
Этапы развития ребенка: теория Жана Пиаже и ее суть
Кто такой Жан Пиаже

В чем суть теории развития по Пиаже
Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, появившийся на свет в конце XIX века и скончавшийся в 1980 году. Он получил известность благодаря исследованиям в области психологии детей и основал Женевскую школу генетической психологии. Пиаже разработал научный подход к изучению познания – генетическую эпистемологию. Именно ему принадлежит теория когнитивного развития ребенка, включающая четыре стадии.
В процессе своих научных исследований Ж. Пиаже стремился предложить понятное объяснение особенностям поведения ребенка, свойственным каждому возрасту. Он уделял большое внимание изучению детского эгоцентризма — способности осознавать свое положение в обществе, умения адаптироваться к социальным условиям и находить взаимопонимание с окружающими. В отличие от многих философов и психологов того времени, Пиаже полагал, что дети не являются упрощенными существами — просто их мозг устроен иначе. Иногда понимание и осознание определенных вещей задерживается из-за индивидуальных особенностей развития.
Для получения достоверных результатов швейцарский психолог провел обширные беседы с детьми разных возрастных групп, стремясь понять их побуждения в различных обстоятельствах. В процессе работы он обратил внимание на любопытный факт: дети одного и того же возраста нередко допускали схожие ошибки при решении определенных задач. Это позволило ему сделать заключение о недостаточном развитии детского мозга и когнитивных способностей. Именно на основе этих исследований была разработана теория стадий развития.
По мнению философа и психолога Жана Пиаже, в ходе развития человек адаптируется к окружающему миру, стремясь к установлению с ним равновесия. Для достижения этого равновесия выделяются два взаимосвязанных процесса: аккомодация и ассимиляция.
Ассимиляция — это процедура включения внешних факторов в жизненные структуры, то есть приобретение опыта, который мы получаем извне и используем в своей жизни. По мере взросления каждый человек усваивает новую информацию и приспосабливается к ней, добавляя ее к уже имеющимся знаниям. Иногда новый опыт, противоречащий сложившимся представлениям о мире, требует переосмысления. Для того чтобы иначе понять происходящее вокруг, необходимо пересмотреть сложившуюся концепцию, заменить существующую модель знания на новую — этот процесс называется аккомодацией. Ассимиляция и аккомодация существуют неразрывно.
В начале своего развития дети проявляют ярко выраженный эгоцентризм, воспринимая все происходящее вокруг как связанное исключительно с ними. На этом этапе ребенок еще не осознает себя как самостоятельную личность и не может отделить свое «я» от окружающего мира. Со временем он осваивает более независимое и осознанное мышление, проходя через четыре последовательные стадии развития, соответствующие определенным возрастным периодам.
по мнению Жана Пиаже, развитие ребенка проходит через четыре основные стадии
1. Стадия сенсомоторного интеллекта
Возраст: 0-2 года
В этот период ребенок начинает отстраняться от материнского организма, однако еще не формирует представления о себе как об отдельной личности. Данное осознание приходит к нему по мере завершения этой стадии развития. До месяца поведение ребенка определяется исключительно врожденными рефлексами. Единственный способ взаимодействия с окружающими — плач, это один из способов, с помощью которого новорожденный сообщает окружающим о своих потребностях.
На данном этапе развития ребенок еще не осознает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Он увлеченно исследует свое тело и часто имитирует действия окружающих, например, стучит ложкой по тарелке, чтобы услышать громкий звук. До четырех месяцев ребенок преимущественно реагирует на резкие звуки и яркие оттенки. Ему требуется время, чтобы освоить даже самые элементарные рефлексы, присущие его телу.
В указанном возрасте ребенок пока не способен понимать суть окружающих предметов. Лишь к году у младенца формируется общая координация движений, и они становятся более осознанными. Можно наблюдать, что ребенок начал действовать более целенаправленно: например, когда он ползет к игрушке, он способен точнее рассчитывать траекторию и устранять препятствия.
В возрасте около года ребенок начинает понимать, что разные действия приводят к разным последствиям. Часто, в период от года до полутора лет, можно наблюдать, как ребенок бросает предметы на пол. При этом он не пытается озорничать или вызвать раздражение – он выясняет, как ведут себя различные объекты при падении. Однако, логически объяснить свои действия он пока не в состоянии и проводит практическое исследование.
В возрасте от полутора до двух лет у ребенка формируются навыки мышления. Он способен предвидеть результат простых, уже знакомых ему действий. Кроме того, младенец начинает активно взаимодействовать с окружающим миром с помощью речи, выражая свои потребности и желания (ранее его близкие обычно предвосхищали его нужды).
2. Период дооперациональных представлений
Возраст: 2-7 лет
На данном этапе развития ребенок еще не полностью подготовлен к восприятию определенных процессов. Постепенно у него начинает выстраиваться «внутренний план». Он учится использовать различные символы, например, берет предмет и придумывает для него новую функцию в игре: карандаш может стать градусником, а книги, выстроенные в ряд, – стеной дома и так далее.
В этом возрасте есть вещи, которые ребенок еще не может постичь (или начинает понимать к завершению этого периода). Предложите провести небольшой опыт: возьмите два стакана, имеющие одинаковый объем, но отличающиеся формой – один высокий и узкий, другой – широкий и низкий. Наполните высокий стакан водой до краев, а затем перелейте ее в низкий. Ребенок может быть удивлен, увидев, что по объему стаканы идентичны.
На этом этапе ребенок усвоит закон сохранения количества предметов. Вы можете убедиться в этом, если разложить определенное количество кубиков на полу, а затем немного отодвинуть их – ребенок увидит, что общее количество кубиков осталось прежним.
В этом возрасте можно научить ребенка давать конкретные ответы на вопросы, однако нет гарантии, что он действительно их осознает и понимает. Достаточно лишь немного перефразировать вопрос, на который он уже знает ответ, и ребенок почувствует растерянность.
Мышление ребенка пока еще характеризуется эгоцентризмом. Он воспринимает все события, происходящие вокруг, через призму собственной перспективы. К примеру, он видит предметы и окружающих людей относительно своей зрительной точки. Если отразить изображение в зеркале, ребенок не распознает в нем ту же самую фигуру. Ему также будет сложно понять, что у человека, находящегося напротив него, левая и правая стороны кажутся перевернутыми.
Также для детей этого возраста характерно центрация, это означает акцентирование внимания на наиболее выраженной черте предмета, при этом остальные характеристики игнорируются. Предоставив ребенку карточки, сгруппированные по определенному признаку, он будет обращать внимание лишь на самый явный, к примеру, на цвет, но испытывает трудности с определением других характеристик.
В этом возрасте у ребенка формируются социальные связи с окружающими, в первую очередь с детьми его возраста. Ранее общение ограничивалось семьей. Однако дети остаются эгоцентричными, их мышление и социальные навыки еще не сформированы в полной мере, поэтому они нередко допускают ошибки, которые кажутся нам очевидными, например, возникают трудности в договоренностях во время игры в салочки или в совместном использовании игрушек.
На данном этапе присутствует такое понятие, как анимизм — когда ребенок приписывает предметам человеческие качества, например, полагает, что его игрушки способны чувствовать, это свидетельствует о периоде повышенного интереса к окружающему миру. На этом этапе следует ожидать большого количества вопросов, начинающихся со слова «почему?».
Дошкольники в возрасте от четырех до пяти лет нередко испытывают трудности с шутками и обманом, поскольку склонны полагать, что окружающие думают точно так же, как они, и воспринимают всё буквально. Они также уверены, что их представления об окружающем мире совпадают с точкой зрения других людей. Пока они не научились различать индивидуальные мыслительные процессы.
3. Период конкретных операций
Возраст: 7 -11 лет
В этом возрасте ребенок осваивает умение объединять и систематизировать предметы, опираясь на различные характеристики. Он не только использует предметы по назначению, но и начинает оперировать ими, используя логику, например, может посчитать воображаемых овец. Теперь ребенок способен понять принцип сохранения объема вещества (вспомните эксперимент со стаканами?).
Действительно, в этом возрасте дети решают задачи последовательно, не способные к объединению и обобщению. Поэтому может показаться удивительным, что ребенок тратит много времени на задачу, требующую сложить огурцы из двух корзин, хотя вчера он легко складывал яблоки.
В процессе решения определенных задач дети начинают применять логическое мышление, однако оно еще не сформировано полностью. Им сложно оперировать абстрактными понятиями, и они стараются их избегать. Для понимания сути задания им требуется последовательная и доступная структура, выстроенная от простого к более сложному.
На этом этапе развития постепенно исчезает детская эгоцентричность, и дети начинают обращать внимание на чувства окружающих. Они стремятся понять, что происходит в мыслях других людей, хотя их интерпретации часто бывают весьма своеобразными.
4. Период формальных операций
Возраст: от 12 лет
К этому возрасту у подростка завершается становление логического и абстрактного мышления. Ему под силу представлять нереальные объекты, проводить параллели, понимать метафоричность и учитывать мнение других людей. В связи с этим, в старших классах математические задачи не иллюстрируются бытовыми примерами, такими как фрукты или овощи. Это не является необходимым условием для решения.
Ребенок начинает интегрировать все полученные знания, осознавая, что различные предметы и темы взаимосвязаны и образуют целостную систему, а не представлены в виде отдельных разделов, как в учебном пособии.
В этом периоде жизни у детей проявляется интерес к вопросам морали, философии, этики, а также к социальным и политическим проблемам. Они начинают размышлять о своем будущем и планировать свои действия.
В этом возрасте ребенок начинает мыслить гипотетически и дедуктивно. Это означает, что он формулирует предположения, проверяет их и, основываясь на полученных результатах, делает заключения о том, как обстоят дела на самом деле. Стоит отметить, что некоторые одаренные дети начинают использовать такой способ мышления раньше, чем их ровесники.