
«Джульетта и Ромео», 2025 год, роль Джульетты исполняет Клара Ругор
В своей пьесе Шекспир использовал поэтический язык, характерный для эпохи Возрождения, тогда как создатели этой адаптации подобрали современный аналог – поп-музыку, которая находит понимание у молодежи.
Клара Ругор воплощает образ Джульетты не как безвольную жертву судьбы, а как бунтарку, осмелившуюся противостоять общепринятым нормам.
— По словам режиссера Тимоти Скотта Богарта, Шекспир изображал подростков, которым только-только исполнилось 14 лет. Юношеский максимализм практически не изменился за семь столетий, однако действительно ли девушка в те времена могла пережить первую любовь, осознанно выбирать между долгом и чувствами? Наша Джульетта отличается от традиционного образа. Как и многие девушки из привилегированных семей, она предназначалась для брака, но эти ограничения ей не свойственны. Она стремится к знаниям, свободе и миру за пределами родительского дома. Это не просто мечтательница, а сильная героиня, которая не желает следовать установленным правилам.
«Ромео и Джульетта», фильм 1968 года, где роль Джульетты исполнила Оливия Хасси
Экранизация Ромео и Джульетты, созданная режиссером Франко Дзеффирелли, на протяжении многих лет признавалась эталонной.
пятнадцатилетняя актриса Оливия Хасси стала одной из самых молодых исполнительниц роли, убедительно передавших трогательную невинность и страсть юной Джульетты. Фильм, отмеченный «Золотым глобусом», скрупулезно воспроизводит шекспировский язык и ренессансную Верону, однако в этой экранизации Джульетта впервые предстает с обнаженными плечами и проявляет подростковый бунт. Композиция из саундтрека «What is a Youth» – первый намек на то, что Шекспир может быть сексуальным.
«Ромео + Джульетта», вышедшая в 1996 году, где роль Джульетты исполнила Клэр Дэйнс
Баз Лурман оставил оригинальные реплики Шекспира, но действие переносит в атмосферу неонового Майами. Вместо привычных мечей используются пистолеты, а на месте балкона – бассейн, что создает футуристический антураж.
Джульетту, сыгранную 17-летней Клэр Дэйнс, можно описать как тинейджера конца XX века, живущего в криминальной среде, сочетающую в себе ангельскую невинность и владение оружием. Она проявляет активность и решительность: так, в сцене на балконе она не только мечтает о Ромео (Леонардо Ди Каприо), но и сама начинает их роман, предлагая план заключения брака. Изначально такой образ вызвал разногласия, однако впоследствии Дэйнс стала для многих зрителей «Джульеттой поколения X», а ее работа стала эталоном для последующих экранизаций
«В фильме «Итальянские любовники» (1996) Анджелина Джоли исполнила роль Джульетты
В этой романтической комедии, являющейся свободной интерпретацией «Ромео и Джульетты», персонажа Анджелины Джоли зовут Джина Малачичи. Джина предстает эксцентричной и эмоциональной, представляя собой современную (для конца XX века) ироничную версию шекспировской Джульетты. Эта роль, позволившая Джоли проявить свой комедийный талант, стала одной из первых заметных в ее карьере после участия в фильме «Хакеры» (1995).
«Ромео и Джульетта» (1936) с Нормой Ширер в роли Джульетты
Роль юной Джульетты досталась Норме Ширер, актрисе, удостоенной премии «Оскар», которой на тот момент исполнилось 34 года. Этот выбор кажется неоднозначным, однако известность Ширер, звуковое сопровождение фильма и впечатляющие декорации отвлекли внимание от этого несоответствия. Бархатные наряды, безупречные локоны и смерть, напоминающая балетную позу — даже кинжал выглядит как изысканный аксессуар от Tiffany. Все оплакивают героиню, но макияж остается безупречным, поскольку принятый в Голливуде кодекс Хейса запрещал изображения неопрятных тел.
И еще кое-что интересное об экранизациях…
Шекспировские сюжеты с удивительной простотой приживаются в любой культуре, и в этом контексте образ Джульетты приобретает уникальные черты.
Так, в бразильской адаптации «В экранизации «Ромео и Джульетты» 1980 года, где главную роль исполнила звезда «Рабыни Изауры» Луселия Сантуш, образ Джульетты отличался яркой эмоциональностью и преувеличенным драматизмом, характерным для латиноамериканских теленовелл.
Болливудская версия «Вор, вор, супервор» (1974) представляет зрителям Джульетту, роль которой исполнила Зинат Аман. Она поет, танцует и сражается на крышах. Вместо яда в этом фильме – инсценировка автомобильной аварии, а вместо монаха Лоренцо – жизнерадостный йог-авантюрист. И, конечно, в финале – счастливый конец, поскольку индийская публика не приемлет трагических развязок.
Китайский фильм «Убить императора» (2006) – это переосмысление Шекспира в стиле фильма «Убить Билла», дополненное дворцовыми интригами и сложными, жестокими переплетениями эпохи Тан. В этой интерпретации Джульетту воплощает мастер меча, а Ромео находит свой конец не отравлением, а под градом из трехсот стрел.
Мастера аниме — японцы тоже не обошли вниманием шекспировский сюжет. Анимационный фильм «Ромео и Джульетта» (2007) — это фантазия на тему «а что если Джульетта выжила и возглавила революцию?». Верона тут парит в небе, герои носят косплейные наряды, а меч Джульетты светится розовой аурой.




