
Что такое реджио-педагогика: 6 ключевых принципов
Новое течение — реджио-педагогика.

В середине XX века в солнечной Италии возникла новая методика обучения, отличная от традиционных подходов. Поскольку родиной этой педагогической системы стал город Реджио Эмилия, методика получила название реджио-педагогика. Часто ее называют оптимистичной педагогикой.
Это скорее подход к пониманию детства и воспитанию, чем конкретная методика. Ребенок, обладающий богатой фантазией, любопытством и энергией, сам создает себя. Задача взрослого – поддержать ребенка в этом процессе, помочь ему направить свою энергию в конструктивное русло. Предлагаем ознакомиться с ключевыми принципами реджио-педагогики, которые можно эффективно применять в вашем обычном общении с малышом.
Правило №1: уважаем
Для каждого ребенка крайне необходимо ощущать свою значимость в любом сообществе. Это касается взаимоотношений с другими детьми, взрослыми и в семье. Его ценность должна быть не меньше, чем ценность окружающих, вне зависимости от их возраста. Не стоит принижать ребенка, напротив, нужно стремиться понять его точку зрения. Ведь дети нередко обладают проницательностью, превосходящей взрослых.
Для взрослого необходимо находиться с ребенком на одном уровне, и это касается не только психологический аспект. Замечали ли вы, как ребенок воспринимает мир и нас самих, учитывая его небольшой рост? Обычно, во время разговора, ребенок смотрит на нас снизу вверх. И видит что угодно, но не наши глаза. А прямой зрительный контакт «глаза в глаза» крайне важен! Он позволяет ребенку ощутить свою значимость для нас, почувствовать, что мы находимся с ним на одном уровне. Поэтому, когда вы играете с ребенком, обучаете его, или занимаетесь важным делом, старайтесь садиться рядом с ним – на диван, на стул, на пол.
Во время разговора присаживайтесь на корточки и устанавливайте зрительный контакт с малышом. Вы заметите, что объяснять ребенку различные вещи таким образом значительно легче.
Правило №2: объясняем правила
Вы когда-нибудь размышляли, почему ребенок иногда поступает не так, как хотелось бы, и ведет себя непредсказуемо? Возможно, вы недостаточно четко объяснили ему, что можно, а что нельзя? Ребенок не всегда способен понять, чего вы от него ждете. Из-за недостатка опыта и возраста он не знаком с вещами, которые кажутся нам, взрослым, само собой разумеющимися. Поэтому с самого раннего детства необходимо объяснять малышу о существовании правил. И важно помнить, что они могут различаться в зависимости от места. К примеру, в лесу допустимо бегать и шуметь, а вот в музее – нет, поскольку там действуют иные ограничения. Помимо этого, необходимо объяснять ребенку причины, по которым установлены эти правила. Например, кормить животных в зоопарке нельзя, так как неподходящая пища может быть для них губительна. Или можно ходить по лужам только в резиновых сапогах, поскольку в обычной обуви ноги промокнут, что может привести к болезни и испортить обувь.
Для чего нужны объяснения? Почему нельзя просто что-то запретить, предоставляя ребенку выбор в ситуации, требующей решения, мы показываем ему возможные последствия. Он имеет право действовать согласно собственному выбору, однако и нести ответственность за результаты его действий предстоит ему самому…
Открытый вопрос
Существует важный нюанс: если мы начинаем рассказывать ребенку информацию, которую он уже усвоил, он может утратить интерес к нашему рассказу. Как определить, какие правила уже знакомы ребенку, а какие – нет? Для этого стоит задавать ребенку вопросы, предполагающие развернутый ответ, а не ограничивающиеся ответами «да» или «нет». Это позволит понять, какие знания уже имеются у ребенка, и расскажете ему что-то новое, не повторяясь.
Правило №3: предлагаем выбор
Это правило имеет огромное значение, является одним из ключевых. У ребенка всегда должен быть выбор: какую одежду надеть, что съесть, как действовать. С какой целью это делается? Так, с самого раннего возраста ребенок начинает учиться самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность. Родителям бывает сложно принять это правило. Ведь куда проще навязать ребенку свое мнение («надевай эту куртку», «ешь, что положили в тарелку»), чем дать возможность ребенку определиться самому. Самостоятельный выбор требует времени, а его-то у нас обычно и нет, мы вечно куда-то спешим.
Начните с простого: предложите ребенку на выбор чай с лимоном или без сахара, поставьте на стол блюдо с салатом и позвольте ему самому определить, сколько он возьмет. Разрешите ребенку самостоятельно выбирать одежду. Если он хочет надеть легкую рубашку, а на улице прохладно, попробуйте объяснить ему причину. Не получилось? Предложите взять в рюкзак ветровку. Так вы продемонстрируете малышу, что существует несколько способов решения любой задачи.
Не следует полагать, что свобода выбора подразумевает полное отсутствие ограничений. Предоставление ребенку возможности выбора с самого раннего возраста позволит ему, когда он станет взрослым, лучше понимать причины своих решений и осознанно делать выбор…
Правило №4: «неправильно» не существует
Какие фразы вы обычно используете, когда, на ваш взгляд, ребенок поступил не так? К примеру, он раскрасил небо на рисунке не синим, а красным? «Ты нарисовал не так, небо таким не бывает!» – это распространенная ошибка. Не следует говорить ребенку, что что-то сделано «неправильно». Лучше спросите его, почему он решил изобразить небо красным. А затем вместе поразмышляйте о ситуациях, когда небо действительно может быть красным. Во время восхода или заката солнца. Или, возможно, неподалеку бушует пожар? Или это небо на другой планете, например, на Марсе. Фраза «неправильно» подавляет любые проявления творчества, фантазии и индивидуальности. А попытка разобраться, как такое возможно, стимулирует исследование, углубляет знания и способствует развитию мышления ребенка.
Ребенок не обязан мыслить в соответствии с вашими представлениями. Он имеет право на собственное видение. Ему необходимо осознавать, что не существует единственного верного решения. Нет таких понятий, как «правильно» и «неправильно». Есть лишь «по-другому» и «иначе».
Правило №5: учимся в любой ситуации
Практически любая ситуация, возникающая в жизни семьи, способна стать источником развития. Даже самые обыденные события – прогулка, завтрак, поход в магазин или, к примеру, визит к врачу – могут быть превращены в полезное занятие. К примеру, вы готовите ужин, а ребенок находится рядом. Можно обсудить с ним самые разные темы: о продуктах, овощах и фруктах, о процессе приготовления пищи и о том, какие ингредиенты из чего получаются…
Из чего состоит сок? Из фруктов. Какие фрукты пригодны для приготовления сока и какое название он получит? А как выращиваются фрукты? В каких странах? Давайте посмотрим на эти страны на карте. Какой бытовой прибор поможет выжать сок в домашних условиях? И в свободное время попробуйте сделать это вместе. Также можно посмотреть образовательный фильм на эту тему, найти интересные сведения о фруктах и соках. Только ли из фруктов производят сок? В итоге у вас может получиться масштабный проект под названием «Сок».
Обращайте внимание на то, что особенно заинтересовало ребенка, и предлагайте вместе изучать это.
Правило №6: фантазируем
Современные родители часто хотят, чтобы их дети как можно раньше освоили чтение и счет. Однако реджіо-педагоги утверждают, что умение аргументировать, размышлять, разрабатывать проекты и создавать новые идеи имеет гораздо большее значение. Практически все взрослые умеют читать. Зато людей, лишенных творческого мышления и оригинальных идей, – предостаточно!
В раннем детстве важно способствовать развитию творческих способностей, любопытства, навыков исследовательской деятельности и стимулировать фантазию. Если мы не будем оказывать малышу поддержку, направлять его, то со временем логическое мышление может подавить его природное образное мышление. В результате мы рискуем получить взрослого человека, лишенного креативности, которому будет сложно создать что-то выдающееся. Поэтому давайте относиться к своим детям с пониманием и уважением, поощрять их творческие способности и воображение. Ведь миру по-прежнему нужны новые гении.
Более содержательные материалы, посвященные вопросам воспитания детей, вы найдёте в нашем канале на