
Как появляются комплексы
На формирование самооценки девочек в разные периоды жизни влияют различные факторы. В младшем возрасте ключевую роль играют взаимоотношения с близкими взрослыми: то, какие слова они используют, как выражают поддержку или предъявляют требования, как оценивают способности и какие замечания касаются внешности. В подростковом возрасте на это начинают оказывать воздействие сверстники и медиа – блогеры, известные музыканты и актеры, авторитетные личности.
У каждой из нас наверняка были моменты, когда мы сравнивали себя с окружающими и испытывали переживания по поводу самых разных аспектов. Почему грудь не увеличивается, почему она слишком большая или слишком маленькая? Почему менструальный цикл уже начался или не начинается, в то время как у подруг все иначе? Угри, волосяной покров на теле, слишком полные щеки, слишком тонкие щиколотки, слишком большой нос… Эти и другие проявления меняющегося тела часто становятся причиной возникновения комплексов, что впоследствии может привести к различным, не всегда полезным, способам изменения внешности.
Девочкам транслируют ожидания и стандарты не только социальные сети, но и люди, окружающие их. Они начинают сравнивать свою внешность с внешностью одноклассниц, а свои достижения и умения — с ожиданиями и требованиями близких, с «дочерью маминой подруги» (которая всегда умнее, не ленится и получает более высокие оценки) и с навязанными представлениями о том, что они «должны». Эти «должна», к слову, часто противоречат друг другу и, самое главное, тому, как себя ощущает девочка, которая растет.
Что делать: школа и общество
Укрепление самооценки возможно, в частности, через углубленное изучение этой проблемы. Школа, прежде всего, должна стимулировать такую познавательную деятельность. Исследование позволяет понять роль различных факторов, оказывающих влияние на самооценку, выявить причины комплексов, лучше узнать себя и сформировать конструктивные модели поведения. Именно так поступили московские школьницы Варвара Петрова и Олеся Гурвич, ученицы 8-го класса. Для своего проекта девушки изучили, какие нормы красоты были приняты в разные исторические периоды и как на них воздействуют современные медиа. А затем поделились полученными знаниями со своими одноклассницами на организованном мероприятии. К какому выводу они пришли?
Сегодня девочки имеют гораздо более широкий спектр возможностей для самовыражения и выбора жизненных целей. Вот несколько рекомендаций от девушек, направленных на укрепление здоровой самооценки:
- книги о том, что происходит с девочкой в подростковом периоде, помогают принимать изменения в теле как естественный процесс;
- а вот социальные сети и медиа заставляют сомневаться в себе: важно помнить, что рассказы и изображения в них часто отредактированы и не отражают реальность;
- негативные комментарии в соцсетях или от сверстников могут подорвать самооценку: воздержитесь от них и онлайн, и в жизни;
- а поддержка со стороны родителей и друзей, наоборот, придаёт уверенности;
- важен внутренний позитивный диалог с самой собой: чаще думайте о том, что получается у вас лучше всего, за что вы благодарны себе и своему телу;
- когда что-то получается, это придаёт сил и веры в себя: помогайте девочкам браться за интересные задачи и справляться с ними;
- а ещё девочки могут поддерживать друг друга, ведь в переживаниях они не одиноки.
Что делать: родители
Специалисты, работающие с детьми, единогласно утверждают, что определяющую роль в формировании личности играют не школа, не социальные сети и даже не одноклассницы, а семья. Ключевым фактором для формирования у дочери здоровой самооценки является создание атмосферы безопасности в семье. Безопасность должна обеспечиваться не только физически – защита от наказаний и принуждения, но и психологически – отсутствие резких оценок, излишних требований и обвинений, а также предотвращение чувства стыда, вызванного ошибками, индивидуальными особенностями или интересами, не разделяемыми родителями. Когда дом является местом, где можно чувствовать себя защищенной, у девочки формируется устойчивость к негативным воздействиям извне.
Педагог-психолог, специалист по вопросам сексуального воспитания и автор книги «Всё, что вы хотели знать о переходном возрасте» Любовь Климова делится с родителями своими рекомендациями о том, что может влиять на самооценку их дочерей.
- Поощряйте и выражайте восхищение своей дочерью, чтобы у неё сформировалось чувство уверенности и ощущения благополучия.
- Для девочек необходимо общение с другими девочками, которые проявляют к ним симпатию и признание, не соперничая за внимание или за звание «лучшей». Это может быть мама, сестра, бабушка, тётя или подруга.
- Для дочери столь же значимы любовь и одобрение отца, как и любовь и одобрение матери. Принципиально важным является полноценный эмоциональный контакт, а не просто физическое присутствие в доме.
- Тактильный контакт с родителями дарит девочке чувство наполненности и поддержки. Существует ли предел для объятий с дочерью? Нет!
- Необходимо вовремя информировать дочь о половом созревании и взрослении: в возрасте восьми-девяти лет девочка должна быть осведомлена о тех изменениях, которые её коснутся.
- Если дочь стремится получить информацию или задать вопрос, проявляйте открытость, спокойствие и дружелюбие. В этом случае она обратится к вам в сложной ситуации и поделится своими переживаниями. Не оставляйте дочь без поддержки, чтобы не допустить возникновения потенциальных угроз и насилия в её жизни.
- Не передавайте дочери предвзятое отношение к женщинам, не определяйте её будущее заранее: избегайте утверждений вроде «главная задача женщины — быть хорошей женой и матерью», «ты – будущая хранительница домашнего очага», «женщины — прекрасный и слабый пол» и подобных. Не навязывайте ей общепринятые стереотипы. Предоставьте вашей дочери возможность выбирать свой путь.
- Избегайте оскорбительных замечаний в адрес женщин, особенно в присутствии дочери. Не стоит высмеивать стереотипы о «блондинках», женщинах за рулём или тех, кто защищает свои права. Гораздо продуктивнее рассказывать о многогранности женских возможностей: от разработки искусственного интеллекта и строительства городов до полетов в космос, занятия президентского поста, изучения мозга и создания модных коллекций.
- Не поддерживайте желание девочки стремиться к похудению или другим изменениям внешности ради соответствия общепринятым стандартам красоты.
- Избегайте насмешек и осуждения из-за её ошибок. Лучше скажите, что это ценный опыт, и в следующий раз есть возможность внести коррективы».
- Физическое принуждение, наказание или насилие недопустимы по отношению к дочери! Безопасность в доме должна быть обеспечена.
- Не допускайте привыкания к насилию в отношении женщин! Фразы «сама виновата» подрывают веру девочки в собственные силы. Регулярно говорите ей, что никто не имеет права подвергать её безопасности, что она может отвечать отказом и защищать свои личные границы, и что вы всегда готовы оказать ей поддержку в этом.
Учитель «Европейской гимназии» Оксана Лубянская, учительница, оказывавшая поддержку восьмиклассницам Варе и Олесе в работе над их проектами, выражала схожие пожелания своим родителям:
- создавайте дома атмосферу поддержки и принятия;
- будьте внимательными и вовлечёнными;
- не обесценивайте переживания дочери и проявляйте терпение к её различным эмоциональным состояниям;
- стремитесь выстраивать дружеские и доверительные отношения, чтобы девочка всегда знала, что она не одна и что её семья — это мощная поддержка и опора;
- и конечно, хвалите своих дочерей за их достижения, даже если они кажутся небольшими: это поможет девочкам чувствовать свою ценность и убережёт их от комплексов.
Прочтите, как воспитать у ребенка здоровую самооценку, посмотрите, какие детские книги помогают поговорить с ребенком о самооценке , и узнайте, как помочь дочери пережить сложный подростковый возраст .




