
Как Евгений Петросян стал пионером юмора без гендерных стереотипов

Почему Петросян стал знаменитым?
Начало карьеры Петросяна не было связано с внешним сходством с американским политиком. В то время этот политик только набирал популярность, а американская действительность была для советских граждан весьма туманной. Суть заключалась в том, что в области юмора и сатиры на эстраде Евгений оказался глотком свежего воздуха в момент своего появления. Его можно было назвать новым Аркадием Райкиным, однако более соответствующим духу времени, в чём часто проигрывают опытные мастера перед молодыми исполнителями.
Утром в газете, вечером в куплете
Люди, родившиеся в Советском Союзе, формировались под влиянием шутливых сценок в утренних телепередачах и образом куплетиста из «Покровских ворот». Официальный, жизнерадостный, но при этом мягкий и безобидный юмор воспринимался как неотъемлемая часть советской эстрады. Однако на деле ситуация была иной. Долгое время сатиру не только не считали необходимой в стране советов, но и признавали деструктивной. Она едва существовала в форме фельетонов, настолько они были идеологически правильными и громоздкими по стилю, что вызывали смех, пожалуй, у немногих.
До середины пятидесятых годов эстрадные куплетисты в Советском Союзе в основном сосредотачивались на критике зарубежных правительств. Исходный материал заимствовался из разоблачительных публикаций советских СМИ: утром – в газетах, вечером – в куплетах, подобно тому, как всё это звучало в «Покровских воротах». С эстрады могли высмеивать религиозных женщин преклонного возраста и молодых бездельников, однако с осторожностью, чтобы не создать впечатления о порицании советской молодёжи или недостаточного уважения к старшему поколению. В целом, этот жанр переживал не самый благоприятный период.
Для тех, кто желал развлечься, Советский Союз предлагал посетить цирк. Там выступали клоуны, которые не произносили ничего, что могло бы потребовать цензуры, поскольку они не говорили вовсе. Также допускалось смеяться над комедийными фильмами в кинотеатрах. В общем, советский гражданин эпохи Сталина должен был проявлять скорее бдительность и оптимизм, нежели склонность к смеху и, особенно, насмешливости.
Неожиданно, попытки изменить сложившуюся ситуацию были предприняты в сталинский период. В 1939 году в Ленинграде начал функционировать Театр эстрады и миниатюр. Впоследствии, в 1980-е годы, театр переместится в Москву и получит более точное наименование «Сатирикон», однако в 1930-е годы для проведения экспериментов в творчестве было удобнее находиться на некотором удалении от Кремля. Театр эстрады и миниатюр стремился к экспериментам и созиданию, отказавшись от примитивных клоунад в пользу более интеллектуального и современного юмора.
Аркадий Райкин практически сразу же стал одним из ключевых актеров театра. В годы Великой Отечественной войне ему предстояло возглавить театр, и на этом посту он проработал почти сорок лет. По примеру театра, созданного Райкиным, в 1954 году был открыт Московский театр эстрады. Именно здесь, в 1973 году, в возрасте двадцати восьми лет, Евгений Петросян начнет свою карьеру артиста, работающего в жанрах юмора и сатиры.
Над чем смеялись?
В советском юморе и сатире вопросы сексуальности и политики обычно не затрагивались. Наиболее откровенным, что допускалось на эстраде, стал монолог Райкина «Холостяк»: «Если меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке, со мной ещё можно… поговорить!». Политическую тематику можно было освещать лишь в форме карикатур, как это делали Кукрыниксы, то есть высмеивать лидеров капиталистических стран, и то в обход основных тем.
В отечественной среде, как правило, не было поводов для юмора. В качестве объектов насмешек рассматривались бытовые неурядицы, консерватизм и озабоченность материальными вопросами, недостаточная вовлечённость граждан в идеологию и коллективную деятельность, а также «местные проблемы» – бюрократия, злоупотребление алкоголем, низкий уровень знаний и отсутствие интереса к познанию, безделье и паразитизм, «бездумное копирование западных образцов» (влечение к модной одежде и музыке).
Первоначальный сатирический эстрадный юмор напоминал газетные фельетоны – он не отличался особой остротой из-за опасения превысить допустимые границы, изобиловал клише и вызывал скорее снисходительное злорадство, чем искренний смех (как им удалось!). Однако с наступлением эпохи застоя юмористам стало доступнее самовыражение. «Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет – у меня есть! Ты попробовал – речи лишился! Вкус специфический! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой уважаемые люди».
На одной из ранних видеозаписей Петросяна, датированной 1971 годом, когда он ещё выступал в роли конферансье, а не юмориста, Евгений рассказывает шутки о том, как девушки задерживаются на свиданиях, и зачитывает популярные анекдоты, характерные для Восточной Европы того времени. Он представляет их как реальные истории, зафиксированные в его записной книжке. Многие зрители, посещавшие живые выступления Петросяна, отмечали, что он с большим обаянием рассказывает анекдоты, и их воздействие, даже если они уже знакомы публике, оказывается сильнее, чем от его сольных выступлений.
Нажми и смотри
Оценив энергичного молодого исполнителя на первых видеозаписях, сложно поверить, что он недавно столкнулся с трагедией. Именно в те годы в автомобильной аварии погибла первая супруга Петросяна. Он остался с дочерью Викториной, воспитанием которой предстояло заниматься ему. Хотя этот факт редко освещается, в Советском Союзе и в современной России образование ребёнка (и его способность к его получению) в первую очередь зависело и зависит от матери, и перспективы профессионального роста у девочки существенно снижаются, если она растёт без матери.
Викторина окончила факультет иностранных языков МГУ и впоследствии стала организатором выставок и продюсером документальных фильмов. Она проживает в США на протяжении многих лет. Трудно предсказать такую возможность, анализируя кадры с обычным советским конферансье Евгением Петросяном.
В начале своей карьеры он не скрывал, что вдохновляется Аркадием Райкиным, которого многие считали эталоном эстрадного юмора в формате монологов. Он активно использовал жесты и мимику – в отличие от большинства эстрадных исполнителей, которые обычно придерживались более сдержанной манеры. Кроме того, Петросян умело подбирал авторов, сотрудничая с такими известными на тот период писателями юмористического жанра, как Хайт и Задорнов. Сегодня их творчество может казаться несколько устаревшим, но сорок-тридцать лет назад они точно определяли актуальные «народные» темы.
«Сейчас я работаю на строительной площадке. Нам выдают проект, в котором так много тангенсов и котангенсов, что разобраться без специальных инструментов сложно. Но нам это не требуется. Мы строим, руководствуясь собственным опытом – на глаз. Это быстро, экономно и эффективно! Конечно, стена имеет небольшой угол наклона, в дверных проемах незначительные нестыковки, окна немного пропускают сквозняки. Ну, унитангенс забыли установить. Что ж, ничего не поделаешь. Все равно там будешь жить. Ведь в школе нас учили строить качественно, а жизнь показала, что нужно строить в срок. Тогда все примут под аккомпанемент духового оркестра».
Почти монополия
После распада Советского Союза многие артисты различных жанров столкнулись с трудностями. Петросян, напротив, быстро обрел популярность, став телезвездой, предлагающей актуальные монолог. Хотя на эстраде девяностых и нулевых артист не был единственным юмористом, и его передачи имели аналоги на российском телевидении, до сих пор, когда вспоминают эстрадную сатиру и юмор тех лет, в первую очередь думают о Петросяне. Для многих юмор того периода вообще сводится к понятию «петросянщина», которое используется с оттенком презрения. Этот термин ассоциируется с однообразной мимикой и жестикуляцией известного юмориста и шутками, основанными на использовании «слишком современных» слов.
Несмотря на это, выступления с «петросянщиной» приносили не только значительный доход, позволяя Петросяну гастролировать по бывшим советским республикам, но и давали возможность заработать многим другим артистам эстрады. По всей видимости, первоначально речь шла не о больших деньгах, а о поддержке как можно большего числа коллег. Благодаря интенсивной работе, основанной на сатире и юморе, телевизионное пространство было насыщено, а имена представителей этого жанра были широко известны.
Две масштабные программы, созданные Петросяном, оставили заметный след в истории российского юмора: «Смехопанорама», «Кривое зеркало» и «Петросян-шоу». Как отмечает Дарья Гаврилова в своей статье на Wonderzine, в определенный период времени оно являлось самым просматриваемым юмористическим шоу в России. В обзоре Гавриловой исследуется изображение женщин на российской юмористической сцене, и она попыталась найти шоу с наименьшим уровнем сексизма. К удивлению, таким оказалось именно шоу Петросяна.
Пожалуй, наиболее консервативное в плане концепции шоу оказалось самым безобидным. В нём, вопреки типичным российским развлекательным программам, женщинам отводилось примерно треть эфирного времени, хотя они составляли менее трети всего съёмочной группы. Количество шуток, основанных на гендерных стереотипах, было заметно меньше, чем в Comedy Club, и в целом шоу демонстрировало гораздо меньше предрассудков относительно того, какие роли женщины должны выполнять в телепередаче и в обществе. «Евгений Петросян, который производит впечатление добродушного человека на сцене, не стремится кого-либо высмеивать — он искренне желает вызвать смех», – заключает Дарья Гаврилова.
Неожиданно, но в этом вопросе «устаревший» юморист Петросян кажется более прогрессивным, чем современные комики. Однако всегда возникает вопрос о том, насколько совпадают взгляды на женщин артиста Петросяна и самого Петросяна.
Нажми и смотри
Пять жён Евгения Вагановича
Петросян сейчас состоит в пятом браке. Его нынешняя жена, Татьяна Брухунова, родилась в 1989 году, что делает ее почти на полвека младше юмориста. Их сотрудничество на концертах, вероятно, стало началом их сближения. Елена Степаненко, бывшая жена Петросяна, в свою очередь, окрестила Брухунову «марамойкой» в эфире телепередачи. Развод до сих пор вызывает у нее сильные чувства.
Во время брака со Степаненко Петросян, безусловно, достиг вершины своей популярности и получил значительный доход. Например, известно, что он приобрел несколько однокомнатных квартир, предназначенных для размещения его личной библиотеки. Юморист увлекается коллекционированием старинных и редких книг. Однако определить, какую именно роль в его доходах сыграла работа супруги, сложно.
Союз Петросяна и Степаненко оказался успешным, хотя и не в том смысле, который подразумевается в библейских текстах. Они совместно продвигали шоу Петросяна, выступали вместе и выглядели для многих практически безупречной парой. Степаненко также реализовывала собственные проекты, такие как «Шоу Елены Степаненко» и «Кышкин дом». Брак юмористов выдержал распад Советского Союза, сложности и соблазны девяностых и нулевых, и многие уже представляли артистов, двигающихся к завершению своей карьеры.
Развод, произошедший в 2018 году, стал неожиданностью для многих поклонников. На тематических форумах можно найти эмоциональные обсуждения этого события, из которых видно, что далеко не все знают: Степаненко не была первой женой Петросяна, и подобные ситуации уже происходили в его биографии. Помимо неё, у Евгения Вагановича был союз, длившийся полтора года, с дочерью известного советского тенора Козловского, а также непродолжительный брак с искусствоведом из Ленинграда. Возможно, Елена Григорьевна была права, предостерегая Татьяну (пусть и не в самых вежливых выражениях), что та может оказаться следующей брошенной.
Евгений Ваганович сейчас испытывает искреннюю радость, связанную с женитьбой и отцовством: 13 марта 2020 года у него и Татьяны Брухуновой появился на свет сын Ваган.