
Почему инициатива Трампа о кинопроизводстве в США сталкивается с трудностями

В социальной сети Truth появилось сообщение от президента Трампа. «Американская киноиндустрия переживает стремительный упадок. Другие государства предоставляют различные стимулы, чтобы переманить наших режиссеров и студии из Соединенных Штатов. Голливуд и многие другие регионы в США теряют свой потенциал. Это спланированные действия других стран и, соответственно, представляет собой угрозу национальной безопасности. Кроме того, это ( послания — прим. ред) и пропаганду! В связи с этим я даю поручение Министерству торговли и Торговому представителю Соединенных Штатов незамедлительно начать процедуру введения стопроцентных пошлин на все фильмы, импортируемые в нашу страну. «МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ФИЛЬМЫ СНОВА ПРОИЗВОДИЛИСЬ В АМЕРИКЕ!» Давайте разберемся, почему это задача является сложной.
В настоящее время большинство фильмов создаются в формате совместного производства, особенно это характерно для проектов с ограниченным бюджетом, финансирование которых распределяется по разным странам и континентам. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении дорогостоящих блокбастеров: нередко киностудии стремятся сократить затраты, проводя съемки за рубежом, где правительства предлагают кинематографистам систему рибейтов, или возврат налогов. Голливуд привык снимать в Канаде, Новой Зеландии, Чехии, Болгарии, Венгрии, Великобритании… Да по всему миру. Где же искать планету Арракис? Дени Вильнев снимал «Дюну» в Иордании и ОАЭ, но теперь необходимо будет искать пески в Техасе?
Отложим в сторону вопрос о том, произойдет ли это на самом деле, и предположим, что президент Соединенных Штатов ввел бы пошлины на «иностранное кино». Кинопроизводство – это результат труда множества профессионалов, это интеллектуальная собственность, для создания которой могут потребоваться специалисты из разных стран. Фильм можно снять в Америке, но визуальные эффекты может создавать компания из Индии или Китая. В таком случае, что именно облагать пошлинами? Только затраты на создание визуальных эффектов? Монтажер фильма может работать во Франции или в Турции, и он должен будет заплатить пошлину? А если продюсеры собрались из Германии, Великобритании и России и сняли фильм в Америке — нужно ли будет взимать пошлину? И как быть с актерами из других стран – вдруг их взгляды повлияют на чисто американскую культуру?
Вскоре стартует Каннский кинофестиваль, который традиционно сопровождается кинорынком. Ожидается, что сделки по продаже прав на фильмы для американского проката могут столкнуться с трудностями. Поскольку в Соединенных Штатах действуют небольшие киносети, ориентированные на авторское кино, встает вопрос об их дальнейшей жизнеспособности, если в репертуаре будут представлены только американские картины. В США активно развивается независимое кинопроизводство, что подтверждается ежегодным проведением кинофестиваля «Сандэнс», однако потребуется значительные усилия для отбора фильмов, созданных без иностранного финансирования (стоит отметить, что таких проектов немного, поскольку независимое кино часто создается благодаря поддержке из разных стран).
Восьмая часть франшизы «Миссия: невыполнима» создавалась в различных точках земного шара, поскольку фильмы этой серии пользуются популярностью во многом благодаря масштабности съемок. Спин-офф «Джона Уика», получивший название «Балерина», снимали в Чешской Республике. Новый «Аватар» Джеймса Кэмерона полностью создавался в Новой Зеландии, где режиссер работает уже почти два десятилетия. Студия Marvel недавно начала съемки блокбастера «Мстители: Судный день» в Лондоне и намерена снимать там же нового «Человека-паука», и все благодаря тому, что Великобритания предоставляет Голливуду выгодные налоговые льготы (так называемые рибейты). Все там же, в Великобритании, будут сниматься новые «Звездные войны» с Райаном Гослингом.
Сложно даже представить, какое количество недорогих фильмов создается за пределами Соединенных Штатов. Если учитывать еще и большое количество сериалов — о них Дональд Трамп не высказывался, но допустим, что его пошлины затронут и телесериалы, — то киноиндустрии Голливуда грозит такая проблема, что никакая крайняя мера не сможет ее решить.
Неясно также, какие именно категории будут подвергнуты обложению пошлинами согласно планам Трампа. Будут ли это продюсеры, киностудии, создавшие фильм, или же кинопрокатные организации?
Американская киноиндустрия была потрясена. Похоже, у продюсеров активировалась аварийная программа. Боб Салладей, старший советник по коммуникациям губернатора Калифорнии, прокомментировал эту новость следующим образом: «Мы полагаем, что у него нет законных оснований для введения пошлин, основываясь на Законе о чрезвычайных полномочиях в международной экономике, поскольку данный закон не предусматривает пошлины в качестве способа правовой защиты». Неопределенный ответ на столь же неясное решение президента.
По информации из киноиндустрии, действия Трампа стали реакцией на решение Китайского управления по кинематографу (CFA) о частичном снижении квоты на импорт американских фильмов. Этот шаг, в свою очередь, был ответом на введение 145%-ной пошлины на импорт из Китая.
В воскресенье вечером, 4 мая, юристконсульты голливудских студий были крайне активны, стремясь определить требования Трампа и оценить их финансовые последствия. Руководство крупнейших киностудий не намерено игнорировать эту ситуацию и, вероятно, предложит президенту компромисс – ведь он всегда ценит договоренности. Какие уступки готовы предложить в Голливуде, чтобы угодить Трампу? Возможно, переименуют студию в его честь или разместят его изображение на логотипе Columbia Pictures (хотя эта студия, стоит отметить, принадлежит японской корпорации Sony!) вместо традиционной женщины с факелом? Или же будут выражать благодарность президенту в титрах каждого фильма? Киноиндустрия США и без того испытывала трудности в восстановлении после пандемии, а недавние лесные пожары в Калифорнии лишь усугубили положение. Возможно, Голливуд сделает значительное пожертвование в поддержку одной из инициатив Трампа, чтобы откупиться от него и избежать введения пошлин?
Давайте же все-таки попробуем ответить на основной вопрос: кто в конечном итоге понесет расходы? Ответ не вызывает сомнений: это зритель. Именно зритель, вероятно, будет оплачивать последствия очередного неожиданного решения президента США. Цены на кинобилеты возрастут, увеличится стоимость подписок на стриминговые сервисы. Использовать торренты не получится, за этим осуществляется строгий контроль. Остается только посочувствовать американскому зрителю, чей кошелек станет последним звеном в борьбе Дональда Трампа за кино, созданное исключительно в Америке.