
Почему миниатюры?
Мне часто говорят: «Оптотехника? Разве это не связано с микроскопами? Похоже, вас всегда привлекало всё малое!» И это действительно так, ведь моим первым исследовательским проектом в аспирантуре был микроробот, предназначенный для перемещения по кровеносным сосудам человека с целью поиска и устранения атеросклеротических отложений. Именно в этой области творческий подход и работа с миниатюрными размерами могли бы достичь наилучших результатов! К сожалению, финансирование проекта было распределено неэффективно, и он был свернут, даже прежде чем нам удалось изготовить первую модель. Сейчас же творчество и миниатюра находят прекрасное применение в моём увлечении.
Волшебство без микроскопа
Я стремлюсь к творчеству на пределе восприятия человеческого зрения. Мне не свойственно углубляться в микроскопические детали, когда занимаются незначительными улучшениями и созданием сложных конструкций из графена; я желаю, чтобы чудо было заметно без использования специальных приборов. Небольшое, но всё ещё ощутимое. Без микроскопа. Микроскоп находится у меня дома, но предназначен исключительно для изучения окружающего мира и поиска вдохновения.
С самого детства я занималась творчеством, создавая различные вещи. Изначально это были рисунки на картонных упаковках из-под творога (в те годы ощущался острый недостаток бумаги), а также вышивка на старых наволочках. В эпоху перемен ощущался постоянный дефицит материалов, казалось, что их не хватит, поэтому я использовала всё максимально экономно. Из одной пачки пластилина можно было вылепить целый зоопарк с пятнадцатью животными, а из цветной бумаги вырезать восемнадцать открыток – небольшого размера, но их было много. Пожалуй, тогда во мне пробудилась любовь к миниатюрным изделиям! А обрезки ткани, которые мне доставались от бабушки или соседки, увлекавшейся шитьем, были настоящей находкой, из которых можно было сшить двадцать нарядов для кукол.
Мне нравится экспериментировать с различными видами творчества и рукоделия, осваивать новые навыки. Особенно я люблю сочетать разные направления. Я уже попробовала многое! От привычных вязания и вышивки до необычных вещей, таких как кинусайгу (техника схожа с лоскутным шитьем или пэчворком, но при этом ткань соединяется без использования иглы — прим. ред.), пергамано (при помощи тиснения и перфорирования можно создавать открытки, подарочные коробочки, закладки для книг, картины и другие декоративные изделия из пергаментной бумаги или кальки (прим. ред.) и ганутели (при создании спирали из проволоки, из нее формируют лепестки-цветы, которые затем декорируют нитями.)
Затем возник вопрос о том, как распорядиться всем этим: пространство квартиры ограничено, поэтому появилась мысль о сокращении масштаба, а также вспомнились детские истории об экономии материалов. В результате я пришла к миниатюрному формату. На тот момент меня особенно увлекали скрапбукинг и квиллинг. Всё становилось всё меньше и меньше. Однажды я увидела в интернете работы японки Момо Ицуми, которая известна миру под ником Apricot Jam. В 2015 году она практически не имела конкурентов в создании ореховых миниатюр. Сопоставляя её ореховые изделия и мои открытки, размеры которых соответствовали половине визитки, я неожиданно подумала: «А что, если и мне это под силу?» И почти сразу же мама сообщила, что посетила музей миниатюры в Аризоне (город Туссон, США). Она прислала несколько фотографий. Кукольные домики, модели кораблей и… комната, выполненная внутри ореховой скорлупы. Я восприняла это как знак, и мне стало необходимо попробовать создать что-то подобное. Первый орех я подарила маминой подруге, которая также посещала этот музей.
Овладеть искусством создания миниатюр из ореховой скорлупы способен каждый?
Я испытываю затруднения в оценке потенциала других людей. Ранее я проводила занятия исключительно с детьми, поскольку не имела опыта проведения мастер-классов для взрослых, однако, судя по отзывам о моих работах, это под силу далеко не всем. В этой ситуации есть определенные особенности.
Для работы с миниатюрами необходимы не только стремление, но и выдержка. Требуется значительная выдержка. Мелкая моторика, координация и аккуратность со временем нарабатываются, их можно развить, но если отсутствует усидчивость и общая склонность к размеренной, спокойной, монотонной и терпеливой работе, то, вероятно, не стоит начинать.
В чем особенности этого вида творчества?
В этом месте всё похоже на обыденную жизнь, за исключением масштаба – оно в десятки раз меньше, а физические законы отличаются. Так, можно связать полноценный свитер для взрослого человека, а можно использовать катушки с нитками и бисерные иглы вместо спиц. Приёмы, техника и методы остаются неизменными. Однако результат – свитерок, едва достающий до носа.
Миниатюра характеризуется, в первую очередь, размерами, а не навыками работы с инструментом. Физические законы при этом остаются неизменными, хотя и проявляются несколько иным образом в микромасштабе. Ключевую роль играют статическое электричество (мелкие детали постоянно притягиваются и прилипают к различным поверхностям) и капиллярный эффект (жидкости, краски и клеи в таких масштабах демонстрируют аномальное поведение). Двумерная бумага приобретает ощутимое третье измерение, а концепция «минимального радиуса изгиба» становится практически недостижимой.
Что для вас самое интересное в миниатюре?
Я предпочитаю придумывать и создавать, определяя, из каких материалов и каким образом можно изготовить изделие. Мне близка «смешанная техника», так как однообразие утомляет. Возможно создать все из полимерной глины, но это не вызывает интереса. Гораздо увлекательнее сделать ёлку из натурального мха, снеговика из ватной палочки, спаять стул из проволоки или по миллиметру наращивать сосульки из лакового клея. Даже для «стандартной» новогодней сцены с зайчиком возле снеговика существует около 15 различных вариантов в плане техники исполнения, поскольку я постоянно провожу эксперименты.
У производителей кукол из других стран существует даже неофициальное обозначение «trash to treasure» — «превращение «из грязи в князи» означает создание ценности из отходов. Например, из непригодных вещей – сломанных наушников, блистеров от лекарств, цоколей перегоревших галогенных ламп – можно изготовить кукольный душ, весы Фемиды или бронзовый канделябр. Наибольшее удовольствие в творчестве доставляет воплощение фантазии. Когда из, казалось бы, ничего создаётся предмет, способный вызвать глубокие чувства у другого человека. Отзыв заказчика всегда имеет большое значение, без него не интересно развиваться.
Мне доставляет удовольствие исследовать детали, которые остаются незамеченными для большинства. Это похоже на археологические изыскания. Если миниатюра посвящена конкретному человеку, я могу, к примеру, поместить там растение, соответствующее его гороскопу по друидам, или тотемное животное согласно славянскому календарю. Создавая миниатюру, посвященную мушкетёру, я потратила около месяца, чтобы определить, в каком замке персонаж будет проживать, когда он был возведен и где, и в качестве прототипа был выбран не широко известный Шамбор и Тараскон, а малоизвестный Монсегюр.
Я люблю максимально наполнять свои работы орехами. Это значит, что они содержат не просто «скорлупа-кресло-мишка-книжка», а огромное количество разнообразных мелочей и деталей, которые, по словам владельцев моих миниатюр, «сразу и не заметить! Но если повернуть вот так, в уголке ещё сюрприз…»
Не устраивают ограничения, которые накладывает на меня физическое состояние. Работа с мелкими деталями не позволяет сосредоточиться более чем два часа без перерыва: глаза быстро утомляются и перестают отображать то, что ты пытаешься рассмотреть, а также возникают дискомфортные ощущения в спине и шее, поскольку поза, которую приходится принимать при создании микроскопических объектов, не является оптимальной для тела.
Что у вас в планах?
Я стремлюсь научиться резьбе по грифелям карандашей. Мне хотелось бы работать с оболочками тех орехов и плодов, которые пока не были мной освоены. Грецкие орехи, фундук, макадамия, фисташки, кедровые орехи и семечки подсолнечника я уже использовала для создания «фаршированных» изделий. В следующем списке – арахис, личи и скорлупа душистого перца. Кроме того, мне нравятся оригинальные способы крепления на скорлупе. Пуговицы, бусины и петельки – обычное дело, но я также применяю фермуар и молнию. Липучки и кнопки пока остаются неиспользованными.
Постепенно начинаю осваивать анатомию и базовые принципы скульптуры, стремясь к тому, чтобы мои персонажи были более выразительными и имели индивидуальность. Пока не уверен, смогу ли я создать миниатюрные портретные куклы, но хотелось бы отойти от мультяшного стиля в сторону большей натуралистичности.




