Zorkaya

Сайт для девушек!

Как крики влияют на психическое здоровье детей

Фото: img.freepik.com

Иногда родители повышают голос на детей, поддавшись внезапному порыву, однако в других семьях крик становится привычным способом воспитания. « Пока не закричишь, мой сын не может оторваться от места», — рассказывают матери подростков. Зачастую на улице можно наблюдать, как отец повышает голос на ребенка, который остановился, а мать пытается криком «успокоить» плачущего ребенка.

Иногда повышенный и агрессивный тон можно услышать и от педагога в школе. «Наша классная очень строго следит за порядком на уроке. Я понимаю, что сейчас трудно с детьми, они энергичны и шумны. Но если дети постоянно слышат крик и раздраженный тон, обращенные к ним, они начинают воспринимать это как обычное дело и привыкают к такому общению», — делится одна из мам.

Дети по-разному воспринимают агрессивное общение. Некоторые обладают достаточной внутренней устойчивостью, чтобы пережить подобный опыт без негативных последствий, в то время как более восприимчивые и чувствительные дети реагируют болезненно. По словам клинического психолога Марии Макухиной, систематический стресс может негативно сказываться на развитии ребенка.

Читать:  Как распознать признаки воспитания с токсичным родителем

В нашем материале мы расскажем о том, какие процессы происходят в организме ребенка, когда он слышит крик, и как это влияет на развитие его психики и поведения с течением времени.

— Прежде всего, необходимо предоставить краткую нейробиологическую информацию. В головном мозге присутствует область, называемая амигдалой (или миндалевидным телом), которая находится под корой, в белом веществе. Именно здесь возникают и обрабатываются наши эмоции. Амигдала активирует гипоталамус, отвечающий за множество процессов в организме, включая выработку кортизола – гормона стресса, производимого надпочечниками.

Сначала возникает социальная ситуация, которую амигдала анализирует, определяя ее эмоциональный контекст. В ответ на это формируются страх и тревога, которые реализуются посредством нейротрансмиттеров, активирующих гипоталамус. Гипоталамус, в свою очередь, стимулирует гипофиз, который активизирует кору надпочечников, вызывая высвобождение кортизола – гормона, переводящего организм в состояние повышенной готовности.

В данном случае все процессы, не критичные для поддержания жизни организма, временно приостанавливаются».

Когда возникают крики и проявления раздражения, воспитательный процесс прекращается.

Какие нежелательные последствия могут возникнуть?

  1. Если это повторяется регулярно, организм начинает адаптироваться, и процессы, необходимые для развития ребенка, но не критичные для его выживания, постоянно прерываются. Существуют исследования, демонстрирующие, что постоянный стресс приводит к торможению развития .

  2. Когда взрослый человек кричит на ребенка, это свидетельствует о проблемах с контролем над собой и управлением чувствами. Соответственно, он не способен регулировать эмоциональное состояние и поведение ребенка, и теряет связь с воспитательным процессом. Когда возникают крики и раздражение, воспитательный процесс прекращается.

  3. В такие моменты ребенок остается без внешней регуляции, которая нужна ему для познания и развития, пока его собственная регуляторная система еще не созрела. Говоря на уровне физиологии, лобная кора головного мозга еще не сформировалась, и он пока не может сам регулировать свои эмоции.

  4. Детская психика характеризуется склонностью к подражанию. Ребенок копирует действия значимых для него взрослых, тех, кто вызывает привязанность. Все, что делает родитель, воспринимается ребенком как допустимое поведение, и у него формируется внутреннее одобрение: «Если мама или папа поступают таким образом, значит, это нормально, и я тоже могу так делать». Регулярные родительские крики приводят к тому, что в сходных, по мнению ребенка, ситуациях он тоже начинает повышать голос: кричать на других детей или взрослых.

  5. Родительские крики вызывают у ребенка страх, тревогу, оцепенение.

  6. Такое поведение снижает ценность спокойного взаимодействия между родителем и ребенком, и со временем ребенок перестает реагировать на крики – они для него становятся обыденным шумом. Если изначально родитель может добиться желаемого, то впоследствии ему приходится использовать более жесткие способы воздействия.

Похожие статьи
Галерея постов