
Сохранить равновесие — задача не из легких. Важно поддержать ребенка, но при этом разъяснить ему, что вы не одобряете буллинг.
Известие о том, что ребенок травит кого-то в классе родителю принять бывает даже сложнее, чем весть о том, что он оказался жертвой. Первая реакция, скорее всего, будет заключаться в восклицаниях: «Невозможно!», «Это ошибка!» или «Кто-то его вынудил!». Такая позиция отрицания вполне понятна, однако она не способствует решению проблемы.
Поэтому первое, что нужно сделать — это объективно прояснить ситуацию. Обсудите ситуацию с другими родителями, педагогом и, безусловно, с ребенком. Этот разговор может оказаться сложным. Постарайтесь принять во внимание следующие аспекты.
Наказания не помогут
Наказание – это всего лишь ответ на нежелательное поведение, однако оно не способствует пониманию причин агрессии у ребенка. Буллинг нередко является следствием внутренних трудностей: неуверенности в себе, стремления к самоутверждению, нехватки внимания или подражания поведению взрослых. Наказание заставляет ребенка опасаться последствий, но не изменяет его восприятие окружающих и не помогает ему их понять. Зачастую оно лишь провоцирует усиление сопротивления. В результате у ребенка могут возникнуть чувства обиды, гнева или ощущения несправедливости. Вместо того чтобы проанализировать собственные действия, он может начать их скрывать или проявлять еще большую агрессию, чтобы продемонстрировать свою силу.
Ребенок не рождается с агрессивным характером – он приобретает его под воздействием внешних факторов, окружения и собственных душевных страданий. Ваша цель – не только пресекать нежелательное поведение, но и помочь ему осознать причины его ошибочности, а также сформировать у него альтернативные модели поведения. Поговорим о том, как этого достичь.
1. Поймите причины поведения
Попытайтесь понять причины агрессивного поведения вашего ребенка. Зачастую агрессия является реакцией на угрозу. Возможно, он испытывает неуверенность или чувствует себя изолированным. Не исключено, что он повторяет модели поведения, наблюдаемые в семье, в школе или в средствах массовой информации. Или, возможно, он ранее сталкивался с травлей и теперь сам проявляет агрессию. Постарайтесь определить, почему ребенок не ощущает себя защищенным и что он пытается доказать своим агрессивным поведением.
Чтобы разобраться в причинах поведения ребенка, полезно поговорить с ним, его учителями или школьным психологом.
2. Не отвергайте ребенка
Да, поведение вашего ребенка было неверным, однако это не означает, что он плохой человек. У него много достоинств, и в данный момент он особенно нуждается в вашей любви и поддержке. Подчеркните, что вы замечаете не только его промахи, но и его возможности. Обратитесь к нему словами: «Я уверен, что ты способен быть добрым и честным. Давайте выясним, что привело к такому поступку и как его можно исправить».
3. Помогите понять чувства жертвы
Объясните ребенку, что значит оказаться в ситуации, когда тебя обижают. Предложите ему представить, какие чувства он испытал бы, если бы стал объектом насмешек, игнорирования или унижения. Поделитесь с ним примерами из собственного опыта: расскажите, как вы лично переживали несправедливость или становились свидетелем травли.
Помогите ребенку осознать чувства окружающих, избегая обвинений: «Возможно, ты не замечаешь этого, но твои слова могут причинить боль другим детям» или «Я бы почувствовал себя очень огорченным и обиженным, если бы над мной насмехались или меня игнорировали».
Это способствует развитию у ребенка эмпатии, то есть умения сопереживать и понимать эмоции окружающих.
4. Учите альтернативному поведению
Важно продемонстрировать ребенку способы разрешения конфликтов и укрепления уверенности в себе без применения агрессии. К таким способам относятся занятия спортом, различные творческие направления, помощь окружающим (волонтерская деятельность), а также участие в увлекательных школьных проектах и прочее.
Как стать лидером, не прибегая к унижению? Необходимо научиться выражать свои чувства вербально, а не через действия. Рассмотрим, как заслужить признание среди ровесников, оказывая помощь или демонстрируя доброту и человечность.
5. Установите четкие границы
Необходимо донести до ребенка, что любые проявления насилия, оскорбления и травля недопустимы ни при каких условиях, независимо от того, к кому они направлены. Важно разъяснить, что такое поведение влечет за собой определенные последствия. При оценке действий ребенка следует фокусироваться именно на совершенном поступке, а не на его личности. Вместо применения наказаний стоит применять «восстановительный» подход, например, предложить ребенку совершить доброе дело по отношению к тому, кого он обидел, или обсудить способы исправления сложившейся ситуации.
6. Действуйте совместно
Мы готовы взаимодействовать с родителями пострадавшего ребенка и с администрацией школы для достижения наиболее благоприятного решения этой ситуации. Для всех участников важно найти общий язык и приложить максимум усилий, чтобы вопрос был решен внутри школы и, тем более, не перешел в судебное разбирательство.
7. Уделяйте внимание и проявляйте заботу
Агрессивное поведение у ребенка также требует внимания и поддержки. Зачастую агрессия является способом добиться внимания. Важно уделять ребенку больше времени, отмечать его положительные действия и поддерживать его увлечения. Это способствует укреплению его уверенности в себе и снижает потребность в самоутверждении через агрессию. Благодаря вашей поддержке и пониманию, он сможет научиться уважению к окружающим и мирному разрешению споров.




