
Тихий английский городок. Детектив Баскомб получил звонок от сына, который утверждал, что заболел и не хочет идти в школу. Он обсудил эту информацию с напарницей, сержантом Фрэнк, и вскоре несколько полицейских машин направились к дому, рядом с которым стоял фургон с надписью «Миллер. Слесарные работы». Спецназ выбил дверь и ворвался в дом. Миллеры были в ужасе. Они – обычная семья с двумя детьми-подростками. Джейми – 13 лет, Лиза чуть старше. Что же случилось, что в шесть утра полиция заполонила их небольшой дом?
«Переходный возраст» – это проект, созданный актером, сценаристом и режиссером Филипа Барантини, который до того, как начать карьеру в кино, работал в ресторане. Именно это послужило основой для его первого полнометражного фильма «Точка кипения» со Стивеном Грэмом, вышедшего в российский прокат. Фильм не только отличается высокой точностью в изображении работы поваров, но и снят одним непрерывным кадром, без монтажных склеек. Это сложная и виртуозная работа, которую не каждый известный режиссер решился бы выполнить. Сейчас Барантини создал четырехсерийный «Переходный возраст». К счастью, это не просто формальный прием, зрителю важно прочувствовать эту историю, максимально сопереживая героям, не отвлекаясь и ощущая весь ужас происходящего как личный опыт.
Стивен Грэм, известный по фильмам «Большой куш», «Банды Нью-Йорка» и «Джонни Д.», не только исполнил роль отца Джейми, но и совместно с Джеком Торном, создателем сценариев к фильмам «Долгое падение» и «Чудо», работал над сценарием. Что послужило причиной их решения рассказать эту историю? Ответ режиссера простой, но шокирующий:
Необходимо внести уточнение: «Переходный возраст» – это не триллер и не детектив. О том, что Джейми совершил убийство Кэти на парковке, становится ясно сразу: у полиции имеются видеозаписи преступления. Вопрос не в том, виновен ли подросток. По словам Баскомба, важно выяснить мотивы, побудившие его к этому поступку.
Перед началом следственных действий Джейми обязан выбрать защитника, который будет сопровождать его во время медицинских осмотров и на допросе. Первая серия, за исключением начальных сцен, разворачивается в полицейском участке, и зритель наблюдает за тем, как аккуратно обращаются с задержанным, ведь Джейми еще очень молод. Но соответствует ли это действительности? Медсестра, после нескольких вопросов, констатирует, что Джейми – сообразительный мальчик, понимающий все происходящее. «Я не люблю дела с участием несовершеннолетних», – нервно произносит медсестра. «Никто их не любит», – подхватывает полицейский, принимающий у нее заключение.
С подростками непросто. Охваченный гормональными всплесками, он еще не достиг зрелости, но и ребенком его уже не назовешь. Он осознает, что совершил? «Я ни при чем», — рыдает Джейми в камере, и даже лжет своему отцу, утверждая о своей невиновности. Однако улик предостаточно. Эдди с ужасом наблюдает на цветной видеозаписи без звука, как его сын наносит удар ножом девочке, и кажется, что все его чувства замирают. «Что же ты натворил? — спрашивает отец, сдерживая слезы. — Зачем?» — «Папа, это был не я».
В первой серии он предстает сбитым с толку, ищет опоры в отце (а не в матери!), жалуется: «хочу домой». Однако вторая серия, разворачивающаяся на третий день после убийства, перенесет зрителя в школу, где Баскомб и Фрэнк намерены поговорить с лучшей подругой Кэти и друзьями Джейми. Если современные подростки напоминают этих школьников, то автор этого текста не без основания испытывает к ним опасения. Громкие, невежливые, не проявляющие уважения к учителям, старшим, к кому угодно. Один из них без угрызений совести издевается над сыном Баскомба, Адамом, после чего мальчик обращается к отцу и объясняет, что означают эмодзи в социальных сетях Джейми. Детективы полагали, что парень испытывает какие-то чувства к Кэти, но на деле, девочка травила Джейми, и называла его инцелом.
Вся информация, которую получают молодые люди от таких авторов, как Джордан Питерсон или Эндрю Тейт (культовые фигуры среди инцелов, придерживающиеся женоненавистнических взглядов), легко укореняется в подростковом сознании, порождая невероятные заблуждения. Оставшись наедине со своими мыслями, они принимают за чистую монету слова мужчин из сети о «80% женщин, предпочитающих всего 20% мужчин», и начинают оценивать друг друга. Джейми в этой картине мира занимал низкий статус, и Кэти никогда в жизни не стала бы его девушкой, даже после того, как она была опозорена на всю школу.
Зачастую мы размышляем о причинах возникновения токсичного маскулинность. Не хочется верить, что родители несут ответственность за произошедшее, ведь большинство не приучает сыновей к неприязни к женщинам. Но Джейми, этот маленький, привлекательный мальчик, к тринадцати годам уже стал мизогином и считает, что причинение вреда отвергнувшей его девочке – «не что-то плохое». Третья серия оказывает сильное воздействие – в ней Джейми уже находится в исправительном учреждении для несовершеннолетних, и к нему приходит независимый психолог, привлеченный защитой для проведения экспертизы. После беседы женщина, чье лицо оставалось невозмутимым, несмотря на все провокации Джейми, испытывает приступ паники и с большим трудом возвращается в себя.
В заключительной четвертой серии зрители получат некоторые ответы. В ней Миллеры устроят празднование 50-летия Эдди, однако события быстро пойдут не по плану, когда вандалы осквернят фургон слесаря нецензурными надписями. Несколько вспышек ярости, телефонный звонок от Джейми, и вот уже Миллеры, полные отчаяния, пытаются понять, где они допустили ошибку. Эдди водил сына на футбольные матчи, пытался записать его в секцию бокса — но ничего не помогало. Выясняется, что мальчик хорошо рисовал, однако родители не поощряли его увлечение, и он оставил занятия. Когда бизнес Миллера начал процветать, он стал реже бывать дома. Подобная ситуация сложилась и у детектива Баскомба, и его Адам вообще не способен поддерживать беседу с отцом. Они все не умеют разговаривать друг с другом. Между родителями и детьми полностью отсутствует доверие, необходимое для того, чтобы осознать, какие истории транслируют в сознание мальчиков эти странные личности из сети.
Термин «инцел», являющийся аббревиатурой от involuntary celibates, описывает людей, которые не могут по собственной воле иметь сексуальные отношения. Мужчинам не удается найти партнершу, и со временем их раздражение направлено на женщин, проявляясь в стремлении к объективации и унижению. Джейми сидел за компьютером дома, что его родители считали нормальным поведением — он не слоняется по улицам и это хорошо! Что изображено в виде эмодзи в его социальных сетях, не имеет значения. Кроме того, родители постоянно заняты работой. Похоже, Барантини говорит нам, что необходимо уменьшать продолжительность рабочего дня, чтобы больше времени уделять воспитанию детей.
Фильм «Переходный возраст» войдет в учебные пособия по кинематографии как яркий пример работы с одним кадром. Хореография сцен выполнена безукоризненно, это танец, отражающий современность, который захватывает зрителя и переносит его сквозь время, создавая ощущение непосредственного присутствия. Камера постоянно находится в движении, она не застывает, и ей также свойственно любопытство — что произойдет дальше? Как это возможно? Почему? И лишь в заключительной сцене она останавливается, когда супруги Миллер рыдают, стремясь понять свои промахи.
Такой мощный сериал может спровоцировать общественную дискуссию о воспитании детей и о том, как на формирующийся разум воздействуют бесконечные нелепые идеи. Что же делать? Определенно, не стоит ограничивать детей в использовании интернета. Как укрепить доверительные отношения с ребенком, чтобы он делился с вами всем? Когда я ввожу запрос «как воспитывать», поисковая система предлагает слово «котенка». Похоже, мы больше беспокоимся о воспитании домашних питомцев.
Актера, исполнившего роль Джейми, зовут Оуэн Купер. Это имя стоит запомнить — среди пятисот других мальчиков выбрали именно его, и это его дебютная роль. Трудно описать его талант, он заслуживает самых престижных наград.




