
Сюжет сериала «Аутсорс»
Первые кадры поражают красотой и масштабом северной природы. На экране – снежные вулканы, холодное и бурное море, разбивающееся о каменный берег с образованием пены. Человеку в этом месте явно не место. Однако панорама замороженного города, где однотипные, невысокие дома напоминают древние руины, говорит об обратном. Ну а моток колючей проволоки, напоминающий целый кустарник шипов, намекает на то, что в этих краях вполне логично оказаться в тюрьме и обслуживать заключенных.
Наступил 1996 год. Смертная казнь еще не отменена. В тюрьму для осужденных на смерть, расположенную в небольшом камчатском городке, из отдаленного поселка Кымры перевели нового сотрудника Константина Волкова (Иван Янковский). Костя должен будет приводить в исполнение смертные приговоры, таким образом, в состав персонала исправительного учреждения вошел настоящий палач. На первый взгляд, он кажется очень сочувствующим. Его интересует вопрос, почему заключенных, приговоренных к смертной казни, не называют по фамилии, а используют прозвища («беспредельщик», «расхититель», «доктор», «профессор»). Он помогает «профессору», облегчая его мучительную боль в печени, отправляясь в аптеку за медикаментами, поскольку в медицинском кабинете у заключенного есть лишь вата, бинт и марганцовка. Хотя, по мнению местных жителей, можно ли считать их людьми? Один убил 12 девушек, второй отправил в иной мир 37 пенсионеров.
Со временем становится ясно, что начинающий, подобно ловкому ящерице, выявляет уязвимые стороны у каждого и сосредотачивает на них своё внимание. У прокурора вторая половина одержима жаждой наживы и стремлением к роскоши, как современная девушка из высшего общества. Врач одержим сексуальными влечениями. Охранника Сашу постигла трагедия – над ней было совершено насилие, а надзирателя Рому терзает страсть к супруге запуганного Кости. При таких обстоятельствах изворотливому и расчётливому лидеру не составит труда внедрить продуманную схему. Например, позволить родственникам жертв совершать расправу над преступниками за значительное вознаграждение. Кстати, сам автор действует не из корыстных побуждений, а в соответствии с грандиозной идеей вселенской справедливости.
Выдающиеся работы Ивана Янковского и Карины Разумовской
Иван Янковский отобрал наиболее значимые элементы у своих предыдущих героев – непредсказуемость у следователя из «Фишера», философские разговоры о правомерности убийства у Раскольникова — создав образ идеального злодея. Эта его ровно очерченная челочка набок, чисто выбритый затылок, медленно собирающаяся улыбка при совершенно ледяных глазах. Косте даже не нужно ничего говорить, страшно от одного взгляда. Что он задумал? Что предпримет сейчас?
Карина Разумовская неожиданно поразила зрителей, воплотив на экране образ наглой и не слишком умной матери изнасилованной Наташи. Ее героиня – женщина из народа, неспособная избавиться от жажды наживы, постоянно вмешивающаяся в чужие дела и не снимающая даже в помещении свою меховую шапку (даже на свадьбе дочери). Неожиданно видеть столь женственную актрису в подобной роли, однако, похоже, и в этот раз у нее получилось.
Следует также выделить операторскую работу и оригинальные титры. Сериал изобилует живописными кадрами. Так, например, обшарпанные синие стены в камерах напоминают старое, застывшее небо или убогое чистилище. А также присутствуют кадры тоскливой северной жизни со спящими снежными вулканами и извилистыми дорогами между ветхими, мрачными магазинами. Все это хочется оформить в рамочку и повесить на стену. Как и титры, которые выглядят как произведение искусства, выполненные готическим шрифтом с гравюрными элементами под трагическую музыку.
Минусы сериала
Образ Волкова нуждается в доработке. Иван убедительно воплощает его на экране, демонстрируя изящество и выразительность, однако внутренняя сущность персонажа остается неясной. Не раскрыты обстоятельства, приведшие к его переводу из Кимр. Непонятно, что объясняет его авторитарное поведение по отношению к жене. Осталась лишь одна серия, а зрителям так и не предоставили значимой информации о прошлом таинственного злодея, причинах его зловещего поведения и необычных замыслов. Если его действия продиктованы какой-то навязчивой идеей, то какое событие послужило отправной точкой?
Чем вдохновлялись создатели сериала «Аутсорс»
«Аутсорс» – результат творческого сотрудничества двух выдающихся кинематографистов: режиссера Душана Глигорова и оператора Батыра Моргачева. Именно в таком объединении они работали над «Трассой». Оба проекта были реализованы практически последовательно. Авторы утверждают, что от подобных сценариев не отказываются, пришлось приложить немало усилий. За текст отвечала Анна Козлова («Медиатор», «Самка богомола», «Кеша должен умереть»). Вдохновение для сюжета о казни она черпала из рассказа Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера», ради чего продюсеры приобрели права на произведение у автора, а остальной сценарий был написан сценаристом с нуля.
По заявлению режиссера, ключевым ориентиром для создания «Аутсорса» послужил фильм Балабанова «Груз 200». В нем присутствуют «комичные элементы», когда трагичность ситуаций достигает такой степени, что вызывает смех, и режиссер использовал подобные приемы черной комедии в своей работе. Наряду с холодной цветовой гаммой, проект отличается нестандартным форматом съемки 4:3, который помещает изображение в черную рамку, напоминая о телевизорах 90-х годов. Оператор же черпал вдохновение из работ Фрэнсиса Бэкона и фотографий Димы Маркова, который, по мнению Батыра, «умел соединить реальность существования и возвысить ее до метафизического уровня».




