Zorkaya

Сайт для девушек!

Как развивается мозг ребенка до трех лет: 9 интересных фактов

Фото: img.freepik.com

«От любви до ненависти один шаг» — так считают родители, наблюдая за поведением своего ребенка. Он то ищет объятий, то выражает неприязнь из-за того, что ему не купили плюшевого мишку. Что происходит в мозге ребенка? Является ли это нормой или в процессе воспитания были допущены ошибки?

1. Хуже видят

Груднички воспринимают окружающий мир совершенно иначе. Их зрение еще не так совершенно, как у детей постарше.

Младенцы в возрасте до трех месяцев способны воспринимать объекты, находящиеся на расстоянии до 25 сантиметров от их глаз. Способность различать цвета развивается у них к трем-четырем месяцах. Первоначально они лучше всего воспринимают сине-желтые оттенки, а к четырем-пяти месяцам начинают различать красный и зеленый цвета.

Формирование трехмерной модели окружающих предметов – процесс постепенный. Поэтому не удивительно, что новорожденный может не узнавать родственников, избегать зрительного контакта с ними и не обращать внимания на игрушки. В первые месяцы жизни он преимущественно реагирует на запахи и звуки, в частности, на голоса близких людей).

2. Лучше слышат

Детский слух более чувствителен, чем слух у взрослых. Дети способны улавливать значительно большее количество звуков. В связи с этим, им проще изучать новые языки, однако они более восприимчивы к негативному воздействии громкой музыки.

У младенцев нервная система головного мозга отличается высокой пластичностью. Образование новых нейронов и перестройка нейронных связей происходят значительно быстрее.

Развитие слуха у плода происходит с девятой по восемнадцатую неделю беременности, однако в период внутриутробного развития он ослаблен из-за присутствия околоплодных вод. После появления на свет, примерно в возрасте от четырех до шести месяцев, ребенок начинает различать различные тона голоса и способен определять, является ли он мягким или резким.

При крике на ребенка, когда вы его ругаете за что-то, он, скорее всего, обратит внимание на ваш гневный тон, а не на содержание замечания.

Читать:  Родив и оставив ребенка в туалете аэропорта Турции: россиянку оправдали, судьба малыша под вопросом.

3. У них узкий эмоциональный спектр

Мощные эмоции могут полностью захватывать внимание маленьких детей, не позволяя им воспринимать что-либо другое. Поэтому, когда они рассержены, они могут громко выражать неприязнь, хотя на самом деле не испытывают её. Как только гнев проходит, они стремятся к проявлению ласки и объятий.

4. Они — эгоцентрики

Маленький ребенок порой кажется, что он – главный в мире, и не склонен учитывать мнение взрослых. Когда его спрашивают: «Почему ты покрасил небо в зеленый цвет?», он возражает: «А почему бы и нет?». В таком случае дальнейшие доводы кажутся бесполезными.

В поддержку этой позиции швейцарский психолог Жан Пиаже провел исследование среди трехлетних детей. Если у малышей в этом возрасте спросить, сколько у них братьев и сестер, он назовет цифру, включая себя. Ему скорей всего не придет в голову не считать себя.

Не стоит ассоциировать этот период развития мозга с эгоцентризмом. Действительно, ребенок склонен думать, что окружающий мир сосредоточен только на нем. Подобно тому, как когда-то люди были убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, ребенок не всегда обладает полным пониманием окружающего мира. Понимание реальности формируется постепенно.

Эгоцентричная речь, свойственная малышам, по сути представляет собой монолог, обращенный ни к кому. Известный кризис трех лет нередко проявляется в неприятии точки зрения, навязанной родителями. С помощью постоянных ответов «нет» ребенок первоначально избавляется от ограничений, а впоследствии начинает формировать представление о себе как о независимой личности.

5. Нерационально мыслят

Развитие мозга происходит в иерархическом порядке: от подкорковых образований к коре головного мозга. Формирование коры начинается с правого полушария, затем переходит к левому, от задних отделов к передним. У детей в первую очередь созревают зоны, отвечающие за творческие функции, а префронтальные области, отвечающие за логику, формируются последними и достигают полного развития к тридцати годам. Это объясняет, почему поведение детей часто кажется нелогичным.

Читать:  Какой стиль воспитания вы используете в общении с ребенком и как это на него влияет

6. Не умеют обобщать

Двухлетние дети не способны к обобщению предметов и явлений. Приобретенный ими навык воспроизводится лишь в тех же, исходных условиях. К примеру, если ребенку продемонстрировали, как заколоть куклу заколкой, она не сможет повторить это действие со своими волосами. В иных ситуациях она может просто забыть об этом.

В случае, если ребёнка упрекнули за обои, испачканные рисунками, он не осознает, что за изображения на обивке дивана тоже не будут встречены одобрением.

Поэтому не имеет смысла изучать действия ребенка на улице после вашего ухода. Он не сможет понять произошедшее. Если ребенок совершил ошибку, необходимо говорить о ней прямо и конкретно.

Дети дошкольного возраста еще не обладают целостным представлением о мире, и их способность устанавливать причинно-следственные связи ограничена. В результате, они не всегда способны предвидеть итоги своих действий. Поэтому, иногда возникает ощущение, что их поведение направлено на то, чтобы досадить взрослым, ведь они ежедневно повторяют поступки, за которые их вчера уже ругали.

7. Уверены, что все знают то же, что и они

Исследования, проведенные учеными, неоднократно демонстрировали, что дети до трехлетнего возраста убеждены, будто окружающие обладают теми же знаниями, что и они. В связи с этим, они по-настоящему удивлены, если кто-то, например, сосед, не знает любимого ими мультяшного героя или имя их дедушки.

Вместо этого от пятилетнего ребенка можно услышать фразу: «Ты тоже смотрела этот мультфильм?».

8. Оценивают количество, а не качество поступков

Психолог Жан Пиаже, посвятивший много времени изучению особенностей мышления детей, указывал на то, что они нередко ошибочно судят о поступках, определяя их как хорошие или плохие. Они не могут учесть мотивы, побудившие человека к действию, однако без труда предсказывают, какое наказание может последовать за ним.

Читать:  5 тревожных признаков в стилях воспитания

В ходе одного из исследований у детей запрашивали мнение о том, кто более виновен: человек, случайно разбивший десять стаканов, или тот, кто намеренно разбил один. Большинство детей отдали предпочтение первому варианту. Для них число совершенных неблагоприятных действий оказалось более значимым, чем мотив, побудивший к их совершению.

9. Считают, что их не видят, если не видят они

Любой, кто когда-либо играл с ребенком дошкольного возраста в прятки, наверняка обращал внимание на то, что он не очень хорошо умеет прятаться. Иногда за диван скрывается лишь голова. И малышу представляется, что если он не видит того, кто его ищет, значит, его и не видно.

Устройство мозга у детей находится в стадии завершения развития, поэтому они воспринимают информацию, исходя из собственных представлений о мире.

В ходе аналогичных исследований выяснилось, что трехлетний ребенок не согласится на общение с человеком, перекрывающим ладонями рот, уши и глаза. Младшие участники эксперимента дали неожиданные ответы. Они полагают, что если человек закрыл глаза, его невозможно увидеть, если закрыл рот, он не может говорить, а закрытые уши взрослого, по мнению детей, препятствуют восприятию звуков. Таким образом, трех-четырехлетний ребенок не только по-особенному воспринимает окружающий мир, но и предполагает, что другие люди мыслят схожим образом.

Похожие статьи
Галерея постов