
Детство в коммунальной квартире: на тридцать восемь комнат приходится всего одна уборная»
Его звали Эммануэль, и в 1921 году родился мальчик с таким необычным и красивым именем. Софья Борисовна и Вениамин Павлович, родители Эммануэля, пользовались известностью в городе как врачи. Он вырос в окружении образованных и начитанных людей, дружил с мальчиками из схожих семей, с самого детства испытывал любовь к книгам и много читал, а вскоре и сам начал писать стихи и рассказы. Однако жизнь сложилась не так, как представлял себе Эмиль. В девятилетнем возрасте он потерял мать. К тому времени отец уже не проживал с ними — он создал новую семью.
К счастью, у него была старшая сестра Анна. Она приютила Эмиля — в маленькой комнате в коммунальной квартире, где проживало около тридцати человек. Ситуация напоминала строки Высоцкого: «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная». И действительно, многие жили в подобных условиях. Эмиль продолжал учебу и продолжал писать. Похоже, после окончания школы перед ним открывался прямой путь в Литературный институт, ведь у него получались весьма достойные работы. Однако он выбрал медицинский. Когда впоследствии его спрашивали о причине выбора, Брагинский отмечал: в первую очередь, ему была необходима стипендия, а во-вторых, он в то время просто не знал о существовании такого института.
Травма и эвакуация
Даже в период обучения в медицинском институте он не прекращал писать, находя время между занятиями и экзаменами. Однако однажды учёбу пришлось прервать: началась Великая Отечественная война. Вместе с другими жителями Москвы Брагинский был направлен на строительство оборонительных укреплений. Он старался трудиться наравне со всеми, но однажды получил серьёзное ранение. Его эвакуировали в Сталинабад (Душанбе), в город с более мягким климатом. После выздоровления Эмиль активно работал в местном госпитале, поскольку уже был почти дипломированным врачом. Молодому идеалисту было невыносимо видеть проявления нечестности, воровства и мародёрства, которые, казалось, стали неизбежными в трудные времена. Он пытался противостоять этому – но что мог сделать один человек? Чтобы отвлечься от тягостных размышлений, Эмиль вновь взялся за письмо. Кроме того, он много времени уделял шахматам, даже проводил сеансы одновременной игры.
Любовь всей его жизни
К тому моменту он уже состоял в браке — с девушкой, которую он любил еще в школьные годы, и которая отвечала ему взаимностью. Эмиль и Ирма были счастливы вместе, несмотря ни на какие трудности. Позднее Брагинского часто критиковали за сценарии, в которых персонажи — излишне «правильные», в которых любовь беззаветна и страстна, без мысли о внебрачных связях. Но ведь Брагинский писал о себе и своей Ирме! Именно они были такими — верными одному человеку, преданными друг другу.
«Раскрытое окно» ознаменовало собой премьеру и принесло первый успех
Ирма всячески одобрила решение мужа, когда он, осознав, что медицина не для него, всё же оставил институт. Его призвание открылось, когда Эмиль написал статью о Всесоюзном шахматном турнире и направил её в газету «Советская Латвия». Сам он был немало удивлён, когда его приняли туда в качестве внештатного корреспондента. А затем предложили работу в «Огоньке» — в 1946 году это было самое популярное издание в стране. Эмиль находил время и для написания репортажей, и для сочинения собственных пьес, а однажды написал комедию «Раскрытое окно» и представил её в одном из столичных театров. Едва заглянув в рукопись, режиссёр Александр Аронов понял: он поставит эту пьесу! И он поставил: на спектакле, в котором играли Майя Менглет и Евгений Леонов, зрители искренне смеялись, а в некоторых моментах украдкой вытирали слёзы.
Брагинский и Рязанов: «диванное» содружество
Этот момент оказался поворотным в жизни Брагинского, особенно учитывая, что в день премьеры он познакомился с Эльдаром Рязановым — к тому моменту он уже зарекомендовал себя как известный режиссёр, создавший фильм «Карнавальная ночь». Чтобы проверить, как они смогут работать вместе, было принято решение о сотрудничестве. Так возник сценарий комедии «Берегись автомобиля!». Соавторы обнаружили идею для сюжета в заметках милиции, затем расширили её и внесли необходимые коррективы, добавив неожиданные сюжетные ходы и остроумные реплики. В результате получилась настоящая жемчужина киноискусства.
Воодушевлённые предыдущими успехами, Брагинский и Рязанов приступили к работе над новым сценарием. Как правило, они писали дома у одного из них. По очереди они садились за пишущую машинку, а второй в это время с удобством располагался на диване. И работа шла очень продуктивно: «С лёгким паром!», «Зигзаг удачи», «Сослуживцы» (по которому был снят фильм «Служебный роман»), «Вокзал для двоих»… Важно отметить, что Брагинский самостоятельно, без соавторства Рязанова, создавал как пьесы, так и сценарии.
Зрители легко узнают фильмы, написанные по его сценариям: «Артистка из Грибова», «Суета сует», «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле»… Однако наиболее яркие, искренние и талантливые сценарии были созданы в соавторстве с Эльдаром Александровичем. Рязанов, масштабная, заметная и неутомимая фигура, придавал им тот самый «искрометный» шарм. Брагинский — тонкий, интеллигентный, склонный к размышлениям, — вкладывал в них особую душевность, пронзительность и теплоту.
Этот творческий тандем продолжался на протяжении 25 лет, радуя зрителей лиричными и трогательными комедиями о любви — той самой, о которой Брагинский говорил: «Я создаю произведения о любви, которая является истинным чувством, а не просто союзом. О любви, без которой жизнь теряет всякое значение. Я убеждён, что такая любовь существовала, существует и будет существовать во все времена и у всех народов. Мне жаль тех, кто не способен любить…»
Сын стал художником
Единственный сын Эмиля и Ирмы, Виктор, появился на свет в период их любви. Он рос в атмосфере этой любви. Позднее, после кончины отца, Виктор с теплотой вспоминал, как Брагинский получал звания и награды, испытывая при этом смущение, ошибаясь при заполнении документов и чувствуя себя неловко. Виктор Брагинский выбрал профессию художника, и его кисти создали целую серию портретов выдающихся актёров, таких как Всеволод Санаев, Владимир Этуш, Вячеслав Тихонов…
Первые признаки заболевания сердца появились у Брагинского ещё в 1975 году. Тогда он был госпитализирован с тяжёлой болью в груди. Врачи высказывали пессимистичные прогнозы. Однако в тот раз ему удалось выздороветь, и Брагинский продолжил работу над новыми сценариями. Спустя 23 года, Эмиль Вениаминович, находясь за границей, возвращался вместе с женой в Россию. В аэропорту ему неожиданно стало нездоровилось, сценарист потерял сознание; к нему вызвали врачей, а затем его госпитализировали на машине скорой помощи, — однако спасти его было невозможно: Брагинский умер от инфаркта.
Его место захоронения – Ваганьковское кладбище. Фильмы «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Старики-разбойники» ещё долгие годы будут дарить зрителям возможность уединения и покоя, позволяя отдохнуть от быстрого темпа и повседневной суеты. Они заранее предвкушают просмотр, поскольку знают эти картины наизусть.




