
Эммануэль как символ советской сексуальности
В книге «Нагота: Культурная анатомия» (Nudity: A Cultural Anatomy) Руфь Баркан пишет: «Нагота находится в паутине противоречий и парадоксов. Несмотря на всезнайство и даже цинизм большей части современной потребительской культуры, фрагмент плоти или даже упоминание наготы все еще может, в правильном контексте, вызвать улыбку, нервный смешок или даже возмущение. Нагота это как крупный бизнес, так и обыденный факт телесности, как основа порноиндустрии, так и препятствие на уроках физкультуры в школе. Отношение к наготе, правила и условности нашего общества вокруг нее пронизаны противоречиями, сложностями и отрицаниями».
У меня это была Сильвия Кристель в эротическом фильме «Эммануэль» — видеокассету с ним я нашла в шкафу, когда родителей не было дома. Обычно наготу на экране стараются скрыть от детей, хотя при этом открыто демонстрируют насилие. Непонятно, что оказывает большее воздействие на детскую психику, но соски и гениталии принято скрывать от детей.
Смущение охватило меня, когда я увидела, как раздевается Кристель. В СССР, где, как считалось, «секса не было», я, ученица пятого класса советской школы, не понимала, зачем Сильвия снимает одежду. Мне было неизвестно, что просмотр и уж тем более хранение кассеты с этим фильмом могло повлечь за собой уголовное преследование (что касается противоречий, связанных с изображением наготы). Однако видеомагнитофон появился в нашей семье в начале 1980-х, а вскоре после этого в стране начались Перестройки и все изменилось. Раздел «Эротика» в киосках видеозаписи выглядел таким же изношенным, как и «Боевики». Мои предки смотрели «Калигулу», а фильмы Тинто Брасса демонстрировались по телевидению. К тому же, после полуночи на канале Рен-ТВ показывали софт-порно.
По сути, я привыкла видеть обнаженных людей на экране и не проявляю по этому поводу каких-либо чувств. Взрослые говорили о скромности, но после просмотра фильма «Эммануэль» в пятом классе мне уже было безразлично, что кто-то увидит. Если на экране допустимо обнажение, то почему стоит стесняться? Кто вообще в юности задумывается об эстетических и моральных аспектах, касающихся обнаженности? Вы хоть бы были в музеях? Поэтому, когда я начала изучать книги по истории кино, голливудское отношение к обнаженности показалось мне неожиданным и излишним. Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое.
Она показала попу!
В документальном фильме выступает преподаватель истории кино и телевидения Джонатан Кунц «Кожа: История наготы в кино» (Книга «Skin: A History of Nudity in the Movies», 2020) отмечает: «Вероятно, спустя всего лишь 20 минут после изобретения кинематографа кто-то предположил, что было бы интересно запечатлеть обнаженных людей на пленке». Кроме того, Эдвард Мэйбридж (английский и американский художник и фотограф, пионер хронофотографии) в своих экспериментах с движущимися изображениями демонстрировал людей и животных, причем последние часто были без одежды. Это относится к концу XIX века, а именно к 1887 году! В самом начале развития кинематографа Жорж Мельес (французский режиссер, один из основоположников кинематографа), перед тем как отправить путешественников на Луну, создал короткометражный фильм «После бала», в котором женщина возвращается домой и снимает одежду с помощью служанки. Зрителю демонстрируется лишь спина и ягодицы актрисы. Интересно, что вскоре она стала женой Мельеса.
Фильм «Крылья» получил «Оскар» как лучший, став первым в истории премии, но при этом в нем было аж два скандальных кадра. Один мужчина целовал другого (в щеку!), а у звезды Клары Боу можно было заметить обнаженную грудь. В итоге в середине 1920-х защитники морали начали возмущаться Голливудом, считая что он «плохому научит», а когда кино заговорило, голоса моралистов зазвучали еще громче. Постепенно это привело к созданию «кодекса Хейса», в котором полностью запрещалось показывать людей на экране раздетыми. Республиканец Уилл Хейс, руководитель недавно сформированной Ассоциации кинокомпаний (MPAA), объединявшей всех голливудских продюсеров, не отличался безупречной моралью. Однако он получал значительный доход от сотрудничества с киношниками и стремился сделать Голливуд понятным для всех жителей Америки, включая тех, кто протестовал против откровенных сцен на экране.
Фильмы, созданные до введения кодекса, все еще содержали откровенные сцены, в то время как новые картины подверглись тщательной цензуре. Первой жертвой кодекса стала картина «Тарзан и его подруга» (1934), где Джонни Вайсмюллер бросал Морин О’Салливан в воду, и в кадр попадали обнаженные актеры. Однако, оценить красоту Морин зрителю не представилась возможность, так как вместо неё снималась её двойница. Тем не менее, эти сцены были удалены.
На лужайке забежал мужчина без одежды! (Потрясающее видео!)
Киновед Андре Базен в 1957 писал: «Только о кино мы можем сказать, что эротизм присутствует в нем намеренно. Он является основным ингридиентом, возможно, даже важнейшим». Эти слова как будто вложили в голову всем продюсерам как американского, так и европейского кино. Обойти кодекс можно было, если кино продюсировалось независимыми компаниями (а потому к ним не применялись требования кодекса) и показывались в кинотеатрах для взрослых. Короткометражки с голыми людьми, в основном женщинами, вне всякого контекста — так называемые nudie-cuties — снимал даже Фрэнсис Форд Коппола (задолго до «Крестного отца»). Время шло, в 1967-м кодекс Хейса как будто забросили, и год спустя Ассоциация начала просто выдавать фильмам рейтинги.
Ранее было распространено мнение, что начинающие актрисы согласны на откровенные сцены ради дебюта в киноиндустрии. Так, для своего первого фильма в качестве режиссера «Он сказал, поехали» (Drive, He Said, 1971) Джек Николсон лично отсматривал актрис для небольшой не-сексуальной сцены с наготой. Самые красивые старлетки Голливуда приходили к нему, раздевались, и актер чуть ли не с медицинским рвением изучал их. Посмотрев более сотни девушек, Николсон выбрал Джун Фэйрчайлд, я уже сталкивался с этой компанией, с которой работал раньше. Киноассоциация присвоила фильму рейтинг X, который часто используется для обозначения контента для взрослых, и причиной тому послужили не столько сцены с женской обнаженностью, сколько с мужской.
В то время как в Европе шведские кинематографисты в эротико-политической драме «Я любопытна — фильм в желтом» (1967) создавали произведения, которые были слишком смелыми для американской публики, в Соединенных Штатах только готовились к подобному. Ведь только через год на экранах страны появился первый фильм с рейтингом X — «Приветствия» Брайана Де Пальмы, где герой Роберта Де Ниро активно исследовал женское тело. А что же сами женщины?
Умолкни, женщина, твои слова не нужны 8 марта
Женщин в те годы практически не спрашивали об их согласии на съемки обнаженной. Исключением была, например, Джейн Мэнсфилд, известная своей откровенностью и демонстрацией привлекательной фигуры, однако в контрактах с актрисами обычно не оговаривалось количество откровенных сцен. Режиссер мог принять решение о необходимости показать грудь актрисы уже во время съемок, и отменить это решение было невозможно. Сильвия Майлз, исполнившая одну из ролей в драме Джона Шлезингера «Полуночный ковбой», впоследствии заявляла, что ее не предупреждали о сцене сексуального контакта с персонажем, которого играл Джон Войт. Премьерной картиной, содержащей мужскую обнаженность, стала «Последнее лето» (Last Summer, 1969). Один из актеров, Брюс Дэвисон, отмечал: «В молодости я был готов на любые уступки!» В то же время мужчины проявляли интерес к актрисам, и после отмены кодекса Хейса режиссеры, казалось, намеренно стали демонстрировать женщин в откровенных нарядах на экране.
На церемонии вручения премии «Оскар» в 1974 году произошел скандальный инцидент: на сцену выскочил мужчина без одежды. Роберт Опель, так звали этого человека, утверждал, что таким образом он хотел выразить «социальный комментарий» в адрес общества, которое он считал излишне консервативным. Однако голливудское кино 1970-х и 2000-х годов демонстрировало зрителям огромное количество обнаженных женских тел. Независимо от жанра – будь то драмы, хорроры или фильмы, эксплуатирующие сексуальную тематику – актрисам нередко приходилось нарушать собственные моральные принципы и снимать с себя одежду. В 1975 году будет опубликовано известное эссе британского киноведа и феминистки Лауры Малви о «мужском взгляде», male gaze. Таким термином она назвала изображение женщины в искусстве с мужской точки зрения, которая представляет женщину в качестве сексуального объекта для ублажения зрителя мужского пола. Изменится ли после этого кино? Да нет, конечно.
«Мы видели ваши сиськи!»
В 2013 году церемонию вручения премий «Оскар» вели Сет МакФарлейн и его выступление началось с необычной песни под названием «Мы видели ваши сиськи» (We Saw Your Boobs). Эта несерьезная композиция высмеивала Мэрил Стрип, Наоми Уоттс, Анджелину Джоли, Энн Хэтэуэй, Холли Берри, Марису Томей, Шарлиз Терон и Кристен Стюарт — перечень весьма внушительный. Заранее была подготовлена «реакция» некоторых звезд (особую известность получил жест Терон, напоминающий отчаяние), что говорит о том, что они не возражали против шуток ведущего.
Сцены сексуального характера нередко служат для раскрытия характера персонажа, позволяя зрителю ощутить спектр эмоций – от страха и тревоги до фрустрации и радости. Европейское артхаусное кино свободно обращается с обнаженностью, независимо от пола, и когда-то американская публика активно посещала фильмы, подобные «Я любопытна — в желтом цвете», чтобы увидеть откровенные сцены. В эпоху, когда в интернете доступно огромное количество контента сексуального характера, необходимость демонстрации обнаженности в кино практически исчезла. Она сохраняется лишь в целях развития сюжета. По крайней мере, так хотелось бы полагать.
Несмотря на это, кассовые сборы экранизации «50 оттенков серого», вышедшей 10 лет назад, составили 569,7 млн долларов по всему миру. Следовательно, формула «секс продает» остается востребованной? Тогда почему в супергеройских фильмах нет сцен с обнаженными актерами? Очевидно, что секс и раздетые актеры не являются гарантированным способом привлечения аудитории, несмотря на мнение продюсеров.
В качестве иллюстрации можно привести недавнего обладателя премии «Оскар» — фильм Шона Бейкера «Анора». Героиня Майки Мэдисон по сюжету работает в дорогом стрип-клубе, где клиенты щедро платят за индивидуальные танцы. Она раздевается в начале фильма и занимается сексом с героем Марка Эйдельштейна, чтобы добиться финансового благополучия, а впоследствии и вступить в брак с клиентом. Если бы режиссер стремился романтизировать деятельность Аноры, он бы завершил историю на свадьбе. Однако он углубляется в повествование и демонстрирует, как рушится американская мечта и вместе с ней меняется характер героини. Заслуживает внимания, что по мере развития сюжета на Аноре появляется всё больше одежды. Она впервые в жизни сталкивается с совершенно незнакомой и непривычной для нее ситуацией и невольно проявляет уязвимость, которую пытается скрыть за объемным пальто. Можно ли увидеть нечто подобное в известном фильме «Красотка»? Нет.
Координируем секс без шума и пыли
В каждом современном договоре с артистом присутствует «райдер наготы», в котором прописаны условия, на которые актриса или актер согласен относительно сцен с обнажением. Это необходимо для защиты их прав, поскольку случаи, когда на съёмочной площадке режиссёр пытается убедить актёров показать больше тела или выполнить действия, которые им нежелательны, всё ещё возникают. Отношение к сексуальным сценам на экране претерпело изменения, что отражает изменения в отношении к сексу в целом. В настоящее время ключевым является обоюдное согласие, и важен комфорт, поэтому почему актёры должны сталкиваться с трудностями? Актерская Гильдия США (SAG) напоминает своим участникам, что даже при наличии «райдера наготы» они имеют право отказаться от съёмок обнаженными, если испытывают дискомфорт.
Благодаря заявлениям нескольких актрис, сделанным после 2017 года, о неподобающем поведении продюсера Харви Вайнштейна, было инициировано движение MeToo. В нынешнюю эпоху, когда даже постановка хореографии для боевых сцен требует предельной точности, почему к сценам интимного характера следует подходить по-другому?
Алисия Родис, основательница ассоциации координаторов интимных сцен, а также бывшая актриса и каскадерша, в документальном фильме «Кожа. История наготы на экране» отмечает: «Необходимо учитывать, что актеры выполняют работу, связанную с интимными сценами, когда их просят раздеться и изображать близость в постели или сексуальный контакт. Даже если между ними используется защитная ткань, это остается работой, связанной с интимными сценами. Маловероятно, что актеры изначально рассчитывали на подобную работу».
Какие обязанности выполняет координатор интимных сцен? Согласно информации, которая имеется в официальном документе SAG:
- действует как правозащитник, который служит связующим звеном между актерами и постановкой;
- следит за тем, чтобы актеры и другие участники съемочной группы придерживались надлежащих протоколов безопасности;
- служит вспомогательным средством в реализации режиссерского видения;
- берет на себя роль хореографа движений, если режиссер требует повысить правдоподобность;
- стремится создать среду, в которой актеры понимают, что от них ожидается в сценах, где они чрезмерно обнажены, и дают свое осознанное и постоянное согласие.
Как защищаюся интимные места актеров?
Для сокрытия интимных зон актеров используют ткани телесного оттенка, так называемые modesty patches. Мужчинам иногда применяют накладки на область гениталий, как это было у Марка Уолберга в фильме Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле Буги». Аналогичным образом, чтобы придать актрисам более объемный вид, могут использовать силиконовые имплантаты для увеличения груди. В некоторых случаях применяется полный грим тела, как это было у Ребекки Ромейн, исполнившей роль Мистик в «Люди X»: героиня имеет синий цвет кожи, но ее фигура частично скрыта силиконовыми накладками.
Если нежелательно сниматься обнажённым, но существует такая необходимость, что можно предпринять?
Вспомните, как Джоуи из сериала «Друзья» хвастался тем, что был каскадером Аль Пачино»? Айла Фишер рассказывала, сообщается, что для исполнения сцен сексуального характера с участием главной героини в комедии «Незваные гости» задействовали нескольких дублеров. Лина Хиди не ходила голой под крики «стыд», вместо нее в «Игре престолов» раздевалась ее дублерша Ребекка Ван Клив. С помощью визуальных эффектов голова дублерши заменяется головой актрисы, и результат вы видите на экране.
Для обеспечения комфорта актеров эротические сцены обычно снимают в присутствии ограниченного числа членов съемочной группы. Условия проведения съёмок в таком формате, называемом «закрытая площадка», могут быть указаны в контракте или согласованы в процессе работы. Также актерам легче даются подобные сцены, если они содержат элементы юмора. Так, Джейми Дорнан постоянно пытался рассмешить Дакоту Джонсон во время съемок «50 оттенков серого», чтобы сохранять легкость в их работе.
Снял бы Пол Верховен свои «Шоугёлз» в наши дни? Возможен ли сейчас «Американский пирог»? Конечно, возникло бы такое желание. Однако, когда речь идет о проекте, затрагивающем столь чувствительную тему, как обнаженность, важно получить полное согласие всех участников съемочной группы.
На съемочной площадке комедийного фильма Джоша Сэфди «Марти Превосходный» произошел забавный инцидент: Гвинет Пэлтроу, для роли которой характерно большое количество эротических сцен с персонажем, которого играет Тимоти Шаламе, попросила координатора интимных сцен не вмешиваться, заявив, что способна справиться и без его присутствия. Об этом сообщает актриса в интервью Variety: «В настоящее время появилась должность координатора интимных сцен, о которой я раньше не знала. Когда она поинтересовалась, удобно ли мне будет выполнять те или иные действия во время съемок, я подумала: «Дорогая, я из поколения актрис, которые раздеваются, запрыгивают в постель и слышат команду ‘мотор’!». Я заверила ее, что все в порядке, и она может быть спокойна. Если мне скажут: «Сейчас он положит руку здесь», я, как актриса, буду чувствовать себя неловко».
Итак, давайте суммируем. Изображение обнаженного тела в кино — это этап производственного процесса, требующий получения полного согласия актеров. Это необходимое условие. Хочется верить, что в будущем все люди станут осознанными и сочувствующими, однако на данный момент произвольные решения режиссера будет сдерживать законодательство, и, по всей видимости, этого вполне достаточно. До тех пор, пока не появятся новые сообщения о злоупотреблениях властью в кинопроизводстве.




