
Авария
Семья адвоката Даниэля Кусто часто путешествовала. Его сыновьям нравилось плавать и играть в воде, и их родители могли предоставить им такую возможность для развлечений. Младший сын проявил особый интерес: вскоре он начал совершать небольшие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, осознал свое жизненное призвание.
Мальчика звали Жак-Ив Кусто.
Закончив обучение в военно-морской академии, он стремился также освоить морскую авиацию, однако обстоятельства сложились так, что управление двумя стихиями оказалось для него непосильной задачей. Во время вождения автомобиля на извилистой горной дороге, Кусто попал в дорожно-транспортное происшествие и получил значительные повреждения. Правая рука была парализована — и мечте о пилотировании самолета пришлось прийти в небытие.
Перспективы, которые еще совсем недавно казались безграничными, теперь ограничились необходимостью пройти реабилитационный курс, если Жак-Ив хотел вновь выйти в море. И в этот раз ему впервые предложила поддержку Симона Мельхиор. Несколько месяцев они уже поддерживали общение с дочерью адмирала. Кусто не скрывал своих чувств и надеялся на ответные знаки, однако авария внесла коррективы в его планы: захочет ли Симона оставаться рядом с человеком с ограниченными возможностями?
Она проявила интерес. Симона навещала его ежедневно, и они часами прогуливались, беседуя и строя планы. Кусто впоследствии отмечал, что именно эти встречи сделали его расплывчатые представления о море конкретной целью. В 1937 году состоялась их свадьба, и Жак-Ив приступил к разработке своего первого и наиболее значимого изобретения — акваланга.
Поддержка Симоны
Кусто увлекался механикой и конструированием. В молодости он самостоятельно изготовил модель с двигателем, приводимым в действие батарейкой. После травмы Жак-Ив проводил много времени в воде, плавая и погружаясь, однако не мог находиться там долго и стал задумываться о том, как это изменить.
В 1943 году был представлен первый прототип современного акваланга. Эта разработка полностью поглощала его время и ресурсы. Однако Симона предоставила мужу полную свободу действий, взяв на себя управление домашним хозяйством и заботу о двух сыновьях. Когда Жака-Ива Кусто начали признавать как создателя, он приступил к поиску спонсоров для продолжения морских исследований.
К концу сороковых годов Кусто сумел убедить ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса в перспективности своих замыслов. Гиннес приобрел для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился предоставлять его в аренду за символическую сумму – всего один франк в год. Кусто оставалось лишь собрать команду, модифицировать корабль в исследовательское судно и отправиться в плавание, однако для реализации этих целей требовались значительные финансовые ресурсы.
Симона снова пришла на помощь. Она продала все свои драгоценности, перешедшие ей по наследству, и продолжала убеждать мужа в его верном выборе. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой войти на его палубу.
Мировой успех
Лишь за три года Кусто сумел оправдать надежды своей жены. Дебютная картина, созданная на борту «Калипсо» («В мире безмолвия»), была удостоена премии «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
Он издавал книгу за книгой и не прекращал создавать фильмы о подводном мире, который любил превыше всего. Однако такая деятельность сопряжена с необходимостью постоянных финансовых затрат: требуется оплачивать труд команды, обеспечивать топливом судно и приобретать современное оборудование.
Жак-Ив всё реже оказывался в океане, предпочитая поездки к возможным спонсорам. Функции неофициального капитана, или, как прозвали его моряки, «Пастушка» «Калипсо», взял на себя Симон. Жак-Ив появлялся лишь на короткое время, участвуя в наиболее значимых эпизодах своей «Одиссеи» и вскоре покидал место съемок. Внутри семьи возникли разногласия.
Стюардесса
Во время одного из перелетов Жак-Ив Кусто встретил стюардессу по имени Франсин. Она была на тридцать лет младше его, однако благодаря отличной физической форме и своей известности, роман развивался стремительно.
Симона и дети были в неведении. У старшего сына Жана-Мишеля не получилось наладить отношения с отцом, поскольку тот не оправдал ожиданий Кусто, выбрав архитектурную карьеру. Все надежды капитан связывал с младшим Филиппом, который часто бывал на борту «Калипсо» и принимал участие в подводных съемках наравне со всеми.
В 1979 году Филипп пилотировал гидросамолёт «Каталина», однако не смог совершить посадку на воду. Оторвавшийся двигатель повредил кабину пилота, и тело Филиппа так и не было обнаружено. Симона, едва пережив потерю сына, столкнулась с новой трагедией: Кусто признался в своих отношениях с Франсин. Он не планировал развода, а чтобы скрыть связь с любовницей, представлял ее публике как свою родственницу.
Симона попросила мужа об одном условии: чтобы она продолжала жить на «Калипсо». За годы плавания это судно стало для нее настоящим домом, а его команда – близкими людьми. Кусто дал согласие. В год смерти Филиппа Франсин родила Жаку дочь Диану, а спустя два года на свет появился сын Пьер.
Борьба наследников
Жак-Ив Кусто и Франсин связали себя узами брака спустя несколько месяцев после смерти Симоны, ушедшей из жизни в 1991 году от рака. Ему было 81 год, ей – 36, и она испытывала значительную усталость от вынужденной секретности. Франсин настояла на запрете старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях, что привело к окончательному ухудшению отношений Жана-Мишеля с отцом.
Судно «Калипсо» также пережило трагический эпизод: в 1996 году оно было протаранено баржей и затонуло. «По словам главного механика корабля Жан-Мари Франса, из-за значительного повреждения судно затонуло и опустилось на дно причала. Местные рабочие составили смету на проведение ремонтных работ, однако Франсин не одобрила ее.
Жак-Ив Кусто прожил с кораблём ровно год – он ушёл из жизни 25 июня 1997 года, став жертвой инфаркта миокарда. После его смерти Франсин Кусто неоднократно планировала ремонт «Калипсо», однако затем отказывалась от этой невыгодной затеи. Некоторые из близких людей Кусто полагали, что это можно расценивать как своего рода возмездие кораблю, который был домом для его первой жены.




