
Зачастую молодые родители сталкиваются с советами от окружающих: «Не подходите к плачущему ребенку — это попытка получить ваше внимание», «Не покупайте игрушку, если трехлетний ребенок устраивает истерику в магазине — это манипуляция». Но действительно ли дети с самого рождения умеют манипулировать, или же взрослые просто неверно понимают суть происходящего? Психологи помогут разобраться в этом вопросе, приводя конкретные примеры.
Практически все знают анекдот о ребенке, посещающем психолога: «Когда Ваня хотел получить новую игрушку, он не устраивал истерик в магазине, а подходил с хитростью и спрашивал: мама, а твое детство было сложным и несчастливым?». В этой короткой истории заключена суть манипулятивного поведения ребенка около семи лет.
Для развития способности к манипуляциям у ребенка необходимо, чтобы он достиг определенного возраста, когда созревает префронтальная кора головного мозга (этот процесс начинает формироваться примерно в три года).
Начнем с определения понятия «манипуляция». Манипуляция представляет собой форму психологического воздействия, осуществляемого скрыто, с намерением добиться личной выгоды. По сути, это продуманный и незаметный план. Для реализации подобного воздействия необходима префронтальная кора, которая позволяет оценить ситуацию объективно, разработать стратегию действий, провести анализ и отсеять лишнее.
Прочитайте его вслух и представьте себе злого гения в коротких штанишках! Не складывается, правда? Оказывается, «манипулировать» и «быть ребенком» – это два несовместимых понятия. Манипулирование – это привилегия взрослых, поскольку требует работы сложных мыслительных структур, которые еще не полностью сформированы у детей. Умение манипулировать приходит с годами, когда ребенок начинает планировать свои действия и предвидеть последствия. Манипулирование также тесно связано с развитым эмоциональным интеллектом, эмпатией и способностью понимать собеседника и его чувства.
Газлайтинг, обесценивание, игнорирование и травля молчанием также относятся к приемам манипулирования. Для использования столь сложных методов в общении требуется зрелая психика.
Для того чтобы ребенок смог самостоятельно оценить ситуацию и сопоставить факты, ему необходимо быть как минимум учеником младших классов. Однако, способность к манипуляциям обычно проявляется в подростковом возрасте. Как же охарактеризовать ситуации, когда ребенок прибегает к уловкам, чтобы достичь желаемого, например, чтобы родители приобрели для него дорогостоящую игрушку или позволили пропустить занятия? Рассмотрим конкретные примеры.
как добиться желаемого: 6 стратегий, адаптированных к разным возрастным группам
1. «Мама, ты у меня самая лучшая!»
В три года ребенок не склонен к манипуляциям, он стремится удовлетворить свою потребность. Это обусловлено его элементарным пониманием мира, например, он знает, что нажатие на кнопку приведет к тому, что игрушка заиграет, и действует исходя из этого уровня понимания:
— Хочу машинку!— Нет!— Мам, ты у меня самая замечательная.— Выбери ту, что тебе больше нравится, — говорит мама, улыбаясь…
Если бы мама в данной ситуации ответила: «Ты – лучший сын, я очень тебя люблю», и затем объяснила причину своего отказа, то сделка не состоялась бы. Однако мама, возможно, неосознанно или намеренно уступила, тем самым передав ребенку знание о том, что «если нажать на кнопку, игрушка заиграет мелодию». Малыши с большой готовностью перенимают и усваивают поведение взрослых.
2. «Без машинки никуда не уйду!»
За поведение, проявляющееся в крике, плаче, капризах, истериках, отказе от общения, агрессии, отказе от еды, непослушании и прочем, нередко принимают манипуляции. Родители выражают возмущение: «Говорю „нельзя“, а он поступает вопреки»; «Она начинает жаловаться и вымолять»; «Он нарочно кричит в магазине, чтобы мне было неловко». Важно осознавать, что ребенок стремится лишь удовлетворить свою потребность, и это не более. В данный момент у него нет намерения скомпрометировать вас в присутствии окружающих.
В дошкольном возрасте ребенок пока не может самостоятельно контролировать свои эмоции и сдерживать импульсивные реакции. Его интенсивные истерики обусловлены недостаточным развитием лобных долей мозга, которые отвечают за саморегуляцию. Он не всегда успевает обдумать свои действия, прежде чем проявить реакцию.
У детей в возрасте от четырех до шести лет часто наблюдается трудность в самоконтроле, а также присутствует эгоцентризм, являющийся частью нормального развития. Это затрудняет способность ребенка понять чувства и потребности других людей.
С пятилетнего возраста воображение у детей начинает активно развиваться, и они начинают тренироваться в сочинении историй. С этого момента родители могут замечать за ними забавные и неуклюжие попытки обмануть и схитрить, которые, как правило, легко раскрываются.
3. «А вот бабушка меня больше любит»
В возрасте от семи до девяти лет дети начинают проявлять первые признаки манипулятивного поведения, хотя эти манипуляции еще достаточно заметны. Следует помнить, что настоящие манипуляции – это скрытые действия, которые сложно заметить, пока вы не окажетесь под их воздействием.
В это время ребенок может использовать сравнения, которые ставят родителей в невыгодном свете, например: «У всех в классе уже есть телефоны, а я один остаюсь в стороне» или «Бабушка всегда позволяет мне чипсы и газировку, а вы – нет».
Вероятно, ребенок еще не до конца понимает причины отказа в покупке телефона и разрешения со стороны бабушки, и эту ситуацию необходимо разъяснять, прибегая к объяснениям и договоренностям. Дети, несмотря на кажущуюся простоту, могут быть сложными, и ребенок может начать проявлять настойчивые требования. В подобных ситуациях крайне важны твердость, уверенность и последовательность со стороны взрослых. Лишь таким образом ребенок осознает, что его действия не приводят к желаемому результату. Несомненно, будут предприняты попытки повлиять на вас привычными методами, однако ваше спокойствие и принципиальность возымеют действие. Отказ всегда означает отказ, и только тогда ребенок поймет, что его уловки не срабатывают. Стремитесь к компромиссам и подавайте положительный пример.
4. «Не дашь десерт — не съем суп!»
В возрасте от пяти до восьми лет дети нередко используют приемы, подобные шантажу. Например: «Если ты не дашь мне шоколадку, я не буду есть суп», «Я сделаю уроки, если ты поможешь мне собрать игрушки».
Принуждение и неуклюжие попытки добиться желаемого также не являются осознанными и спланированными методами, а скорее отражают поведение взрослых. Если же мы будем откровенны с самими собой, то заметим, как часто используем подобные приемы в процессе воспитания: «Не съешь суп — не получишь десерт». Дети повторяют поведение взрослых и экспериментируют с различными стилями поведения. Семью можно считать первым тренажером для ребенка, готовящим его к взаимодействию с окружающим миром.
В период школьного возраста происходит формирование наиболее значимых моделей поведения, поскольку дети, взаимодействуя друг с другом, перенимают их. Представим себе такую ситуацию: каждый ребенок приносит в школу стратегии, усвоенные в семье, и пытается применять их в общении с друзьями и учителями, получая реакцию. Некоторые подходы оказываются эффективными, другие – нет. Такая практика, в сочетании с развитием мозга, делает поведение ребенка все более сложным, совершенствуя его навыки коммуникации.
5. «Это нужно для моего счастья»
В возрасте от десяти до четырнадцати лет эмоциональная привязанность к родителям начинает снижаться, а манипуляции становятся более сложными и изощренными. Ребенок может использовать давление, например, просить разрешения на прогулку и говорить: «Если я не пойду гулять, у меня не будет друзей», или «Почему всем можно, а мне нет? Меня будут считать изгоем». Таким образом, ребенок осознает, что для вас важно его благополучие, и пытается убедить вас, что для этого ему просто необходим современный смартфон.
Многие из этих манипуляций основаны на эмоциональном шантаже, при котором для воздействия на человека могут использоваться различные чувства: стыд, вина, страх, гнев, ревность и другие, в зависимости от наиболее уязвимого места.
я чувствую, что мои усилия здесь не замечают, поэтому я покидаю дом»
В этой ситуации применяются более изощренные приемы воздействия. Следует учитывать, что родителям бывает трудно смириться с ослаблением эмоциональной связи с ребенком, которая постепенно уменьшается. Дети могут использовать угрозу ухода из дома, воздействовать на чувства, разыгрывать сцены обиды, провоцировать и намеренно причинять неприятности, чтобы добиться от родителей большей свободы (так называемое подростковое бунтарство).
В возрасте от 15 до 19 лет, в период поздней юности, происходит отделение от семьи, формируется система взглядов на мир, развивается индивидуальность, и при этом манипуляции становятся более изощренными.
Вот несколько советов, которые помогут вам противостоять манипуляциям
Четкое определение терминов и учет возрастных особенностей детей позволяют взрослым проявлять больше понимания к их поведению. Ребенок не является экспертом в области психологического воздействия и не обладает навыками манипулирования. Ему нередко требуется поддержка взрослого, чтобы понять собственные мысли и чувства.
-
Ограничения необходимо устанавливать, имея веские основания, ограничивая их количество и обеспечивая уважение к правам и свободам ребенка;
-
Необходимо обеспечивать доминирование родителей и укреплять их авторитет. На любые возражения ребенка следует монотонно повторять одну и ту же фразу, демонстрируя тем самым неэффективность выбранной ребенком стратегии;
-
Не забывайте, что ребенок – это самостоятельный человек, которого вы любите, но он не является главным в вашей жизни;
-
Общение со взрослыми должно быть открытым, избегайте манипуляций;
-
Помогайте ребенку выражать свои мысли и желания, всегда давайте объяснения и приводите доводы, если не можете выполнить его просьбу;
-
Развитие здорового эгоизма предполагает объяснение ребенку, что не всегда стоит ставить собственные интересы на первое место, и что для достижения желаемого часто требуется приложить усилия и преодолеть трудности.




