
Олег Янковский не согласился на роль в сиквеле фильма «Влюблён по собственному желанию»

Сложный сценарий
Изначально фильм не задумывался как история любви. С 1970-х годов, когда психология признали самостоящей наукой, советские люди стали проявлять интерес к самопознанию. Среди других тем в научно-популярных изданиях того времени публиковались материалы и об аутотренинге, методике самовнушения.
У Сергея Микаэляна, режиссера фильма, сложились особые отношения с аутотренингом. Он пережил войну, был ранен дважды. И, по его словам, еще во фронтовых окопах, под Ржевом, будущий режиссер справлялся со страхом посредством самовнушения. В дальнейшем он всю жизнь практиковал аутотренинг и стремился поделиться своим опытом с другими. Запланировав сценарий под рабочим названием «Сотвори себя сам», Микаэлян намеревался познакомить зрителей с методом самосовершенствования, рассказать о том, что человек, используя силу мысли, способен преобразить не только собственную судьбу, но и судьбы тех, кто его окружает, обрести счастье… Однако задумка оставалась лишь задумкой, поскольку у Микаэляна не вышло создать на ее основе увлекательную историю.
Нажми и смотри
У Сергея Герасимовича наступил ощутимый творческий спад. Один из его фильмов отправился пылиться на полку, другой был запрещен сразу после показа, в создании третьего он никак не мог найти подходящего актера на главную роль, а сценарий никак не продвигался. Он даже на время отложил работу над ним, увлекшись историей о «беглом» танцовщике балета Александре Годунове, но и этот фильм не избежал запрета еще на стадии сценария, и Микаэлян вернулся к теме аутотренинга. Для помощи он привлек журналиста «Известий» Александра Васинского, однако после полугодовых безуспешных поисков интересной сюжетной линии Микаэлян обратился к Виктору Мережко, — одному из наиболее востребованных сценаристов 1980-х годов.
Режиссер приобрел большой брикет мороженого за 48 копеек, пошел с ним домой и, переступив порог, произнес: «Витя, я пришел тебя подкупать! Спасай». Всего за несколько дней Мережко преобразовал идею о самосовершенствовании в лирическую комедию! Однако он не предвидел успеха фильма и, кроме того, не желал быть третьим сценаристом в титрах, поэтому отказался от упоминания своего имени, о чем впоследствии сожалел.
Главные роли
Несмотря на то, что по замыслу сценария Вера должна была быть женщиной с худощавым телосложением, вытянутым лицом и крупным носом, актрису Малого театра Евгению Глушенко пригласили на роль библиотекарши Микаэлян без предварительного прослушивания.
Актриса с любопытством приняла предложение сыграть роль отрицательного персонажа, требующую значительных изменений внешности: на лице наносили имитацию прыщей, с помощью накладок добавляли вес, создавали небрежную прическу. Глушенко не испытывала угрызений совести и использовала глицерин для укладки волос, чтобы усилить эффект неряшливости.
Режиссер планировал, чтобы героиня претерпела заметные изменения на протяжении всего фильма, позволяя зрителю наблюдать за ее развитием так, как будто он видел мир ее глазами. Изначально она представлялась как женщина неопределенного возраста, с невыразительной внешностью и сутулостью, но к финалу фильма ее облик преображался, и она становилась привлекательнее.
Главный герой существенно отличался от того образа, который был предусмотрен сценарием. Изначально предполагалось, что ему должно быть не больше 25 лет, однако ни один актер такого возраста не пришелся по душе Сергею Микаэляну. Поэтому возрастной диапазон был расширен. На эту роль рассматривались Борис Щербаков и даже Александр Абдулов, но ни один из них не подошел. В конечном итоге, Евгения Глушенко лично предложила режиссеру обратить внимание на другую кандидатуру Олега Янковского.
Ранее Яковлев уже сотрудничал с Микаэляном, исполнив роль партийного работника в картине «Премия», вышедшей в 1974 году. При этом режиссеру даже не возникло мысли предложить актеру роль человека, страдающего алкоголизмом, однако сам Яковлев с энтузиазмом согласился на эту работу и впоследствии называл образ Игоря Брагина одним из самых значимых в своей фильмографии.
Янковскому на тот момент исполнилось около 40 лет. Все мы знаем, что он сохранил свой привлекательный вид до конца жизни. Однако залысина проявилась у него довольно рано, и Микаэляну показалось, что из-за этого Брагин выглядит несколько неряшливо. Поэтому на Янковского надевали полупарик-чёлку.
Всеволоду Шиловскому, которому была предложена роль соседа-собутыльника Коли, сначала отказали в ней. Он регулярно занимался спортом и воспринял это предложение как насмешку над спортсменом, борющимся со спиртной зависимостью. Однако, узнав, кто сыграет главные роли, актер передумал. Шиловский и Янковский подружились на съемках и постоянно подшучивали над съемочной группой. Однажды, прямо перед началом работы, Микаэлян обнаружил актеров в гостиничном номере в состоянии сильного алкогольного опьянения. Они отказывались работать и настаивали на продолжении застолья. С большим трудом помощники из числа съемочной группы дотащили их до киностудии, занесли на третий этаж в режиссерскую комнату, когда выяснилось, что актеры абсолютно трезвы!
Следуя за Янковским
«Фильм «Влюблен по собственному желанию» – производство киностудии «Ленфильм», однако события в нём происходят в Москве. Некоторая часть съемок была выполнена в столице, однако остальные эпизоды, в том числе и поездки персонажей в Подмосковье, снимались в Узбекистане. Театр Ленком, где выступал Янковский, отправился на гастроли в Ташкент, после чего актёр должен был начать работу над фильмом «Полёты во сне и наяву», и тогда съёмочная группа последовала за ним на гастроли.
Воссоздание подмосковного антуража в Узбекистане оказалось сложной задачей. Значительное время было затрачено на поиск подходящих мест и воссоздание ландшафтов типичной для центральной России местности с использованием декораций. Для создания нужной атмосферы устанавливали даже искусственные деревья на заднем плане. Из Ленинграда были доставлены копии обелисков и памятников воинам, созданные на киностудии «Ленфильм», поскольку братских захоронений времен Великой Отечественной войны на территории Узбекистана попросту не существует.
Секретная премия
Фильм «Влюблен по собственному желанию» впервые вышел на экраны 1 ноября 1982 года. Сразу 26 стран приобрели права на показ картины! Фильм имел огромный успех в кинотеатрах — все сеансы проходили с полным залом. В том же году Олег Янковский был признан журналом «Советский экран» «лучшим актёром года». А Евгения Глушенко, исполнившая роль Веры, получила престижную награду — «Серебряного медведя» XXXIII Берлинского международного кинофестиваля. Поскольку это была премия, вручаемая в Западной Германии, советские СМИ не сообщили о данном достижении актрисы.
В начале двухтысячных Сергей Микаэлян стремился закрепить достигнутый успех и задумал снять продолжение под названием «Развод по собственному желанию», повествующее о дальнейшей жизни Веры и Игоря. В то время как Евгения Глушенко поддержала эту идею с большим интересом, Олег Янковский отклонил предложение, отметив, что повторять прежний успех не стоит. Спустя несколько лет Микаэлян предложил сценарий молодому режиссеру Илье Северову, и в 2015 году была создана отдельная история.