
Марина Александрова о новой экранизации «Москва слезам не верит»: как изменились герои

Недавно я беседовала с Олей Долматовской и Жорой Крыжовниковым относительно их сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Я поздравила их с достигнутыми успехами, у нас состоялся очень душевный разговор, после чего мне поступило предложение о работе над их новым проектом – «Москва слезам не верит. Все только начинается».
С самого начала было заявлено, что это не ремейк, а пересказ знакомой истории, созданный с учетом уважения к фильму Владимира Меньшова, который мы все ценим. Поскольку сценаристом выступил Жора Крыжовников, я была уверена, что фильм не будет точной копией оригинала. Все, что касается Крыжовникова, будь то режиссура или сценарий, всегда имеет свой уникальный стиль.
В центре повествования, безусловно, знакомая история о трех подругах, приехавших в Москву с целью покорить этот город. Однако она представлена в современных условиях.
Мне тоже пришлось столкнуться с трудностями освоения Москвы. Я выросла вдали от нее – родилась в Венгрии, затем росла в Забайкалье. В шестнадцать лет я переехала из Петербурга в Москву и жила в общежитии. Как и многие, я знала места, где можно было найти недорогие вещи, например, я ездила на черкизовские рынки за первыми джинсами. Я хорошо понимаю, как одиноко бывает в этом городе, и как необходимо его завоевать своей любовью, чтобы он ответил взаимностью. Сегодня Москва – один из самых любимых городов на планете, и она, безусловно, меня приняла, я обрела здесь дом, семью и важные для меня места.
Съемки продолжались полгода, преимущественно в Москве, на различных улицах, и это было замечательно. В повествование включено множество ярких музыкальных номеров, которые позволяют более полно раскрыть образы персонажей. Мы много пели, танцевали, наслаждались весельем, царила волшебная атмосфера. Я ощутила невероятный прилив творческого вдохновения и получила заряд энергии от всей команды! Однажды Иван Янковский, исполнивший роль первой любви Ксении, обаятельного московского юноши, во время съемки одной сцены со мной, обернулся и произнес: «Теперь понимаешь, что ты на лучшей площадке страны?» Я ответила: «Да, понимаю». Это и было правдой.
И Оля, и Жора обладают высоким профессионализмом. Оля привносит в проект тонкий, женский взгляд. Жора – человек с прекрасным чувством юмора, способный организовать работу и поддерживать общий темп, а также предоставлять необходимую свободу для творчества. Это было незабываемо.
Я, например, отыгрываю одну из сцен, где моя героиня Ксения разговаривает с подругами, и вдруг раздается голос по громкоговорителю: «Достаньте торт из холодильника!» Я достаю торт из холодильника, и голос отдает команду: «Ешьте!» И тут ты осознаешь, что эти калории, этот глютен – ты не употребляла их годами, ну, скажем, двадцать лет, и вообще не знаешь, как твой организм отреагирует. Но идет съемка, режиссер импровизирует и кричит: «Ешьте! Ешьте! Кормите подруг!» И ты начинаешь есть, понимая, что твои глаза расширяются от избытка сахара, ты уже в состоянии сахарной комы. А голос продолжает: «Говорите текст!» Ты говоришь текст. Тебе кричат: «Плачьте! А теперь замолкайте! А теперь, Юля, ты плачь. Подруги, плачьте по очереди, каждая о своей! Давайте, давайте, и продолжайте есть торт!» И ты заставляешь себя съесть этот торт, рыдая и произнося текст, но при этом осознаешь, что все директора съемочных групп, все режиссеры, которые тебя снимали, и которым ты говорила, что не можешь есть сладкое, – якобы из-за аллергии, – все это оказывается бесполезным, все 10 лет вранья – бесполезны, потому что тебе здесь приказали достать торт и съесть его. И голос сверху говорит: «Продолжайте, подруги, ешьте, плачьте как следует! Вам больше никто не предложит такого!» Это гениально просто, я считаю. Это абсолютное актерское наслаждение. Все родилось спонтанно и сработало.
Эти режиссеры выделяются тем, что не стремятся подогнать актера под заранее заданный шаблон. Они не пытаются заставить актера соответствовать их видению, словно части головоломки. Если они замечают, что актер выходит за эти границы, предлагает иное звучание или атмосферу, они говорят: «Это здорово, давайте». И тогда актер понимает, что на этой роли не могла сыграть никто, кроме него. По-настоящему, в этой стране не смогла бы сыграть эта роль никто другой. Это дает такую уверенность, что актер словно взлетает и испытывает тот самый творческий полет, о котором писала Людмила Марковна Гурченко в своих мемуарах, и другие артисты.
Я исполняю роль повзрослевшей и изменившейся Ксении. В оригинальном фильме актрису перегримировали. Мы выбрали другой подход, и, на мой взгляд, это верное решение. Неважно, насколько хорошо ты выглядишь в сорок лет, даже если лучше, чем в двадцать, передать тот жизненный опыт, который ты пережила за это время, не получится. Глаза другие.
Безусловно, сравнения с Верой Алентовой неизбежны, однако я не испытываю страха и никогда не стремлюсь к игре, основанной на этом. Я слишком люблю себя и уверен в себе, чтобы принимать во внимание чужие оценки. Никогда не пытаюсь кардинально менять подход, поскольку это в любом случае приведет к иному результату. Если вы решаетесь на подобный проект, необходимо выполнять его с искренностью и смелостью.
Ксения является предпринимателем. В советское время карьера и характер Катерины казались скорее редкостью. Ей приходилось сглаживать это, скрывать от возлюбленного, чтобы соответствовать образу более привычной женщины. В наши дни ситуация изменилась. Вокруг меня огромное количество успешных подруг, которые сами добились всего и обладают значительным положением.
Действительно, достигнув этой цели, они нередко осознают, что не успели создать семью. Они мечтают о ней и начинают действовать. К этому возрасту и с таким положением в жизни они точно знают, чего хотят. Я не думаю, что хорошо, когда мужчина добивается женщины, а плохо, когда женщина проявляет инициативу. Важно, чтобы люди были счастливы и чувствовали себя комфортно в отношениях. Ксения познакомилась со своим Гошей в метро, когда просматривала приложение для знакомств.
Я иногда пользуюсь метро, когда на дорогах пробки или центр закрыт для движения транспорта. Знакомятся ли люди в метро в наши дни? Мне представляется, что знакомства случаются. Где же им еще знакомиться? Однако, кажется, мы стали менее внимательны друг к другу, и это вызывает обеспокоенность. Все больше людей испытывают социальную замкнутость, погружены в свои телефоны и опасаются общения. Возможно, если бы мы стали более чуткими к окружающим, мир стал бы более доброжелательным?
В советскую эпоху социальные различия были менее выражены. В наши дни общение между представителями столь разных слоев общества практически исключено. Если быть откровенными, современный человек, обладающий умом и стремлениями, сможет найти способ получить доход. И успешная женщина предпочитает видеть рядом с собой партнера, соответствующего её уровню. В нашем сериале претерпела изменения не только моя героиня, но и мужчина, привлекший её внимание. Даже его обувь в первой сцене выглядит презентабельно, в отличие от обуви Гоши, – это дорогие туристические ботинки, испачканные более «благородной» грязью. Это сразу говорит о том, что человек обеспечен, самодостаточен и ведёт насыщенную жизнь.
Ксения – привлекательная женщина. Но что же такое красота? Это внутренняя уверенность. Красивая женщина уверена в себе, она уже получила достаточный объем любви. Она обладает умом, осознает свои сильные и слабые стороны, обладает чувством юмора. У красоты множество компонентов, не ограничивающихся только внешностью. Внешность производит впечатление лишь непродолжительное время, а затем на первый план выходят другие качества. Да, встречаются холодные, недалекие и скучные красавицы, но после первоначального впечатления должно последовать более глубокое знакомство. Как говорится, можно найти, с кем заснуть, но не с кем проснуться. Мужчина ищет не просто красивую и не обязательно талантливую женщину. Он ищет счастливую женщину. Оглядываясь вокруг, я могу утверждать, что мужчине не так уж и важно, как ты выглядишь. Ему важно, какие чувства он испытывает рядом с тобой. Женщина прежде всего должна быть счастлива сама с собой и должна любить себя.
У моей бабушки, работающей в сфере медицины, я впервые сделала маникюр, а также она же помогла мне сделать проколы ушей. Она всегда предпочитала носить красивое платье дома и каждую неделю посещала парикмахера, чтобы сделать прическу – высокую «бабетту», которую она сохраняла даже во время сна.
Другая бабушка занимала должность главного бухгалтера. Однажды, в возрасте семидесяти лет и продолжая работать, она перевозила какие-то документы с водителем, и их автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие. Когда моя тетя, охваченная тревогой, приехала к ней и настояла на необходимости поездки в медицинское учреждение, бабушка ответила: «Нет, сначала мы приобретем мне обувь в том магазине, потому что моя первая мысль была о том, что вот, я погибну, а туфли-то я хотела купить!»
Моя мама – человек особенный, она любит нас больше, чем себя. Она готова на всё ради нашего благополучия. Я постоянно говорю ей, что сначала нужно заботиться о себе. Я стараюсь давать ей такую возможность. И теперь даже моя дочь учит её, как добиваться своего, она в этом преуспевает. Недавно мы выбирали кроссовки в магазине, и я спросила: «Ну что, какую пару выберем?» А дочь без колебаний ответила: «Обе, конечно!»
Мне кажется, роль в «Домашнем аресте» весьма своеобразна и не похожа на те, что я обычно исполняю. Когда меня впервые пригласили на пробы, я удивилась: зачем этой героине такая внешность, если она должна жить в общежитии, воспитывать больного ребенка и быть связанной с женатым мужчиной? Судя по ее облику, она могла бы быть женой влиятельного депутата, по крайней мере. Что с ней не так? Тогда я осознала необходимость придумать предысторию, которая объяснила бы, почему она скрывается от привычных признаков благополучия и почему ей свойственно постоянно протестовать, бороться за что-либо. Я только недавно сняла брекеты, и мне приходилось носить ночные капы. Перед пробами я надела капу и начала репетировать текст — и, конечно, начала запинаться. Вдруг я поняла, почему эта женщина постоянно находится в состоянии протеста, почему она выбрала профессию педагога, предполагающую публичные выступления, почему она отстаивает сохранение исторических памятников, борется за мужчину, за субсидию, противостоит всем вокруг. Она хорошая женщина, но с детства привыкла к этой борьбе, даже в разговоре. Я пришла на пробы и сказала: я знаю, что заставило ее, скажем так, вести себя странно. Эта шепелявость и легкая эксцентричность сделали мою героиню такой своеобразной и необычной. Я очень горжусь этой ролью.
В сентябрьском номере журнала «Новый очаг» на обложке была размещена фотография Марины Александровой.
Фотограф: Ольга Тупоногова-Волкова. Стиль: Женя Вайс. Фешен-директор: Анастасия Коковихина. Визажист: Екатерина Пономарёва. Стилист по волосам: Эрнест Мунтаниоль. Продюсер: Елена Бородина. Гафер: Дмитрий Константинов. Ассистенты стилиста: Ксения Голубева, Нурлана Биннатова