
«Сказка о руководящей Золушке»
Начнем с названия. Эльдар Рязанов хотел назвать свой фильм «Сказка о руководящей Золушке». Но это не понравилось руководству. «Сослуживцы», название пьесы, по которой был написан сценарий, тоже не годилось, — уже был поставлен такой спектакль. Нужно было найти какую-то нейтральную формулировку, не кричащую, но отражающую суть. И тогда придумался «Служебный роман»: простенько, но со вкусом.
Басилашвили не хотел…
Рязанов точно знал, кого он будет задействовать в главных ролях. Роль Мымры была предназначена для Алисы Фрейндлих: режиссер представлял этот образ исключительно в ее исполнении. Он давно мечтал снять Фрейндлих в своей картине, но предыдущие попытки оказывались безуспешными, поэтому сейчас появилась возможность воплотить давние замыслы. Олег Басилашвили был очень заинтересован в роли Новосельцева и активно уговаривал Рязанова. Однако режиссер оставался непреклонен: он видел в этой роли только Самохвалова. И, как впоследствии выяснилось, это решение было оправданным, ведь Самохвалов – одна из наиболее удачных киноработ Басилашвили.
Мужа Верочки «убрали в телефон»
Александру Фатюшину пришлось столкнуться с куда менее благоприятной ситуацией. Он был утвержден на роль супруга секретарши Верочки, также трудившейся в статистическом управлении. Были даже отсняты эпизоды, в которых он появлялся в кабинете и вступал в перепалки с Верочкой, одержимой модой, прямо на ее рабочем месте. Однако, Фатюшин заболел: потребовалось длительное лечение глаз, и в ближайшее время ему противопоказаны съемки. Поэтому его роль практически исключили из фильма. Сохранили лишь телефонные беседы, которые Вера вела со своим мужем. Кроме того, Фатюшин ненадолго появился в паре эпизодов в качестве массовщика: когда весь коллектив был потрясен тем, что Бубликов жив, и когда сотрудники статуправления провожали преобразившуюся Людмилу Прокофьевну восхищенными взглядами.
«Золотой» компьютер
В фильме, однако, присутствует и другая значимая фигура. В кабинете Калугиной зритель обращает внимание на поистине необычную для того времени вещь: компьютер! Согласно сообщениям прессы, это венгерская модель под торговой маркой Videoton-340. Утверждается, что его цена тогда составляла 440 тысяч рублей — сумма, эквивалентная стоимости целого автопарка. Ежедневно на съемочную площадку его доставляли из Центрального статистического управления, а по вечерам забирали обратно: не было возможности оставить дорогостоящее оборудование без надзора. Однако без него не удалось бы создать желаемый образ: дорогой компьютер должен был акцентировать престижный статус и важную должность Людмилы Прокофьевны.
Чтобы не вспоминали Лукашина!
Андрей Мягков перед тем, как приступить к съемкам, воплотил на экране обаятельного и добродушного Женю Лукашина в фильме «Ирония судьбы», и несмотря на его пристрастие к выпивке, он завоевал любовь зрителей. В этот раз ему предстояло сыграть роль совершенно иного персонажа — скромного, неуверенного в себе «офисного планктона». Чтобы отвлечь внимание публики от образа Лукашина, Рязанов решил, что Новосельцев будет носить нелепые усы и очки с толстыми линзами. Кстати, сам Мягкову крайне не нравилась роль Лукашина.
Картина Модильяни — тонкий намек
В кабинете строгой начальницы можно увидеть репродукцию картины Модильяни «Девушка в матроске». Это не просто декоративный элемент. Итальянский художник Амедео Модильяни был связан страстным романом с Анной Ахматовой, и именно ее он запечатлел на этом полотне. Разместив портрет поэтессы в комнате Калугиной, Рязанов стремился показать, что за внешней строгостью и суровостью Людмила Прокофьевна скрывает мечты о подобной любви.
Басилашвили протаранил киоск
В сюжете Самохвалов, вернувшийся из-за границы, демонстрирует Новосельцеву свою новую машину, хвастаясь ею. Сейчас вождение автомобиля доступно практически каждому. Басилашвили не владел навыками вождения. Ему быстро объяснили, какие кнопки нужно нажимать, однако двух занятий с инструктором оказалось недостаточно. Хотя актеру предстояло проехать всего лишь сотню метров, он все же умудрился создать немало проблем: чуть не повредил камеру оператора, столкнувшись с киоском «Союзпечати».
Он впоследствии заявлял, что непосредственно перед его автомобилем, находящимся в движении, неожиданно выскочили две девушки, попытавшиеся перебежать дорогу. В результате актер, испугавшись, по ошибке нажал не на тормоз, а на газ. Басилашвили опасался, что за этот инцидент ему откажут в оплате, и все полученные средства пойдут на компенсацию ущерба, так как он серьезно повредил торговую точку. Тем не менее, актера не стали наказывать. Как и его соратники, Олег Валерианович получил и гонорар, и Государственную премию СССР.
Врезал от души
Басилашвили испытывал волнение не только из-за технических проблем. Сцена, в которой Новосельцев наносит пощечину его персонажу, давалась с трудом. Интеллигентному Мягкову было сложно заставить себя ударить коллегу. Его уговаривали, в том числе и Басилашвили, призывая нанести удар с полной отдачей, заверяя, что он не обидится. В итоге, Андрей Мягков настолько разозлился на самого себя, что нанес исполнителю роли Самохвалова сильный удар. Получилось очень реалистично, поэтому этот эпизод был включен в фильм.
Скромный поэт
Долгое время ни создатели фильма, ни зрители не знали, что стихи к песне «У природы нет плохой погоды…» принадлежат Рязанову. Он не хотел признаваться в авторстве и обманул всех, заявив, что это произведения Уильяма Блейка, ссылаясь на существование английского поэта. В этой ситуации проявились природная интеллигентность и чувство такта Эльдара Александровича: он боялся, что композитору Андрею Петрову не понравятся его стихи, но ему будет неловко сообщить об этом автору. А если предположить, что это стихи Уильяма Блейка, то можно и раскритиковать, и это не будет воспринято как оскорбление.
Влюблённый Рязанов
Главный секрет заключается в следующем. Как впоследствии признавался сам Эльдар Рязанов, во время работы над фильмом «Служебный роман» он испытывал глубокую влюбленность. По всей видимости, это чувство нашло отражение в картине, наполнив ее особенной атмосферой: тонкой и романтичной, с ощущением уюта, словно мы не смотрим художественный фильм, а подглядываем за жизнью настоящего коллектива и взаимоотношениями между коллегами.




