие агрессоры часто скрываются под маской ярких, активных, успешных на первый взгляд детей, поэтому взрослым сложно поверить в их причастность к травле, когда факты выходят наружу. Частое трагическое последствие социальной или психологической травли — доведение до самоубийства.

  • Кибербуллинг: с развитием технологий появилась новая форма травли — в интернете. Примеры: использование социальных сетей для распространения хейта, распространение личных данных и фотографий, создание унизительных мемов и публикация их в сети, формирование сообществ, основанных на неприязни, в социальных сетях, исключение жертвы из групповых чатов, информационное отстранение жертвы, преследование жертвы в онлайн-среде. Эта форма травли представляется одной из наиболее опасных.

Кибербуллинг имеет ряд ключевых особенностей, отличающих его от обычного преследования:

  1. Отсутствие идентификации. Невозможно установить личность человека, действующего под псевдонимом. Когда не представляется возможным определить источник угрозы, уязвимость ощущается особенно остро.

  2. Кибербуллинг отличается своей постоянностью, не имеет границ во времени и пространстве, и не позволяет избежать его воздействия.

  3. Благодаря широкому распространению, в сети интернет злые шутки или оскорбления могут мгновенно стать известными во всем мире.

  4. Кибербуллинг не имеет очевидных проявлений, что затрудняет его выявление родителями и учителями, поскольку не сопровождается заметных следов.

  5. Прекратить травлю бывает непросто. В отличие от физического насилия, остановить затянувшуюся травлю в сети значительно труднее.

Факторы, вызывающие травлю: каковы её корни?

Буллинг представляет собой многогранное социальное явление, обусловленное множеством факторов и причин. Существует распространенное убеждение, которое серьезно затрудняет профилактику и противодействие травле. Оно заключается в том, что проблемы, связанные с буллингом, проистекают исключительно из особенностей жертвы: ей приписывают недостаток уверенности в себе, неумение защищать свои права или неспособность интегрироваться в коллектив сверстников. Однако подобная позиция не учитывает всей сложности рассматриваемой ситуации и приводит к виктимблеймингу и оправданию насилия, о которых говорилось ранее.

Читать:  Как занять ребенка без гаджетов во время отпуска

Буллинг — это сложный и систематический процесс, в который вовлечены жертва, обидчик, свидетели и общество в целом.

1. Объединение в группы против одного

На групповую динамику подвержены как дети, так и взрослые. В классе или группе сверстников один из ребят может стать «объектом» для издевательств по различным причинам – из-за внешности, интересов или даже случайного стечения обстоятельств. Значительную роль играет групповое самоопределение: дети хотят ощущать свою принадлежность к коллективу и, стремясь к этому, могут выбирать «жертву» из числа тех, кто не вписывается в их представление об «идеале». Чаще всего это происходит из-за стремления укрепить свой авторитет в группе и избежать отторжения. Группа, где защита от исключения достигается посредством агрессии и безразличия, представляет угрозу для каждого ребенка, входящего в ее состав.

Если для сохранения социальной группы ключевыми окажутся отказ от насилия, борьба с травлей, уважение к разнообразию и обеспечение безопасности для каждого, то именно такая модель поведения станет общепринятой, и случаи травли в таком сообществе либо не появятся, либо будут оперативно пресечены.

2. Молчание и согласие наблюдателей

Люди, не вовлеченные в травлю, могут косвенно поддерживать ее из-за нескольких факторов. К ним относится опасение стать объектом преследования, стремление не выделяться или отсутствие понимания, как правильно действовать в подобной ситуации. Те, кто наблюдает за происходящим, нередко предпочитают не вмешиваться, что способствует эскалации агрессии. Боязнь последствий или стремление избежать споров побуждают их к бездействию.

3. Влияние общества

Влияние общественных взглядов на агрессию и состязательность также существенно влияет на проявление буллинга. В культурах, где поощряется агрессивное поведение и соперничество, где с раннего возраста приучают давать физический отпор и выбирают друзей, исходя из их успеваемости или социального положения семьи, дети могут считать издевательства обыденным явлением. Если в семьях или в средствах массовой информации проводят аналогию между триумфом и властью, то подобные убеждения могут быть воспроизведены и в школе. В обществе, где ненасильственные методы решения проблем не приветствуются, буллинг может восприниматься как распространенная форма взаимодействия (что, разумеется, является ошибочным).

Буллинг представляет собой многогранное социальное явление, обусловленное не личными качествами пострадавшего, а сложными процессами, происходящими в группе, и воздействием социокультурных факторов. Осознание этих аспектов способно содействовать предотвращению травли и формированию более безопасной и благоприятной обстановки для всех детей.

Что делать, если ваш ребенок стал жертвой травли

Узнав о том, что его ребенок столкнулся с травлей в школе, родителю бывает очень тяжело справиться с эмоциями. Возникает желание немедленно заступиться, обратиться к педагогам, родителям обидчиков, к директору школы. Однако, пожалуйста, остановитесь и не предпринимайте таких действий! Сейчас самое главное – это ваш ребенок, и он нуждается в вас как в сильном, уверенном и спокойном человеке. Поэтому сделайте глубокий вдох, выдох… Необходимо правильно поддержать ребенка и избежать усугубления ситуации. Давайте последовательно рассмотрим правильный порядок действий.

1. Поговорите с ребенком

Прежде всего необходимо поговорить с ребенком. Постарайтесь выяснить как можно больше информации о происходящем, однако проявляйте осторожность. Избегайте давления и перебиваний. Узнайте, как он себя ощущает, что происходит в школе и кто вовлечен в травлю. Ваша цель – выслушать, оказать поддержку и убедить его в том, что он не одинок.

  • Сохраняйте спокойствие. Постарайтесь в максимальной степени контролировать свои эмоции. Если ребенок увидит вашу подавленность, ощущение унижения или проявление агрессии, он, вероятно, попытается защитить вас и замкнется в себе»;

  • Поддерживайте ребенка, независимо от обстоятельств. Важно, чтобы он знал, что вы всегда поддерживаете его. Это понимание сейчас критически необходимо для него, поскольку произошедшее ослабило его чувство безопасности и уверенности в себе.

  • Предложите свою помощь. Постарайтесь убедить ребенка в том, что вы готовы поддержать его. Не советуйте самостоятельно решать возникшие трудности. Будьте уверены, что если бы он мог, он бы уже предпринял все необходимые шаги, чтобы остановить издевательства. Фраза «Разберись сам» – самое жестокое и подлостное, что он может услышать от вас.

  • Совместно обсудите возможные способы решения проблемы. Не принимайте решения за ребенка, так как это может усилить его ощущение неспособности. Дайте ему возможность активно участвовать в происходящем и самостоятельно принимать решения. Подросток может даже попросить вас не вмешиваться, стремясь самостоятельно разрешить ситуацию. Не оказывайте давления, но внимательно наблюдайте за развитием событий. Если через неделю подростку не удалось справиться с ситуацией, предложите свою помощь;

  • Пожалуйста, не закрывайте дверь. Если ребенок пока не готов обсуждать произошедшее, убедитесь, что он знает, как тяжело говорить о подобных ситуациях. Подчеркните, что вы – взрослый, который замечает его состояние, понимает, что он чувствует, и готов выслушать и помочь в любой момент. Возможно, в следующий раз ему будет проще начать разговор.

поговорите с классным руководителем и школьным психологом

Привлеките педагогов и психолога. Опишите возникшую проблему, используя слова, которыми ее описал ваш ребенок. Не избегайте термина «травля», это необходимо для того, чтобы оценить ситуацию с должной серьезностью. Подчеркните, что вы испытываете беспокойство и рассчитываете на принятие конкретных мер.

согласуйте план действий с образовательным учреждением

Обратитесь к педагогам и школьному психологу с просьбой разработать четкие действия для разрешения возникшей ситуации. Это может включать проведение беседы со всем классом, работу с лицами, проявляющими агрессию, а также вовлечение родителей других учащихся. Настаивайте на реализации намеченных мероприятий, поскольку на кону благополучие вашего ребенка. Если в школе отсутствуют стандартные протоколы работы с буллингом, рассмотрите возможность привлечения внешних экспертов для помощи в решении проблемы. Изучите доступные варианты получения дополнительной поддержки в вашем регионе.

В Центре толерантности Еврейского музея любой класс Москвы может безвозмездно принять участие в антибуллинговой программе «Каждый важен». Зарегистрировать класс для участия можно через сайт или отправив письмо на электронную почту tc@tolerancecenter.ru. Если посещение центра невозможно, сотрудники Центра окажут содействие во внедрении программы «Каждый важен» в учебном заведении, вне зависимости от его местоположения.

Читать:  Свекровь появилась на свадьбе в свадебном наряде с фатой.

4. Контролируйте процесс

Необходимо регулярно проводить встречи с педагогами и психологом для оценки прогресса. В случае возникновения проблем, не стесняйтесь предлагать корректировки. Ваш вклад имеет большое значение.

Что произойдет, если предпринятые меры по противодействию травле не принесут желаемого результата?

Признание проблемы и поиск компромиссного решения не всегда под силу образовательному учреждению. Зачастую педагоги не принимают никаких действий или даже возлагают ответственность за случившееся на самого ребенка. В таких случаях необходимо прибегать к более активным способам решения вопроса.

  • Рассмотрите возможность перехода в другую школу или класс. Помните, что буллинг – это не просто разногласия между детьми, это проблема, затрагивающая всю систему общественных отношений. В некоторых случаях наиболее эффективным выходом станет смена класс или школу. Поговорите об этом с ребенком. Если вы примете такое решение, продолжайте действовать.

  • Обратитесь к директору школы с заявлением. В нем подробно изложите сложившуюся ситуацию и запросите принятие мер. Укажите, что согласно законодательству об образовании школа несет ответственность за обеспечение безопасности всех учащихся.

  • Если школа не принимает мер, следует обратиться в контролирующие органы. В частности, можно подать жалобу в департамент образования, Роспотребнадзор или к уполномоченному по правам ребенка, действующему в вашем регионе.

  • Чтобы добиться результата, важно привлечь внимание общественности. Если это не приносит желаемого эффекта, стоит обратиться к средствам массовой информации, социальным сетям или местным некоммерческим организациям, специализирующимся на защите прав детей. В некоторых случаях огласка способна изменить ход дела.

  • Если все остальные меры оказались неэффективными, следует обратиться в судебную инстанцию. Однако, прежде чем это сделать, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом.

Какие действия недопустимы для родителей

Буллинг – это непростая ситуация, затрагивающая всех участников, и предотвратить ошибки в ней не всегда просто. Ниже перечислены распространенные ошибки родителей, которых рекомендуется избегать.

не стоит искать объяснение буллингу в особенностях личности ребенка

Убедитесь, что он не виноват и не мог изменить ход событий. Любой человек может оказаться жертвой травли. Вопросы о том, возможно, он сам спровоцировал ситуацию, неуместны. Они лишь усугубляют чувство вины.

2. Не перекладывайте ответственность на ребенка

Сложно представить более болезненное переживание для ребенка, чем услышать от родителя в подобной ситуации «разберись с этим сам» или «дай сдачи». Наверняка, ребенок уже пробовал сделать все, что мог, и трезво оценивает ситуацию. Это разрушает доверие. Ребенок пришел к вам за помощью, он ожидает поддержки и понимания. Если вместо этого он слышит обвинения, он почувствует себя преданным. В будущем он может перестать делиться с вами своими проблемами, опасаясь осуждения.

Не каждый ребенок способен ответить агрессией на агрессию. У некоторых это невозможно из-за особенностей характера, полученного воспитания или чувства страха. Если вы советуете дать отпор, а ребенок не может этого сделать, он может ощутить вину за то, что не оправдал ваши ожидания или разочаровал вас.

Когда ребенок говорит «Дай сдачи», это демонстрирует, что агрессивное поведение считается приемлемым способом разрешения споров. Вместо этого стоит обучать его отстаивать свои интересы вербально, обращаться за помощью к взрослым и находить решения, основанные на компромиссе и мирном решении.

3. Не преуменьшайте проблему

Возможно, вам покажется, что ребенок преувеличивает значимость проблемы. Однако, если он ощущает, что его регулярно оскорбляют, высмеивают или подвергают придиркам, — это становится его настоящей реальностью. Восприятие ребенком ситуации, каким бы субъективным оно ни было, имеет большее значение, чем ваше или чье-либо другое.

Не стоит пытаться облегчить его состояние фразами вроде: «ничего страшного», «нужно немного потерпеть», «это просто шутка», «не обращай внимания». Подобные слова обесценивают переживания ребенка. Для него издевательства – это настоящая боль, страх и унижение. Его восприятие таких фраз может быть таким: «Твои чувства не имеют значения, просто терпи». Это создает ощущение, что он не может рассчитывать на вашу поддержку.

Когда ребенок слышит подобное, он может прийти к убеждению, что ему следует скрывать свои чувства и мириться с неприятностями. Однако подавленные эмоции не исчезают, а накапливаются, что может спровоцировать серьезные психологические трудности, такие как тревожность, депрессия, снижение самооценки или проявление агрессии.

4. Не давайте невыполнимых обещаний

Не давайте обещаний, которые сложно сдержать или которые не зависят от вас. Оказывайте поддержку, успокаивайте и будьте рядом, но избегайте фраз о скором решении и гарантиях, что подобное не повторится. Не давайте ребенку обещаний о сохранении тайны: для помощи в решении возникшей ситуации может потребоваться обращение к другим людям.

5. Не пытайтесь сами разобраться с ребенком-агрессором

Когда родители узнают о травле, с которой столкнулся их ребенок, часто возникает желание немедленно вмешаться и урегулировать конфликт с обидчиком. Многие начинают думать о том, чтобы поговорить с агрессором, сделать ему предупреждение или даже применить наказание. Однако такой подход может значительно ухудшить положение. После вашего вмешательства обидчик может начать мстить вашему ребенку и проявлять еще большую жестокость, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Более того, ребенок может воспринять это как признак вашей неуверенности в его силах и решить, что вы считаете его неспособным самостоятельно справиться с проблемами. Также он может подвергнуться насмешкам со стороны одноклассников, которые могут заявить: «Ты что, позвал родителей на помощь?». Наконец, прямое вмешательство в ситуацию между детьми нарушает личные границы как обидчика, так и вашего ребенка. Вы лишаете своего ребенка шанса приобрести навыки решения проблем, а агрессора – возможности понять, что он сделал не так, и исправить свое поведение.

Важно не только обеспечить безопасность ребенка в данный момент, но и помочь ему приобрести навыки преодоления жизненных препятствий, не утратив при этом самооценку и веру в собственные силы. Непосредственное участие в разрешении конфликта с обидчиком не всегда приводит к желаемым результатам, однако последовательное взаимодействие с учителями, психологами и руководством школы способно существенно повлиять на ситуацию.

Похожие статьи
Галерея постов