
Каковы причины трагического исхода в жизни Ларисы?
Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» и сейчас вызывает сочувствие к героине Ларисе, которую сыграла Ларисы Гузеевой, оказываться вынужденной либо заключать брак с нелюбимым и неприятным ей человеком, либо становиться «дамой полусвета», то есть содержанкой. Ранее мы уже делились секретами съемок этого фильма, в частности, о том, как актер Андрею Мягкову повезло избежать трагедии, чудом избежав гибели под вращающимися лопастями парохода . Многим зрителям трагедия Ларисы Огудаловой, главной героини пьесы Александра Островского «Бесприданница», представляется преувеличенной: в чем же заключается сама суть этой трагедии? Раз не удалось выйти замуж за состоятельного человека, стоит пойти на работу, чтобы обеспечить скромное существование и не обрекать мать на голод.
Как, например, Джен Эйр. Ей также не от кого было ждать поддержки, она росла сиротой и без средств к существованию, но не сломалась, получила образование и стала учительницей в школе для девочек, затем гувернанткой в состоятельном доме, а после снова работала учительницей в сельской школе. Жизнь была скромной, но достойной: она зарабатывала на пропитание своим трудом. Что же мешало Огудаловой последовать этому примеру? Ведь образование у неё было…
Разное образование
Не все оказалось так однозначно. Хотя события разворачиваются в один период времени, в Англии, где проживала Джен Эйр, уже функционировала разветвленная система закрытых учебных заведений для девочек, напоминающих интернаты. Сама героиня, несмотря на все сложности, смогла получить именно такое образование, которого хватало для работы преподавателем в подобной школе. В те годы в Англии можно было встретить немало подобных девушек.
Каковы же были условия жизни в России в 1870-х годах? Необходимо сразу отметить, что для Ларисы Огудаловой было бы недопустимо работать, например, модисткой или прислугой у состоятельных людей. Она, несмотря на то, что являлась бесприданницей, происходила из уважаемого дворянского рода («Огудаловы — фамилия хорошая», – замечает Кнуров). Принятие должности служанки означало бы для нее полное социальное унижение. Поскольку «фамилия хорошая», но средств нет, то единственный доступный вариант – преподавание. Могла ли Лариса вести занятия в гимназии или земской школе? Маловероятно – у нее отсутствовало необходимое образование. Для этого следовало закончить Институт благородных девиц, или, в крайнем случае, гимназию.
Для Ларисы работа гувернанткой означала потерю социального статуса
У Огудаловой не было диплома. Она получила стандартное для того времени домашнее образование, в рамках которого ее обучали музыке, вокалу, рукоделию и, возможно, французскому языку. Соответственно, для получения дохода необходимо было найти место гувернанткой в состоятельном доме. Это предполагало, что Ларисе пришлось бы проживать вместе с семьей подопечной, ее статус был бы выше, чем у служанок, однако от нежелательного внимания мужчин в этой семье она бы не была защищена. И за нее не стал бы никто вступаться: подобная зависимость была характерной для гувернанток.
И слухи и пересуды не заставили бы себя долго ждать: в маленьком городке все хорошо знают Ларису и ее мать, осведомлены об их дворянском происхождении, и как же можно было бы упустить возможность обсудить их! Если бы Лариса все-таки решила переехать в другой город, ситуация могла бы стать еще более сложной: она бы осталась без самого близкого человека, матери, и немногочисленных друзей, которые ее поддерживают.
Найти учениц — затруднительно
Существовала альтернатива – не устраиваться гувернанткой, проживающей в доме семьи, а работать приходящим преподавателем, например, музыки. Это позволило бы избежать общественного осуждения. Знакомые по-прежнему уважали бы скромную, но порядочную девушку, вынужденную обеспечивать себя. Она оставалась бы частью дворянского круга и всегда имела бы возможность вернуться к прежнему образу жизни – двери для нее не закрылись бы. Однако, вероятно, в провинциальном городе, где жила Лариса, поиск учеников был затруднен или невозможен. И хватило бы у нее знаний, чтобы выступать в роли наставника?
Сочетание сдержанности Джен и жизнерадостности Ларисы
Существовало еще одно мнение: жители городка знали, что Лариса происходила из «веселого дома». Готовы ли они были бы взять такую девушку в уважаемое семейство в качестве учительницы? Ведь от подобного «веселья», когда в доме постоянно находятся мужчины, легко скатиться до непристойности. «Не дом, а цыганский табор!» – так метко выразился Карандышев. Однако, предложить ей посетить выставку в Париже, по их мнению, вполне возможно. Возможно, потому, что Лариса была привлекательной и жизнерадостной? По сравнению с ней, Джен Эйр казалась излишне чопорной, строгой и, откровенно говоря, невыразительной; вряд ли кого-то пригласили бы ее в Париж.
Существенное различие между этими героинями заключается в том, что современные девушки обладают возможностью самостоятельно обеспечивать себя финансово, не уступая мужчинам, и поддерживать достойный уровень жизни. В девятнадцатом веке женщины не имели подобных перспектив.




