Семья

Почему сериал «Аутсорс» вызвал такой резонанс и что не позволило герою Янковского раскрыться в полной мере

Фото: img.freepik.com

Сюжет сериала «Аутсорс»

Первые кадры поражают красотой и масштабом северных ландшафтов. На экране – снежные вулканы, холодное и бурное море, разбивающееся о каменный берег и поднимающее пену. Кажется, что человеку здесь не место. Однако панорама замершего города, чьи однообразные, малоэтажные дома напоминают древние руины, свидетельствует об ином. А моток колючей проволоки, похожий на целую изгородь шипов, указывает на то, что в этих краях вполне вероятно оказаться в заключении и обслуживать заключенных.

Наступает 1996 год. Смертная казнь еще не отменена. В тюрьму для осужденных на смерть, расположенную в небольшом камчатском городишке, из отдаленного поселения Кымры перевели нового сотрудника, Константина Волкова (Иван Янковский). Костю назначили исполнять смертные приговоры, таким образом, в команду казенного дома прибыл сам палач. На первый взгляд, он кажется очень сочувствующим. Его интересует, почему осужденных не называют по именам, а используют прозвища («беспредельщик», «расхититель», «доктор», «профессор»). Он помогает профессору, страдающему от сильных болей в печени, принося из аптеки необходимые лекарства, поскольку в врачебном шкафчике оказались только вата, бинт и марганцовка. Хотя, по мнению местных жителей, можно ли считать их людьми? Один убил двенадцать девушек, а второй отправил тридцать семь пенсионеров в иной мир.

Волк производит впечатление знакомого, подшучивает и располагает к себе, вызывая доверие. Однако есть один момент, вызывающий недоумение: почему ему беспрекословно подчиняются все окружающие, и почему его маленькая, хрупкая жена испытывает явный страх?

Со временем становится ясно, что новичок, подобно хитрому ящеру, выявляет уязвимые точки у каждого и сосредоточивает на них свои мысли. У прокурора есть вторая половина, жаждущая богатства и роскоши, словно типичная представительница высшего общества. Врач одержим сексуальными переживаниями. Охранника Сашу постигла трагедия – надругательство над его невестой, а надзирателя Рому терзает страсть к супруге Кости, внушающей страх. При таких обстоятельствах изворотливому и расчетливому лидеру легко ввести в практику любопытную схему. Например, позволять родственникам жертв вершить правосудие над преступниками за значительное вознаграждение. К слову, сам автор действует не из корыстных побуждений, а в соответствии с грандиозной идеей вселенской справедливости.


Нажми и смотри

Выдающиеся работы Ивана Янковского и Карины Разумовской

Иван Янковский отобрал наиболее значимые элементы у своих предыдущих героев – непредсказуемость у следователя из «Фишера», философские разговоры о правомерности убийства у Раскольникова — создав образ идеального злодея. Эта его ровно очерченная челочка набок, чисто выбритый затылок, медленно собирающаяся улыбка при совершенно ледяных глазах. Косте даже не нужно ничего говорить, страшно от одного взгляда. Что он задумал? Что предпримет сейчас?

Внезапно яркой оказалась игра Карины Разумовской, исполнившей роль наглой и не слишком умной матери изнасилованной Наташи, женщины из простого народа, которая не отступает от своих интересов, постоянно что-то грызет, вмешивается во все дела и никогда не снимает меховую шапку в помещении (даже на свадьбе дочери). Неожиданно видеть женственную Карину в таком образе, но, похоже, у нее и на этот раз получилось.

сейчас читают

Следует также выделить операторскую работу и оригинальные титры. Сериал изобилует живописными кадрами. Так, например, обшарпанные синие стены в камерах напоминают старое, застывшее небо или жалкое чистилище. Или кадры унылой северной жизни со спящими снежными вулканами и извилистыми тропами между ветхими, устрашающими магазинами. Все это вызывает желание оформить и выставить на видном месте. Как и титры, представляющие собой произведение искусства, выполненные готическим шрифтом с гравюрными вставками под трагическую музыку.

Минусы сериала

Образ Волкова раскрыт не полностью. Иван играет эту роль искусно и выразительно, однако внутренняя сущность его героя остается загадкой. Что послужило причиной произошедшего в Кимрах, и почему последовал перевод? Что объясняет его авторитарное поведение по отношению к жене? Осталась всего одна серия, а зрителям так и не предоставили значимой информации о прошлом таинственного злодея, мотивах его пугающего поведения и необычных замыслов. Если персонажа движет какая-то идея, то какое событие стало ее отправной точкой?

Наступает период, когда ощущаешь себя таким же незначительным и безликим членом массы, как и те, кто находится в подчинении у Волкова. Возникает ощущение, что ты – зритель, находящийся под контролем очень проницательного и жадного человека, который не предоставляет своей аудитории достойного содержания.

Чем вдохновлялись создатели сериала «Аутсорс»

«Аутсорс» – результат работы двух выдающихся кинематографистов: режиссера Душана Глигорова и оператора Батыра Моргачева. Именно в таком творческом союзе они работали над «Трассой». Оба проекта были реализованы практически один за другим. Авторы отмечают, что от подобных сценариев не отказываются, а пришлось приложить немало усилий. За работу над текстом отвечала Анна Козлова («Медиатор», «Самка богомола», «Кеша должен умереть»). Вдохновение для сюжета о продаже казни она нашла в рассказе Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера», ради чего продюсеры приобрели права на использование произведения у автора, а остальной сценарий был написан сценаристом с нуля.

По заявлению режиссера, основным ориентиром для фильма «Аутсорс» послужил «Груз 200» Павла Лунгина, в котором присутствуют «комичные эпизоды», возникающие в моменты тяжелейших переживаний, что и определило включение элементов черной комедии в его работу. Помимо холодной цветовой гаммы, картина отличается нестандартным форматом съемки 4:3, когда изображение обрамлено черной полосой, напоминая о телевизионных экранах 1990-х годов. В свою очередь, оператор черпал вдохновение из работ Фрэнсиса Бэкона и фотографий Димы Маркова, который, как отметил Батыр, «умел сочетать реалии существования и возвысить их до метафизического уровня».