
Для чего предназначены пальчиковые игры
Выдающийся педагог Василий Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». На протяжении длительного времени обсуждается взаимосвязь между движениями рук и формированием речи крохи. Игры с пальчиками способствуют умственному развитию малыша, стимулируют развитие его речи, творческих способностей и фантазии.
Даже если у вас нет сомнений в развитии речи и богатстве словарного запаса ребенка, это не гарантирует, что он обладает достаточной моторикой рук. Недостаточный мышечный тонус пальцев может создать для него значительные трудности в начальной школе, поскольку, помимо освоения большого количества новой информации, если ребенок часто вынужден держать в руках ручку или карандаш, завязывать шнурки и выполнять подобные действия, важно с раннего возраста стимулировать развитие его моторики рук – пальцев и кистей. Это поможет не только улучшить речь, но и обеспечит быстрое и легкое усвоение знаний!
Развитие мелкой моторики у ребенка — вполне выполнимая задача для любой мамы. Это скорее увлекательная игра с использованием доступных материалов, чем применение сложных профессиональных техник. Благодаря ей малыши не только укрепляют мышцы пальцев, но и получают новые знания об окружающих предметах, их характеристиках, знакомятся с понятиями формы и объема, учатся различать цвета. Кроме того, занятия, направленные на развитие мелкой моторики, – это приятный и эмоционально насыщенный способ взаимодействия, который принесет радость и вам, и вашему ребенку, и может даже спровоцировать его искренний смех.
Развитие моторики пальцев у ребенка способствует улучшению речи и интеллекта, благотворно влияет на общее состояние организма и подготавливает руку к письму в школе.
В первые шесть месяцев жизни ключевую роль играет формирование мелкой моторики
1. Массаж ладошек
Развитие мелкой моторики происходит самостоятельно, независимо от того, будете ли вы специально заниматься этим. Однако существенное отличие заключается в степени развития мышц пальцев. Если начать тренировки с самого рождения, то первый захват предмета пальчиками произойдет уже в возрасте 1,5–2 месяца, а не в 3 месяца и позже, как это обычно бывает. Малыш также начнет перекладывать предметы из руки в руку раньше и будет выполнять это более умело.
Буквально с рождения можно делать массаж ладошки, тыльной стороны ручки и каждого пальчика. Сопровождать занятие лучше всего детскими стишками и веселыми потешками. Меняйте тембр голоса, скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно. Главное, чтобы это вызывало эмоциональный отклик у младенца. Помните, что лучшая игрушка для него сейчас — это вы сами!
-
Выполняйте вращательные движения каждым пальцем, сначала в одном направлении, а затем в противоположном.
-
Вы также можете приобрести массажный мячик – это один из самых мягких вариантов, который обеспечивает легкое надавливание. Рекомендуется катать его по ладошкам (и ступням) ребенка для улучшения кровообращения и развития тактильных ощущений.
-
Аккуратно массируйте каждую часть пальца.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры включают в себя эмоциональные фразы, которые вы используете, выполняя действия с ладошками и пальцами детей. Они вызывают у детей большой интерес, и с ростом ребенка он начинает осваивать эти движения, повторяя их самостоятельно.
Не стоит принуждать ребенка к занятиям пальчиковой гимнастикой. По мере снижения заинтересованности в упражнениях, их эффективность также будет уменьшаться. Оптимальная продолжительность занятий для малышей в возрасте от трех до четырех лет составляет от 3 до 5 минут.
-
Сначала пальцем обводите круги на ладони ребенка по часовой стрелке, повторяя: «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». Затем согните большой палец, произнося: «Этому дала», далее – согните указательный, средний и безымянный пальцы. А на мизинце скажите: «А этому не дала. Ты дрова не рубил, печку не топил, воду не носил, кашу не варил, кашу не заслужил».
-
Внимательно рассматривайте каждый палец, прикладывайте его к губам и целуйте.
-
Перед тем как ложиться спать, можно закончить день следующим упражнением: возьмите ручку ребенка в свою руку и, начиная с мизинца, поочередно сгибайте пальчики, произнося: «Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит — И тебе он спать велит!».
3. Развитие хватательного рефлекса
С полутора месяцев тренировка хватательного рефлекса должна быть на регулярной основе. Подставьте свои указательные пальцы ребенка к ладошкам и дождитесь, пока он ухватится за них. Затем аккуратно потяните малыша на себя, слегка приподнимая и отрывая головку от поверхности. Не забывайте страховать кроху: пальчики еще совсем слабы и могут в любой момент разжаться, и тогда он может удариться головой.
С пяти месяцев вы можете наблюдать, как ребенок хватает одной рукой другую руку (или ножку) и долго ее рассматривает. Примерно в этот же период он начинает тянуться к предметам и активно их хватать, а к концу пятого месяца — брать предмет двумя руками. Сейчас самое подходящее время для подготовки к первым словам. Вы думаете, что это слишком рано? Ни в коем случае! Ведь именно в маленьких пальчиках расположены области, которые непосредственно связаны с речевыми центрами — необходимо активно стимулировать их развитие.
-
Использование небольших шариков (с диаметром 3-4 сантиметра) из разных материалов, помещенных в детские руки, способствует развитию тактильных ощущений. Ребенку важно брать эти шарики и пытаться удерживать их.
-
Сформируйте из ладошки ребенка нежный кулачок, в который свободно помещается ваш указательный палец.
-
Упражнение «причесывание» способствует укреплению мышечной системы плечевого пояса, ладоней и пальцев. Поочередно поднимайте руки ребенка вверх и совершайте ими плавные движения вдоль головы, двигая вперед и назад.
С 6 месяцев до года развитие мелкой моторики играет важную роль в становлении ребенка
К шести-семи месяцам у ребенка улучшается координация движений рук. Так, он способен одной рукой взять игрушку, например, кошку, а другой – погладить ее. Ребенок уже умеет уверенно переносить предметы из одной руки в другую и с удовольствием бросает их. Из доступных материалов можно изготовить развивающие игрушки для мелкой моторики для детей шестимесячного возраста. Предложите малышу ваши старые бусы (только убедитесь, что нитка достаточно крепка) — если вы сомневаетесь в пригодности бус, существуют специальные игрушки в подобном стиле, изготовленные из абсолютно безопасных материалов (на всякий случай, если ребенок решит их попробовать на вкус).
4. Игры с подручными вещами
Для стимулирования развития ребёнку не всегда требуются специальные игрушки. В качестве альтернативы можно использовать самые обычные вещи: бумагу, крупу, сухие макароны или даже простое тесто.
-
Покажите малышу, как можно порвать, смять и скомкать бумагу. Эта игра, особенно если бумага издает необычные шуршащие звуки, может надолго привлечь внимание ребенка.
-
Существует еще один способ весело провести время с бумагой и одновременно укрепить моторику пальцев рук — обернуть в нее любимую погремушку. Возьмите несколько салфеток и оберните ими погремушку округлой формы или небольшой шарик. Обязательно демонстрируйте ребенку весь процесс. Затем предложите ему найти предмет. Если у него не получится сразу, помогите малышу и похвалите его, когда он найдет спрятанную игрушку. Для этой игры также можно использовать яркие шелестящие обертки от конфет.
-
По мере приближения ребенка к годовалому возрасту можно предложить поиграть в настольный футбол. Сделайте из фантиков конфет шарики. Разделите поверхность стола на две зоны и соорудите из карандашей самодельные ворота. Равномерно распределите «мячики» и предложите малышу посоревноваться, кто больше раз отправит их в ворота противника, используя пальчики.
-
Начните знакомить малыша с этой игрой примерно с десяти месяцев. Предложите ему открывать и закрывать коробочки и баночки. Для удобства подбора крышек желательно, чтобы они отличались по размеру. Крышки могут быть как с откидывающейся, так и с закручивающейся конструкцией. Это могут быть маленькие пластиковые бутылочки, банки из-под детского питания и другие емкости, которые можно найти на кухне.
-
Объясните ребенку, как крепить не туго прищепки к веревке или тонкому ремню.
-
Макароны позволяют создавать буквы, цифры, фигуры и даже лабиринты. Кроме того, можно использовать макароны разных цветов и сортировать их по оттенкам.
-
Этот способ отлично подходит для занятий «пальчиковым рисованием». Равномерно распределите крупу по плоской поверхности – можно использовать поднос, который удобно мыть после игры – и проведите по ней пальцем, создавая линию. Предложите ребенку повторить это действие. Первые рисунки могут состоять из простых точек, линий и зигзагов, затем усложняйте задание – изображайте геометрические фигуры, рисуйте ели, цветы, человечков и другие объекты.
-
Ребенку в полтора года уже можно предлагать более сложные задания, такие как шнурование и застегивание пуговиц. Игрушки для этих занятий можно изготовить своими руками или купить в магазинах, специализирующихся на товарах для детей. Отличным пособием для развития мелкой моторики является шнуровка, с помощью которой нанизываются разные предметы. Благодаря ей, малыш не только тренирует мелкую моторику, но и знакомится с формой и цветом предметов.
-
Предлагаем освоить технику аппликации: покройте картон тонким слоем пластилина, разложите в отдельные емкости гречку, рис и горох, и продемонстрируйте малышу, как создавать узоры, вдавливая крупу и горошины в пластилин.
-
Для хранения мелких игрушек используйте небольшие мисочки, а сверху насыпьте крупы, такие как гречка, горох, пшено, чечевица и фасоль, и предложите малышу искать игрушки, перебирая крупу.
-
Малышам будет увлекательно просто ощупывать тесто руками, отщипывать от него небольшие фрагменты и создавать отпечатки ладоней, стоп и различных предметов, таких как карандаши, ключи или монеты. Его приготовление не требует особых усилий: необходимо смешать стакан мелкой соли со стаканом муки, добавить ложку растительного масла и полстакана воды. Затем замесите тесто и уберите его на несколько часов в холодильник.
Регулярное выполнение игр «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» крайне важно для развития мелкой моторики. Это объясняется тем, что в ходе этих игр задействуются все пальчики, и они способствуют тренировке памяти. Благодаря регулярным занятиям, ребенок легко запоминает слова и движения. Важно привлекать малыша к процессу игры, чтобы он самостоятельно повторял упражнения.
5. Игрушки для развития мелкой моторики
-
Когда ребенок начнет уверенно сидеть, включите в перечень совместных игр пирамидки компактного размера. Изначально малыш будет преимущественно снимать детали, но вскоре освоит и навык их нанизывания. Поощряйте познание малыша в процессе откручивания и закручивания крышек на емкостях, а также в перелистывании плотных страниц детской литературы.
-
С восьми месяцев для игр и занятий можно использовать соленое тесто или мягкий пластилин. Помогите ребенку отщипывать небольшие кусочки от общего куска, прижимать их и распределять по твердой поверхности. Это способствует развитию гибкости и подвижности пальцев.
-
В этом возрасте резиновые игрушки, издающие звуки, весьма полезны, поскольку они способствуют укреплению мышц пальцев. Попробуйте выполнить следующее упражнение: произносите стишок, а ребенок должен синхронно сжимать и разжимать игрушку-утенка, зажатую в его руке. «Не кричи, утенок, лучше найди свою маму» (игру можно продолжить, заменив утенка котенком, козленком и т. п.).
6. Осваиваем навыки удержания кружки и столовых приборов
К десяти-двенадцати месяцам малыш с удовольствием имитирует действия окружающих: он нажимает на кнопки телефона и прикладывает его к уху, берет ручку и пытается рисовать. Ему хочется самостоятельно держать ложку, давайте такую возможность, даже если после этого потребуется немного убрать! Годовалый ребенок уже достаточно хорошо контролирует свои движения: он спокойно держит игрушки, используя ладошки и пальцы, вращает их, бросает, сталкивает, открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. Для развития более точных и уверенных движений рук важно и дальше совершенствовать мелкую моторику.
-
Начните учить малыша удерживать чашку в руке (лучше использовать легкие и безопасные пластиковые), затем ложку, а впоследствии — и карандаш. Предлагайте создавать небрежные рисунки».
-
В возрасте одного года дети начинают проявлять любопытство к рисованию. Используйте пальчиковые краски! Не стоит беспокоиться о запачканной одежде. Все загрязнения легко удаляются водой и мылом, а ребенок получит массу положительных эмоций от такой деятельности.
-
Предоставьте малышу глубокую ложку и предложите перекладывать фасоль или горох из одной емкости в другую. Кроме того, ему понравится пересыпать крупу через сито, будь то кухонное или игрушечное, например, из набора с ведерком).
-
Позвольте малышу поучаствовать в игре «рыбалка»: предложите ему доставать фасолины ситом или ложкой из миски с водой.
5 пальчиковых игр для детей
1. «Грабли»
Положите руки на стол ладонями вниз, слегка согнув пальцы. Произнесите: «Листья падают в саду, я подберу их граблями» — и проведите пальцами по столу, имитируя работу граблями.
2. «Жук»
Сжимаем пальцы в кулак, вытягиваем и разводим в стороны указательный и мизинец. Двигаем пальцами, произнося стишок: «Жук летит, жужжит и усами шевелит!».
3. «Гармошка»
Пальцы сжаты в кулаки, ладони покоятся на столе. Прочтите стихотворение, аккомпанируя словам жестами «Посмотри, моя ладошка — как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются) А потом я поиграю. Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу) Я играю — посмотри! А потом опять сдвигаю И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».
4. «Очки»
Соедините большие пальцы обеих рук с остальными, чтобы сформировать кольца. Поднесите их к глазам, произнося: «Бабушка очки надела И внучонка разглядела».
5. «Лыжи»
Положите две крышки от пластиковых бутылок на стол, располагая их резьбой вверх. Эти крышки будут служить «лыжами». Установите на них указательный и средний пальцы правой руки. Выполняйте «шаг» вперед на каждое слово: «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы!».
9 книг со сценариями пальчиковых игр
-
«Пальчиковые игры», Е. Шарикова, изд. «Стрекоза»
-
«Под пальмой расположился краб. «Пальчиковые игры», Е. Железнова, издательство «Карапуз»
-
«Развитие мелкой моторики. Гимнастика для пальцев», Т. Ткаченко, издательство «ЭКСМО»
-
«Игры и гимнастика для развития моторики у малышей», Е. Новак, издательство «Клуб семейного досуга»
-
«Пальчиковые игры для детей» — пособие Т. Кислинской, изданное издательством «Питер»
-
«Развивающие пальчиковые игры для малышей. Раннее развитие», Н. Рымчук, издательство «Владис»
-
«Стихи и движения. Пальчиковые игры для детей от трех до пяти лет», Л. Иванова, издательство «Речь»
-
«1000 забавных пальчиковых игр», О. Новиковская, изд. «Астрель»
-
«Страна игр для развития мелкой моторики: идеи и приемы», А. Диченскова, издательство «Феникс»




