
Недавний громкий инцидент, касающийся рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», созданной Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, произошел совсем недавно. В Лос-Анджелесе состоялась премьера новой постановки мюзикла. Шоу спровоцировало оживленные дискуссии еще до начала показов, и основной повод для споров — выбор исполнительницы на роль Иисуса Христа. Вы не ошиблись, речь идет о женщине. Роль Иуды исполнил Адам Ламберт, вокалист группы Queen, а образ Иисуса Христа воплотила темнокожая певица и актриса Синтия Эриво. Это не только первый случай, когда Иисуса Христа играет женщина, но и значительный отход от привычного облика — небрежного, с длинными волосами хиппи, каким его часто представляли в предыдущих версиях мюзикла. Однако, творцам Уэббера и Райса не впервые приходится сталкиваться со скандалами. Вспомним самые заметные постановки этого, несомненно, знакового произведения.
О чём повествует опера «Иисус Христос — суперзвезда» и каковы причины критики этого произведения
«Иисус Христос — суперзвезда» (Jesus Christ Superstar) — это рок-опера, созданная Эндрю Ллойдом Уэббером, известным также по мюзиклам «Эвита», «Кошки» и « Призрак оперы») и либреттистом Тимом Райсом, известным как автор «Эвиты» и классических диснеевских мюзиклов «Аладдин» и «Король Лев». В 1970 году перспективные музыканты объединили усилия, чтобы написать оперу, повествующую о последней неделе жизни Иисуса Христа в музыкальном стиле рок.
В центре оперы — события, произошедшие в последние семь дней жизни Иисуса, начиная с его торжественного входа в Иерусалим и заканчивая распятием на Голгофе. Повествование ведется не с обычной перспективы, а через призму взгляда Иуды Искариота, который приобретает почти столь же значительную роль, что и сам Иисус.
Отсутствие финансирования для полноценной театральной постановки вынудило Уэббера и Райса начать с выпуска аудиоверсии. Эндрю Ллойд Уэббер вспоминал об этом периоде: «Мюзикл, посвященный Иисусу Христу! Уже в 1969 году сама идея вызывала насмешки у театральных продюсеров. Однако нам с Тимом Райсом удалось убедить MCA записать сингл. В то время было популярно сочетание рока и классической музыки».
Сольную партию в альбоме Jesus Christ Superstar исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. В записи также были задействованы другие известные музыканты, в том числе Мюррей Хэд, Майк Д’Або (бывший участник Manfred Mann), блюзовый исполнитель Виктор Брокс, Гари Глиттер и Ивонн Эллиман. Альбом увидел свет в 1970 году и вскоре завоевал популярность, возглавив чарты Billboard. Впоследствии, уже в 1971 году, мюзикл был впервые представлен на Бродвее и вызвал огромный интерес.
Премьера мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»
После выхода альбома в 1970 году он не имел успеха в Англии и даже был временно запрещён BBC из-за того, что посчитали его оскорбительным. Однако в Соединённых Штатах опера стала очень популярной. Вскоре к проекту подключились и продюсеры.
В 1971 году на Бродвее была представлена премьера рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», режиссером которой выступил Том О’Хорган. Постановка произвела фурор, став значимым событием в культуре благодаря не только новаторским музыкальным и театральным решениям, но и из-за громкого скандала, возникшего вокруг нее.
Сразу после появления постановка вызвала резкую критику со стороны религиозных организаций. Католические, протестантские и еврейские общины обвинили авторов в осквернении, богохульстве и даже в подстрекательстве к межэтнической розни.
Христиане выразили свое неодобрение, поскольку в мюзикле Иисус был изображен не как божество, а как рядовой человек. Наибольшее негодование вызвала акцентированность на образе Иуды Искариота. Вместо общепринятого представления о предателе, Иуда предстает здесь как многогранная личность. Именно его перспектива во многом определяет развитие сюжета. Это был намеренный выбор авторов — композитора Эндрю Ллойда Уэббера и поэта Тима Райса. Последний даже отмечал, что изначально его привлекала история Иуды. Подобный подход подвергся резкой критике со стороны многих христианских активистов. «Мюзикл следовало бы назвать «Иуда — суперзвезда»,» — высказывали они свое недовольство.
После премьеры возле театра в Нью-Йорке возникли пикеты. Представители католической, протестантской и еврейской конфессий объединились, демонстрируя недовольство с помощью плакатов.
Несмотря на критические отзывы, мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» вызвал широкий резонанс и стал одним из самых заметных событий своего времени. Вместо того чтобы навредить, вызванный им скандал лишь усилил внимание зрителей к постановке.
Фильм «Иисус Христос — суперзвезда», вышедший в 1973 году, представил Марию Магдалину в непривычном, «сексуальном» образе
В 1973 году канадский режиссёр Норман Джуисон представил музыкальный фильм «Иисус Христос — суперзвезда». Роли в нём сыграли Тед Нили, исполнивший образ Иисуса Христа, Карл Андерсон, воплотивший на экране Иуду Искариота, и Ивонн Эллиман, сыгравшая Марию Магдалину).
Картина подверглась той же критике, что и первоначальная сценическая версия. Опасения вызвано отсутствие сцены воскресения, излишне реалистичное изображение Иисуса и Иуды, а также, по мнению некоторых рецензентов, слишком откровенный образ Марии Магдалины. Отдельные критики даже усмотрели намёки на романтические отношения между Иисусом Христом и Марией Магдалиной.
В новом произведении вновь затрагивается еврейская тематика.
«Все, кто хоть раз смотрел фильмы о ковбоях, знают, что положительные персонажи обычно носят белые шляпы, а отрицательные — чёрные. В этом фильме роль Иисуса исполнил блондин, Иуду сыграл актёр с тёмной кожей, а священники и раввины предстают темноволосыми, зловещими и одетыми в чёрное», — так лидер еврейской общины Бенджамин Р. Эпштейн описал фильм в интервью The New York Times в 1973 году.
Протесты принимали различные формы: от демонстраций и пикетов, проводившихся возле кинотеатров и театров в США и Европе, до официальных осуждений, высказанных Католической, Православной и другими религиозными организациями через средства массовой информации. В некоторых государствах, таких как Южная Африка и отдельные исламские страны, фильм на время изымали из кинопроката или ограничивали его показ.
Исполнитель главной роли Тед Нили вспоминал, вокруг фильма развернулись ожесточенные религиозные дискуссии: каждый вечер зрители сталкивались с протестами, улицы перекрывались. Однако протестующие не могли увидеть фильм. Режиссер пытался поговорить с ними, приглашал посмотреть, и их позиция всегда менялась. Многие зрители оценили фильм как новый, современный взгляд на религиозные вопросы.
В России были осуществлены постановки мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»
В 1990 году, в период перестройки, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» дебютировала на большой сцене в Советском Союзе. В феврале того же года первая постановка состоялась в Санкт-Петербурге, на сцене ДК имени Ленсовета, в Театре «Рок-опера». В июле, спустя несколько месяцев, спектакль был показан и в Москве — на сцене Театра имени Моссовета под руководством режиссёра Павла Хомского. До сих пор спектакли в обоих театрах идут с аншлагами.
В Театре «Рок-опера» на сцену выходят Антон Авдеев, исполнивший роль Иисуса, Вячеслав Ногин, сыгравший Иуду, и Анна Позднякова, воплотившая образ Марии Магдалины. В Театре имени Моссовета зрители могут наблюдать за выступлением Валерия Анохина и Михаила Панферова в роли Иисуса из Назарета, а также за игрой Валерия Яременко, Андрея Богданова и Александра Емельянова, представивших Иуду Искариота, и Ирины Климовой, Екатерины Гусевой и Анастасии Макеевой, сыгравших Марию Магдалину.
В дальнейшем рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» находила сценическую жизнь как в крупных, так и в провинциальных театрах по всей стране. Особый интерес представляет собой постановка Театра Стаса Намина, премьера которой состоялась в 2001 году. По словам организаторов, это постановка, максимально точно воспроизводящая оригинал — речь идет не о бродвейской версии, а об аудиозаписи, выпущенной на пластинке в 1970 году. Зрители могут посмотреть спектакль как на русском, так и на английском языке.
Подобно тому, как происходило с постановками за границей, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» вызвала скандалы и в России. Представители православных организаций обвиняли спектакль в неуважении к святыням и искажении духовных ценностей. Были выдвинуты требования о запрете представления, которое, по их мнению, оскорбляет религиозные чувства. Наиболее решительные критики рок-оперы были возмущены названием — «суперзвезда», которое они сочли неприемлемым для обозначения образа Христа.
Официальная позиция Русской православной церкви отличалась большей осторожностью. Представители Московского патриархата акцентировали внимание на том, что данное постановление является художественным произведением, а не церковным документом, и, следовательно, имеет право быть не соответствующим канонам.
«Иисус Христос — суперзвезда» с Синтией Эриво
С 1 по 3 августа на сцене Hollywood Bowl, известного амфитеатра под открытым небом в Голливуде (Лос-Анджелес), состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда». Эта постановка вызвала оживление и дискуссии ещё до начала, в первую очередь из-за выбора исполнительницы на роль Иисуса Христа. Роль Христа в данном шоу исполнила темнокожая певица и актриса Синтия Эриво.
Так, пастор Джон К. Аманчукву поделился информацией в своём сообщении на платформе X (ранее известной как Twitter) написал: «Привлечение женщины на роль Иисуса Христа является преднамеренным оскорблением религиозных чувств и спровоцировало бы осуждение со стороны Голливуда, если бы подобный выбор коснулся представителей других верований. Кроме того, по его мнению, Синтия Эриво не обладает достаточными внешними данными, чтобы достоверно воплозить образ Иисуса».
Общий подход к постановке также вызвал критику. Многие зрители обратили внимание на отсутствие «эмоциональной связи» между Иисусом и Иудой. Вместо ожидаемой драматической напряжённости и внутреннего конфликта сцены воспринимаются как лишенные тепла и глубины. Вокальные способности ведущих исполнителей, Синтии Эриво (Христос) и Адама Ламберта (Иуда), не вызывают вопросов: они продемонстрировали силу и техническое совершенство. Тем не менее, мюзикл для многих зрителей больше походил на поп-концерт, а не на театральную постановку. В нём присутствует обилие визуальных эффектов и зрелищности, но не хватает развития сюжета и актёрской игры. А вы что думаете, удалось ли вам послушать отрывки?




