Семья

Почему ребенок отказывается делать домашние задания: 7 распространенных причин

Фото: img.freepik.com

Родители детей, обучающихся в начальных классах, часто сталкиваются с тем, что они не проявляют желания приступать к выполнению домашних заданий. Это особенно актуально, если у школьников есть занятия, такие как музыкальная школа, дополнительные кружки или спортивные секции. Как же мотивировать ребенка к самостоятельной работе над заданиями?

Когда ученик систематически избегает выполнения домашних заданий, это, как правило, вызвано определенными причинами. Рассмотрим наиболее распространенные.

ребёнок не перестал играть

Обычно это ученики начальной школы, то есть первого и второго класса. В школе за организацию учебного процесса отвечает педагог. Но что происходит дома? Зачастую ребенок не понимает, с чего начать, чтобы приступить к выполнению домашних заданий. В этой ситуации полезен список задач. Составьте его вместе и подробно обсудите все этапы:

  • Определить оптимальное время начала выполнения домашних заданий — важный вопрос;

  • Для этого потребуется учебник, тетрадь и другие необходимые канцелярские товары;

  • Когда следует отдохнуть — после каждого занятия или через 40 минут работы, как это принято в школе.

Более наглядный и детальный чек-лист помогает ребенку легче и быстрее настроиться на учебные занятия. Также можно подготовить отдельные списки для русского языка, математики и чтения.

2. Не понимает тему урока

Одна из частых причин – это то, что ребенок пропустил занятие из-за болезни или не усвоил материал. В ходе обучения класс перешел к изучению новой темы, в то время как у ребенка предыдущая осталась непонятной и не закрепилась.

Уточните, с какими сложностями сталкивается ребенок, и предложите помощь в устранении пробелов в его знаниях. Если возникают трудности с объяснением материала, воспользуйтесь ресурсами сети интернет. В случае необходимости обратитесь за консультацией к педагогу.

3. Его пугает объем

Замедленная работа – распространенная проблема у детей. Рекомендуется обучать ребенка разделять учебный материал на небольшие фрагменты и делать перерывы в процессе работы. Оптимальным вариантом будет 15 минут занятий с последующим 5-минутным отдыхом.

Предлагаем попробовать небольшую игру на концентрацию внимания. Например, вы можете договориться, что вместо произнесения числа, кратного трем, нужно хлопать в ладоши: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и так далее. Поищите в социальных сетях другие нейропсихологические упражнения, чтобы отвлечься, взбодриться или потренировать свой мозг в области, отличной от учебной.

ребенку не составляет труда успешно осваивать учебную программу

Не исключено, что это также может вызвать трудности: ему может быть просто скучно во время занятий. Наиболее эффективным решением будет выбор секций, факультативов, которые будут стимулировать его любознательность и увлечения. Заметить, что вашему ребенку не нравится учиться, можно по следующим признакам:

  • Ученик не имеет проблем с успеваемостью, однако учитель отмечает, что он мешает другим учащимся во время урока;

  • С готовностью берется за интересные задачи, однако постоянно затягивает время, отведенное на уроки, если предмет или тема не вызывают у него энтузиазма;

  • Он прямо заявляет о том, что ему не хватает новых впечатлений и он чувствует скуку.

5. Ребенок чрезмерно рассеянный

Он не может сосредоточиться надолго, быстро забывает то, что проходили в школе. В таких случаях родители нанимают репетиторов, чтобы исправить оценки и помочь с уроками. Но здесь куда важнее выяснить причину трудностей и направить усилия на ее устранение — восстановить функции внимания, памяти, мышления.

  • Наиболее распространенными факторами, вызывающими рассеянность у школьников, являются:

  • Низкий уровень работоспособности;

  • Не сформированное по возрасту мышление;

  • Импульсивное восприятие;

  • Хронические заболевания;

  • Последствия неблагополучного появления на свет;

  • Травмы головы.

Необходимо скорректировать рацион питания и подобрать витаминный комплекс, придерживаться режима дня, избегать переутомления, уменьшить время, затрачиваемое на использование планшета и просмотр телевизора. Кроме того, рекомендуется консультация детского невролога, нейропсихолога и офтальмолога.

Перечислены пять наиболее частых причин, из-за которых ребенок отказывается выполнять домашние задания, однако существуют и другие, которые также заслуживают внимания.

6. Страх перед родителями

Дети не высказывают свои опасения открыто, однако, наблюдая за их игрой и в процессе общения, можно понять, что они испытывают страх перед собственными родителями. Если взрослые теряют самообладание, они начинают кричать на ребенка, подобные оскорбления, вплоть до прямых угроз, например, «Будешь неделю сидеть без мультиков», оказывают неблагоприятное воздействие на концентрацию внимания.

7. Страх перед учителем

Если педагог высмеивает ученика перед всем классом, отчитывает за промахи, подчеркивает его неудачи, то ребенку сложно сосредоточиться на уроке, он отказывается отвечать у доски, зажимается и боится обращаться за помощью. Крики, чрезмерная строгость — все это отталкивает детей от домашних уроков и от учебы в целом.

Прежде чем переходить к наработке самостоятельности и ответственности за уроки, важно понять, какие из перечисленных семи причин имеют отношение к вашему ребенку. Если вы нашли хотя бы одну причину, которая мешает ребенку, направьте усилия на ее устранение. А теперь уже можно подумать над тренировкой самостоятельности.

8 шагов к успеху

Четко определенный порядок является фундаментом для независимости. Необходимо разработать его. Но как этого добиться?

1. Настройтесь сами. Для достижения результата потребуется спокойствие и доброжелательный настрой. Напряжение со стороны взрослого может негативно сказаться на ребенке и спровоцировать его негативную реакцию.

2. Приготовьте часы или таймер. Для быстрых заметок и зарисовок необходимы черновики. Также потребуются ручки, линейки, карандаши и учебники. Все необходимое должно быть доступно сразу.

3. Придумайте вместе «позу внимания», то есть действие, которое будет возвращать внимание ребенка к урокам. Например, сделать глубокий вдох и потянуться мысленно макушкой к потолку.

позвольте ребенку самому определить, с какого предмета он начнет. Разумеется, важно давать ребенку ощущение свободы выбора («с чего начать, с русского или математики?»). Позвольте этой иллюзии у него сохраниться. Предложите ребенку выпить стакан воды, потереть ладони и уши. Это стимулирует участки мозга и, как правило, улучшает продуктивность.

вместе с ребенком внимательно ознакомьтесь с условием упражнения. Удостоверьтесь, что он усвоил информацию и способен изложить её основное содержание, используя собственные формулировки. При необходимости проведите разъяснение принципов корректного выполнения задания.

начертите в черновике необходимое количество небольших кружков, сколько дано заданий к этому упражнению. Например, списать, подчеркнуть, выделить — это будет три круга. По мере выполнения заданий закрашивайте кружочки в черновике. Так ребенок научится делать их полностью. И главное, у него появится физическое ощущение завершенного дела.

7. Включите таймер на 20 минут. Сигнал таймера имеет большое значение. Необходимо сделать перерыв ребенок попьет воду, похлопайте ладонью в области шеи и плеч, помассируйте уши. Через пять минут можно вернуться к выполнению задания или перейти к следующему этапу.

8. Предложите ребенку самостоятельно оценить свою работу. Если он не замечает ошибку, просто укажите на неё и помогите исправить. Иногда родители настаивают на том, чтобы ребенок самостоятельно выявил неточность, что приводит к напряжению и увеличивает его утомление. Помните, что ученик уже несколько часов провел на уроках в школе, поэтому спокойно помогите ему. С каждым днем он будет проявлять больше внимательности.

Прежде чем проверять знания ребенка, убедитесь, что он усвоил материал, и только после этого задавайте вопросы.

Правильная похвала

Вдохновить ребенка и укрепить его интерес можно с помощью таких выражений:

  • «Ты укладываешься по времени, молодец».

  • «Сегодня ты работаешь быстрее, чем вчера».

  • «Ты самостоятельно выполняешь часть работы».

  • «Не волнуйся, время для развлечений у нас найдется, ты справишься со всем».

Когда ждать плодов?

Поначалу прогресс может оказаться не таким стремительным, как хотелось бы. Однако, если регулярно тренировать навык в одно и то же время суток, придерживаясь рабочих циклов продолжительностью около 20 минут, проявляя понимание и оказывая поддержку в сложных ситуациях, успех неизбежен.

Примерно через месяц появится возможность переходить к условно самостоятельной работе. Вы сможете оставлять ребенка одного на время, когда он работает по таймеру после совместного обсуждения. Со временем он начнет использовать контрольные списки и обращаться к вам за помощью при возникновении вопросов.

Не стоит торопить развитие самостоятельности, проявите терпение и дайте ребенку необходимое время. В конечном итоге, ваш ребенок с уверенностью сможет сказать: «Уроки – это просто!»

График, облегчающий выполнение домашних заданий для ребенка

Вот пример чек-листа для мамы первоклассника, который она может предложить своему ребенку. Рекомендуется распечатать эту инструкцию и разместить её на видном месте.

  • Будильник прозвенел, значит, нужно приступать к выполнению домашних заданий.

  • Отключите телевизор, планшет, телефон. Освободите рабочий стол от ненужных предметов. Подготовьте учебники, тетради, черновик, пенал.

  • Внимательно изучи записи дневника на сегодня. Перенеси перечень названий предметов в черновик и присвой им порядковые номера.

  • Выпей стакан воды. Потри ладони друг о друга или похлопай в ладоши в течение 10 секунд.

  • Найди нужную страницу в учебнике и ознакомься с заданием к упражнению.

  • Начните с создания в черновике необходимого количества кружочков, соответствующего объему предстоящей работы. Установите таймер на 20 минут.

  • Начинай выполнять задание.

  • После срабатывания сигнала таймера необходимо встать, выпрямить спину, развернуть плечи и представить, как макушка тянется вверх.

  • Сними напряжение, выпей воды. Попробуй хлебные сухарики или орехи. Не более пяти минут.

  • Я не могу устанавливать таймеры. Продолжайте предоставлять текст для рерайта.

  • Зачеркивай кружок в черновике, когда задача завершена, и переходи к следующей. По окончании всех заданий проведи самопроверку и вычеркни в черновике выполненный предмет.

  • Когда ощущаешь усталость, старайся вставать на ортопедический «колючий коврик» и массировать стопы. Для разминки рук используй шарик с круглыми «шипами».

  • Запиши в дневник, подготовь портфель согласно расписанию.