
Почему Петросян стал знаменитым?
Первоначально карьера Петросяна не была связана с внешним сходством с американским политиком. В то время этот политик только начинал свою деятельность, а американская действительность оставалась для советских граждан довольно туманной. Суть заключалась в том, что Евгений пришел на эстраду в жанре юмора и сатиры, став глотком свежего воздуха в период её становления. Он был подобен новому Аркадию Райкину, но более соответствующему духу времени, что нередко случается с признанными мастерами, уступая место молодым дарованиям.
Утром в газете, вечером в куплете
Люди, выросшие в Советском Союзе, формировались под влиянием шутливых сценок в утренних телепередачах и образом куплетиста из «Покровских ворот». Официальный юмор, казавшийся жизнерадостным, но при этом мягким и безобидным, воспринимался как неотделимая часть советской эстрады. Однако, на деле это было не так. В течение длительного времени сатиру не только не считали необходимой в стране Советов, но и признавали вредной, и она едва существовала в форме фельетонов, которые были настолько идеологически правильными и грубоватыми по стилю, что остаётся неясным, вызывали ли они хоть какой-то смех.
До середины пятидесятых годов эстрадные куплетисты в Советском Союзе в основном высмеивали иностранные правительства. Материалы для выступлений заимствовались из критических статей советской прессы: утром публиковались в газетах, а вечером отражались в куплетах, подобно тому, как это происходило в программе «Покровские ворота». С эстрады могли высмеивать религиозных старушек и бездельников, однако делали это с осторожностью, чтобы не создать впечатления о порицании советской молодежи и недостаточном уважении к старшему поколению. В целом, этот жанр переживал не самый благоприятный период.
Для тех, кто желал развлечься, Советский Союз предоставлял возможность посетить цирк. Там можно было увидеть клоунов, которые не высказывали ничего, что могло бы потребовать цензуры, поскольку они, в сущности, не произносили никаких слов. Также допускалось смеяться над комедийными фильмами в кинотеатрах. В общем и целом, гражданин Советского Союза эпохи Сталина должен был проявлять бдительность и оптимизм, а не склонность к смеху и, особенно, к насмешливости.
Неожиданно, переломные моменты в развитии этого направления произошли в сталинскую эпоху. В 1939 году в Ленинграде начал функционировать Театр эстрады и миниатюр. Впоследствии, в 1980-е годы, театр переместится в Москву и получит более точное наименование «Сатирикон», однако в тридцатые годы для проведения экспериментов в творчестве было предпочтительнее выбирать место, расположенное в некоторой удалённости от Кремля. Театр эстрады и миниатюр стремился к экспериментам и новаторству, отказавшись от примитивных клоунад прошлых лет в пользу более интеллектуального и современного юмора.
Аркадий Райкин практически сразу же стал одним из ведущих актёров театра. В годы Великой Отечественной войне ему предстояло возглавить театр, и на этом посту он проработает почти сорок лет. По примеру театра, созданного Райкиным, в 1954 году будет открыт Московский театр эстрады. В 1973 году, в возрасте двадцати восьми лет, именно здесь начнёт свою карьеру в качестве артиста, работающего в жанре юмора и сатиры, Евгений Петросян.
Над чем смеялись?
В советском юморе и сатире вопросы сексуальности и политики обычно табуировались. Наиболее откровенным, что допускалось на эстраде, стал монолог Райкина «Холостяк»: «Если меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке, со мной ещё можно… поговорить!». Затрагивать политические темы было разрешено лишь в форме карикатур, подобных работам Кукрыниксов, то есть высмеивать лидеров капиталистических стран, и то в обходных манерах.
В отечественной среде, по общему мнению, было крайне мало поводов для юмора. В качестве объектов насмешек рассматривались бытовые разногласия, консерватизм и озабоченность материальными вопросами граждан, недостаточно проникнувшихся идеологией и коллективизмом, а также «местные изъяны» – бюрократия, злоупотребление алкоголем, недостаток знаний и интереса к познанию, безделье и паразитизм, «бездумное копирование западных образцов» (влечение к модной одежде и музыке).
Начальный этап сатирической эстрады во многом напоминал газетные фельетоны – он не отличался особой остротой из-за опасения превысить допустимые границы, изобиловал клише и вызывал скорее снисходительную ухмылку (как им удалось!), но в эпоху застоя юмористы ощутили большую свободу. «Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет – у меня есть! Ты попробовал – речи лишился! Вкус специфический! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой уважаемые люди».
На одной из ранних видеозаписей Петросяна, датированной 1971 годом, когда он ещё выступал в роли конферансье, а не юмориста, Евгений шутит на тему опозданий девушек на свидания и рассказывает популярные анекдоты, характерные для Восточной Европы того времени. Он преподносит их как житейские наблюдения, зафиксированные в его записной книжке. Многие, кто посещал выступления Петросяна вживую, отмечали, что он с большим обаянием рассказывает анекдоты, и эффект от них, даже если они уже хорошо известны, оказывается сильнее, чем от его сольных выступлений.
Оценивая энергичного молодого артиста на первых видеозаписях, сложно поверить, что он недавно столкнулся с трагедией. Именно в этот период в автокатастрофе погибла первая жена Петросяна. Он остался с дочерью Викториной, воспитанием которой предстояло ему заняться. Хотя об этом говорят нечасто, в Советском Союзе и в современной России, как и прежде, мать играет ключевую роль в определении образовательного пути ребёнка и его способности к обучению, а перспективы профессиональной реализации девочки значительно снижаются, если она растёт без матери.
Викторина окончила факультет иностранных языков МГУ и работала организатором выставок, а также продюсером документальных фильмов. Она проживает в США на протяжении многих лет. Трудно предсказать такую судьбу, просто взглянув на кадры с обычным советским ведущим Евгением Петросяном.
В начале своего творческого пути он не скрывал, что вдохновляется Аркадием Райкиным, которого многие считали эталоном эстрадного юмора в формате монологов. Он заметно больше внимания уделял жестам и выражению лица – в отличие от большинства эстрадных артистов, которые обычно придерживались большей сдержанности, даже в рамках эстрадного жанра. Кроме того, Петросян умело подбирал авторов, сотрудничая с выдающимися на тот период писателями юмористического жанра, такими как Хайт и Задорнов. Сегодня их работы могут показаться несколько устаревшими, но четыре десятка или тридцать лет назад они точно определяли актуальные «народные» темы.
«Сейчас я работаю на строительной площадке. Нам выдают проект, в котором так много тангенсов и котангенсов, что разобраться без специальных инструментов сложно. Но это нам не требуется. Мы строим, опираясь на собственный опыт – на глаз. Это быстро, экономично и эффективно! Конечно, стена имеет небольшой наклон, в дверях незначительный зазор, окна немного пропускают сквозняки. Ну, унитангенс забыли установить. Что ж, ничего не поделаешь. В любом случае, там будешь жить. Ведь в школе нас учили строить качественно, а жизнь показала, что необходимо строить оперативно. Тогда всё примут под музыку духового оркестра».
Почти монополия
После распада Советского Союза многие артисты различных жанров столкнулись с трудностями. Петросян, напротив, быстро обрел популярность, став телезвездой, предлагающей актуальные монологи. Хотя на эстраде девяностых и начала двухтысячных он не был единственным юмористом, а его передачи имели аналоги на российском телевидении, при упоминании эстрадной сатиры и юмора тех лет, в первую очередь вспоминают о Петросяне. Для многих юмор того времени вообще сводится к понятию «петросянщина» – и оно произносится с иронией. Этот термин ассоциируется с однообразной мимикой и жестикуляцией известного юмориста и шутками, основанными на использовании «слишком современных» слов.
Несмотря на это, выступления на «петросянщине» приносили не только хороший доход самому Петросяну, объезжавшему бывшие советские республики, но и позволяли многим другим артистам эстрады улучшить своё материальное положение. По всей видимости, на первых этапах речь шла не о крупных суммах, а о том, чтобы обеспечить возможность существования для как можно большего числа коллег. Благодаря интенсивной работе, основанной на сатире и юморе, телевизионное пространство было насыщено, и количество представителей этого жанра, известных широкой публике, превышало ожидания.
Две масштабные программы, созданные Петросяном, оставили заметный след в истории российского юмора: «Смехопанорама» и «Кривое зеркало». Также значительной популярностью пользовалось и «Петросян-шоу». По мнению Дарьи Гавриловой, чья статья была опубликована на Wonderzine, в определенный период времени оно являлось самым рейтинговым юмористическим шоу в России. Особенность обзора заключается в том, что в нём рассматривается, каким образом изображаются женщины на российской юмористической эстраде. Фактически, Гаврилова искала шоу с минимальным проявлением сексизма. К удивлению, таким оказалось именно шоу Петросяна.
Пожалуй, самое старомодное по стилю шоу оказалось самым безобидным. Женщинам, что нетипично для подобных программ в России, уделялось около трети эфирного времени, хотя они составляли менее трети всего актерского состава. Юмористических зарисовок, посвященных исключительно женщинам, было значительно меньше, чем в Comedy Club, и в целом шоу демонстрировало гораздо меньше стереотипов относительно того, какие роли женщины должны играть в телепередаче и в обществе. «Евгений Петросян, который производит впечатление добродушного человека на сцене, не стремится кого-либо высмеивать — он искренне желает развеселить», – заключает Дарья Гаврилова.
Поразительно, но в этом плане даже «устаревший» юморист Петросян кажется более современным, чем сегодняшние стендаперы. Однако всегда возникает вопрос о том, насколько совпадают взгляды на женщин артиста Петросяна и самого Петросяна.
Пять жён Евгения Вагановича
Петрос Петсович Петросян сейчас состоит в пятом браке. Его нынешняя жена, Татьяна Брухунова, родилась в 1989 году, что делает её почти на полвека младше юмориста. Они работали вместе на концертах, и, очевидно, между ними возникли чувства. Бывшая жена Петросяна, юмористка Елена Степаненко, в эфире телевидения назвала Брухунову «марамойкой». Развод до сих пор вызывает у неё сильные переживания.
В период брака со Степаненко Петросян, безусловно, достиг вершины своей популярности и получил значительный доход. Например, известно, что он приобрел несколько однокомнатных квартир, предназначенных для хранения его личной библиотеки. Юморист является коллекционером старинных и редких книг. Однако оценить точный вклад жены в его доходы сложно.
Союз Петросяна и Степаненко оказался плодотворным, хотя и не в религиозном понимании этого слова. Они совместно продвигали шоу Петросяна, выступали вместе и многим представлялись почти безупречной парой. Степаненко также занималась собственными проектами, такими как «Шоу Елены Степаненко» и «Кышкин дом». Брак юмористов выдержал распад Советского Союза, сложные времена и искушения девяностых и нулевых, и многие уже предполагали, что артисты вместе дойдут до конца.
Для фанатов новость о разводе в 2018 году стала неожиданностью. На форумах можно найти скорбные дискуссии об этом событии, из которых становится понятно, что многие не знали – Степаненко не была первой супругой Петросяна, поэтому развод для артиста не является чем-то новым. До брака со Степаненко у Евгения Вагановича были еще полтора года в браке с дочерью знаменитого советского тенора Козловского, а также непродолжительный союз с искусствоведкой из Ленинграда. Возможно, права Елена Григорьевна, предостерегая Татьяну (пусть и не в самых вежливых выражениях), что она может оказаться следующей отвергнутой.
Евгений Ваганович сейчас искренне радуется роли мужа и отца: 13 марта 2020 года у него и Татьяны Брухуновой родился сын Ваган.




