
Яркие образы: женщины в роли Иисуса в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда»

Недавний громкий инцидент, касающийся рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, произошёл совсем недавно. В Лос-Анджелесе состоялась премьера новой постановки мюзикла. Шоу спровоцировало оживлённые дискуссии ещё до начала представления, и основной повод для споров — выбор исполнительницы на роль Иисуса Христа. Как вы уже догадались, речь идёт о женщине. Роль Иуды исполнил Адам Ламберт, вокалист группы Queen, а образ Иисуса Христа воплотила темнокожая певица и актриса Синтия Эриво. Это не только первый случай, когда Иисуса Христа играет женщина, но и значительное отклонение от устоявшегося образа — небрежного, взъерошенного хиппи, каким его часто представляли в предыдущих версиях мюзикла. Однако, творцам Уэббера и Райса не впервой сталкиваться со скандалами. Вспомним наиболее запоминающиеся постановки этого, несомненно, знакового произведения.
О чем повествует опера «Иисус Христос — суперзвезда» и каковы причины критики этого произведения
«Иисус Христос — суперзвезда» (Jesus Christ Superstar) — это рок-опера, написанная композитором Эндрю Ллойдом Уэббером, который также известен по своим мюзиклам «Эвита», «Кошки» и « Призрак оперы») и либреттистом Тимом Райсом, известным как автор «Эвиты» и классических диснеевских мюзиклов «Аладдин» и «Король Лев». В 1970 году группа перспективных музыкантов решила создать оперу, которая с помощью рок-музыки перескажет последние дни жизни Иисуса Христа.
Сюжет оперы повествует о событиях, произошедших в течение последнего семи дней жизни Иисуса – от его торжественного входа в Иерусалим до распятия на Голгофе. Однако повествование ведется не с обычной перспективы, а через призму взгляда Иуды Искариота, который предстает почти что главным действующим лицом, сопоставимым по важности с самим Иисусом.
Не располагая достаточным финансированием для создания полноценного театрального спектакля, Уэббер и Райс начали с выпуска аудиозаписи. Эндрю Ллойд Уэббер вспоминал об этом периоде: «Мюзикл, посвященный Иисусу Христу! Уже в 1969 году сама идея вызывала насмешки у театральных продюсеров. Однако нам с Тимом Райсом удалось убедить MCA записать сингл. Это было время, когда объединение рока и классической музыки было популярно».
Партия Иисуса Христа в альбоме Jesus Christ Superstar была исполнена вокалистом Deep Purple Иэном Гилланом. Кроме него, в записи приняли участие и другие известные музыканты, такие как Мюррей Хэд, Майк Д’Або (бывший участник Manfred Mann), блюзмен Виктор Брокс, Гари Глиттер и Ивонн Эллиман. Альбом увидел свет в 1970 году и вскоре завоевал огромную популярность, возглавив чарты Billboard. Впоследствии, уже в 1971 году, мюзикл был впервые представлен на Бродвее и вызвал настоящий ажиотаж.
Премьера рок-мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»
После выхода альбома в 1970 году он не имел успеха в Англии и даже был временно изъят из эфира BBC из-за признания кощунственным. Однако в Соединенных Штатах опера стала настоящим хитом, что привлекло внимание продюсеров.
В 1971 году на Бродвее была представлена премьера рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», работа режиссёра Тома О’Хоргана. Постановка произвела фурор и стала значимым культурным событием, что объясняется не только новаторскими решениями в музыке и театре, но и громким скандалом, который последовал за её выходом.
С момента своего появления постановка вызвала резкую критику со стороны религиозных организаций. Католические, протестантские и еврейские общины обвинили авторов в неуважении к святыням, богохульстве и подстрекательстве к межэтнической розни.
Христиане выразили свое неодобрение, поскольку в мюзикле Иисус был изображен не как божество, а как рядовой человек. Наибольшее негодование вызвал акцент на образе Иуды Искариота. Вместо традиционного представления предателя, Иуда предстает здесь как многогранная личность. Его взгляд во многом определяет развитие сюжета. Это был намеренный выбор создателей — композитора Эндрю Ллойда Уэббера и поэта Тима Райса. Последний даже заявлял, что изначально его привлекала история именно Иуды. Подобный подход подвергся резкой критике со стороны ряда христианских активистов. «Мюзикл следовало бы назвать «Иуда — суперзвезда»,» — высказывали они свое недовольство.
После премьеры возле театра в Нью-Йорке возникли пикеты. Представители католической, протестантской и еврейской общин объединились, демонстрируя недовольство с помощью плакатов.
Несмотря на критические отзывы, мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» вызвал широкий резонанс и стал одним из самых заметных событий своего времени. Вместо того чтобы навредить постановке, вызванный ею скандал лишь усилил внимание зрителей.
В 1973 году вышел фильм «Иисус Христос — суперзвезда», в котором Магдалина предстает в непривычном, эротизированном образе
В 1973 году состоялся выход музыкального фильма «Иисус Христос — суперзвезда», снятого канадским режиссёром Норманом Джуисоном. Роли в нём сыграли Тед Нили, исполнивший образ Иисуса Христа, Карл Андерсон, воплотивший на экране Иуду Искариотa, и Ивонн Эллиман, сыгравшая Марию Магдалину).
Художественное произведение столкнулось с аналогичной критикой, что и первоначальная театральная версия. Обиды были связаны с тем, что в нём отсутствует сцена воскресения, персонажи Иисуса и Иуды показаны излишне реалистичными, а образ Марии Магдалины, по мнению некоторых рецензентов, носит чрезмерно сексуальный характер. Некоторые критики даже утверждали, что в нём усматриваются намёки на романтические отношения между Иисусом Христом и Марией Магдалиной.
В новом произведении вновь поднимается еврейская тематика.
«Все, кто хоть раз смотрел фильмы о ковбоев, знают, что положительные персонажи носят белые шляпы, а отрицательные — чёрные. В данном фильме актёр, исполнивший роль Иисуса, — блондин, Иуда сыгран актёром с тёмной кожей, а священники и раввины изображены как темноволосые, угрожающие и одетые в чёрное», — так описал фильм лидер еврейской общины Бенджамин Р. Эпштейн в интервью The New York Times в 1973 году.
Протесты принимали различные формы: от публичных демонстраций и пикетов возле кинотеатров и театров в США и Европе до официальных заявлений, сделанных Католической, Православной и другими церквями через средства массовой информации. В некоторых государствах фильм на время изымали из кинопроката или ограничивали его показ — такие действия были предприняты, например, в Южной Африке и ряде исламских странах.
Исполнитель главной роли Тед Нили вспоминал, вокруг фильма развернулись ожесточенные религиозные дискуссии: каждый вечер зрители сталкивались с протестами, перекрывавшими улицы, хотя сами они не видели представления. Режиссер делился, что пытался убедить протестующих посмотреть фильм, и их взгляды часто менялись после разговора. Многие зрители оценили фильм как современную и значимую интерпретацию религиозной тематики.
В России были осуществлены постановки мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»
В 1990 году, в период перестройки, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» дебютировала на большой сцене в Советском Союзе. В феврале того же года премьерный показ состоялся в Санкт-Петербурге на площадке Дворца культуры имени Ленсовета, в Театре «Рок-опера». В июле спектакль был показан и в Москве, на сцене Театра имени Моссовета под руководством режиссёра Павла Хомского. До сих пор спектакли в обоих театрах идут с аншлагами.
В Театре «Рок-опера» на сцене Антон Авдеев воплощает образ Иисуса, Вячеслав Ногин играет Иуду, а Анна Позднякова исполняет роль Марии Магдалины. В Театре имени Моссовета зрители могут наблюдать за игрой Валерия Анохина и Михаила Панферова, воплощающих Иисуса из Назарета; Валерия Яременко, Андрея Богданова и Александра Емельянова, играющих Иуду Искариота; Ирины Климовой, Екатерины Гусевой и Анастасии Макеевой, исполняющих роли Марии Магдалины.
В дальнейшем рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» инсценировали и в крупных, и в провинциальных театрах по всей стране. Особым интересом пользуется одна из версий Театра Стаса Намина, премьера состоялась в 2001 году. По словам организаторов, это наиболее точная адаптация к первоисточнику — речь идет не о бродвейской версии, а об аудиозаписи, выпущенной на виниловой пластинке в 1970 году. Зрители могут посетить спектакль как на русском, так и на английском языках.
Подобно тому, как происходило с постановками за границей, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» вызвала споры и в России. Представители православных организаций утверждали, что спектакль является кощунственным и искажает религиозные ценности. Звучали призывы к запрету представления из-за его оскорбительного содержания для верующих. Наиболее категоричные критики рок-оперы протестовали против самого названия — «суперзвезда», полагая, что его использование по отношению к образу Христа неприемлемо.
Официальная позиция Русской православной церкви оказалась более умеренной. Представители Московского патриархата акцентировали внимание на том, что рассматриваемый труд является художественным произведением, а не церковным документом, и, следовательно, имеет право на неканоничность.
«Иисус Христос — суперзвезда» с участием Синтии Эриво
С 1 по 3 августа на сцене Hollywood Bowl, известного амфитеатра под открытым небом в Голливуде (Лос-Анджелес), состоялась премьера мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда». Эта постановка вызвала оживление и дискуссии ещё до начала, главным образом из-за выбора исполнительницы на роль Иисуса Христа. Роль Христа в данном шоу доверили темнокожей певице и актрисе Синтии Эриво.
Так, пастор Джон К. Аманчукву в своем сообщении в социальной сети X (ранее известной как Twitter) написал: «Привлечение женщины к исполнению роли Иисуса Христа является сознательным оскорблением религиозных чувств, которое спровоцировало бы резкую критику со стороны Голливуда, если бы подобное произошло в отношении представителей других верований. Он также добавил, что Синтия Эриво не обладает достаточными внешними данными, чтобы убедительно воплотить образ Иисуса».
Общий подход к постановке также вызвал критику. Многие зрители обратили внимание на отсутствие «эмоциональной связи» между Иисусом и Иудой. Вместо ожидаемой драматической напряжённости и внутреннего конфликта сцены воспринимаются как невыразительные и неглубокие. Вокальные способности главных исполнителей – Синтии Эриво (Христос) и Адама Ламберта (Иуда) – не вызывают никаких вопросов: их мастерство очевидно и безукоризненно. Тем не менее, для многих зрителей мюзикл скорее напоминает поп-концерт, а не театральную постановку. В нём присутствует обилие визуальных эффектов и зрелищности, но не хватает развития сюжета и актёрской игры. А вы что думаете, удалось послушать отрывки?