Звезды

Жизнь и трагическая судьба Ольги Лепешинской, балерины, блиставшей при Сталине

Фото: img.freepik.com

Ей было прозвище «Лёшка», и она грезила о строительстве мостов

Лепешинская часто заявляла, что ей суждено было появиться на свет мужчиной. С самого детства она отказывалась от кукол, предпочитая игры с мальчишками во дворе, с легкостью взбиралась на деревья и заборы, не уступая им, и получила прозвище «Лёшка». Хотя ей и нравилось танцевать, мысль о карьере балерины казалась нелепой. Она мечтала строить мосты, как её отец! Когда мама предложила отдать её на хореографию, инженер Василий Лепешинский лишь рассмеялся: ну что за разговоры — у Лепешинских две дочери, одна умна, а другая балерина.

Коварное фуэте

Несмотря на это, мать однажды, тайно от отца, отвела Ольгу в балетную школу. Однако поначалу эта попытка не принесла результатов: конкурентки оказались слишком опытными. Тогда Оля решила, что причиной отказа стали её волосы! Ведь у всех балерин такие аккуратные причёски, а у неё – кудрявые и, как ей казалось, не соответствуют требованиям. Тем не менее, её внесли в резервный список, и вскоре, когда одна из принятых девочек выбыла из-за болезни, Лепешинская заняла её место. Занятия захватили её, она прикладывала максимум усилий и вскоре стала одной из лучших учениц.

Сначала девочке не поддавалось фуэте. Она снова и снова, едва начиная вращение на одной ноге, теряла равновесие. Однако здесь помогла мама: достаточно было дать сторожу балетной школы небольшую «помощь» — пачку сигарет, и он позволял им проникать в балетную школу поздно вечером, после окончания работы. Тогда Оля могла тренироваться сколько угодно, предварительно начертив мелом круг, чтобы не «выходить» за его пределы. Начав с шести фуэте, вскоре она без труда выполняла 64! И за короткий срок продвинулась в классе у станка с последнего места на самое первое, став заметным лидером.

Прима-балерина

По окончании хореографического училища Лепешинскую приняли в Большой театр. Однако не в кордебалет, а сразу на позицию солистки! Это стало настоящей сенсацией: как правило, начинающие выпускницы годами работали на второстепенных ролях, прежде чем получали ведущую партию. Но талант Лепешинской был настолько очевиден и выразителен, что руководство театра не решило ждать, пока она приобретет опыт, и сразу утвердило её на главную роль в балете «Тщетная предосторожность». Затем девушку включили в постановку «Три толстяка» — она исполнила роль Суок. Через несколько лет, уже став знаменитой, Лепешинская танцевала Аврору в «Спящей красавице», — несмотря на то, что её чёрные кудри, тёмные глаза и неукротимый темперамент не совсем соответствовали этому образу. Впрочем, именно за этот темперамент, жизнелюбие, живость её ценили и зрители, и критики.

Отказалась от «Лебединого озера»

Ольга «достигла» этапа в карьере, о котором мечтает любая балерина: ей предоставили возможность исполнить партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». В качестве партнёра молодой артистки выступил выдающийся Асаф Мессерер. Лепешинская неоднократно выходила на сцену в этой роли. А затем неожиданно отказалась от неё! Балерина объяснила свой поступок тем, что особенности характера мешают ей полностью прочувствовать образ, и, следовательно, исполнение не будет безупречным, ведь танцевать «без души» – это неприемлемо для неё.

Дворянка-коммунистка

Благодаря выдающемуся балетному таланту, жизнерадостности и изящным, лёгким прыжкам, Лепешинская быстро завоевала любовь Сталина. Он часто посещал её выступления и даже дал ей прозвище — «Стрекоза». В возрасте двадцати пяти лет она была удостоена Сталинской премии. Примечательно, что, несмотря на то, что Ольга родилась в семье потомственного дворянина, она существенно отличалась от своих родственников: уже в девять лет начала регулярно читать «Комсомольскую правду» (чего не делал в семье больше никто), и резко осуждала близких за их происхождение из «класса угнетателей».

Однажды, когда мать решила добавить кружево, доставшееся от бабушки, к её платью, Ольга устроила бурный протест. Со временем она вступила в комсомол и занималась общественной деятельностью, даже став депутатом Моссовета в возрасте 23 года!

сейчас читают

Фуэте на передовой

С началом Великой Отечественной войны девушка немедленно попросила направить её на передовую. Сначала её определили на обучение на курсах медсестёр. Однако, балерина оказалась неспособна к такой работе: при виде травм, полученных военнослужащими, она теряла цвет лица и теряла сознание. Тогда она решила оказывать помощь бойцам иным способом: выступала на вокзале с воодушевляющими обращениями перед отправлением эшелонов на фронт.

Однажды из толпы донеслись слова: «Лучше бы станцевала!». И она действительно станцевала – настолько впечатляюще, что зрители были поражены, вложив в своё выступление столько эмоций, сколько прежде не отдавала на сцене. С того времени, осознав, что для поддержки войск необходимо делать то, что получается лучше всего, Ольга стала регулярно посещать передовую: она поднимала настроение солдатам, исполняя для них самые разнообразные номера, от цыганских танцев и лезгинки до классических произведений. Пришлось надолго оставить позади комфортную и привычную сцену: балерина выступала на влажной земле и камнях, на песке и посреди луж, загрязненных нефтью…

Иногда за одну поездку приходилось менять до двенадцати пар пуантов. Однако она испытывала радость: ведь именно она была необходима этим бесстрашным людям, ежедневно участвующим в боевых действиях. Так Ольга следовала за армией через всю страну, а затем выступала в европейских государствах, которые освобождали наши войска. Концерт в Варшаве, только что освобожденной от фашистов, навсегда отпечатался в ее памяти: зрители плакали, восхищаясь изящными движениями танцовщиков, и артисты на сцене также не могли сдержать слез.

После ареста второго мужа, а затем и смерти третьего, она потеряла зрение

Знаменитая балерина трижды проходила через брак. Её первым супругом был одесский режиссёр Илья Трауберг, однако их союз распался ещё до начала Великой Отечественной войны. Леонид Райхман, ставший её вторым мужем, занимал должность генерал-лейтенанта МГБ. В 1951 году его задержали на улице. Ольгу тоже допрашивали, но вскоре отпустили. Райхмана освободили спустя год, но он, боясь негативно повлиять на карьеру Лепешинской, не возобновил с ней отношения.

Встреча с генералом Алексеем Антоновым произошла весьма необычно: Ольга застала себя под дождем, и он предложил ей подвезти до дома на личном автомобиле. Алексей и влюбился. Их совместная жизнь длилась семь лет, и эти годы стали самыми радостными для Ольги. Однако в 1962 году ее муж внезапно скончался. В тот день для Лепешинской мир, казалось, перестал существовать: она потеряла зрение, не выдержав тяжести утраты. Зрение начало постепенно возвращаться лишь спустя месяц. Но на сцену она больше не вернулась.

Роман со Сталиным?

Слухи связывали Лепешинскую с самим Сталиным. Ходили рассказы о том, что вождь посещал спектакли с её участием до пятнадцати раз, уходя сразу после танца Ольги, подвозя её домой и задерживаясь в её квартире на пару-тройку часов… Однако, никаких доказательств этой связи не существует. Вероятно, Сталин просто очень уважал её как балерину.

Загадки завещания

После кончины третьего супруга Ольгу отправили на лечение в Италию. По возвращении в Москву Лепешинская предприняла ещё одну попытку вернуться в балет, получив приглашение Галины Улановой станцевала в «Вальпургиевой ночи». Но это была последняя попытка: она поняла, что в её танце больше нет той лёгкости и озорства, которые любили в ней зрители. Она много преподавала, учила танцевать и в России, и в десятках европейских городов. Дожила до очень почтенных лет — её не стало в 2008 году, ей было 93 года.

После кончины балерины вспыхнул скандал, связанный с её имуществом. Выяснилось, что завещание составлено в пользу бывшего работника спецслужб, с которым Лепешинская познакомилась незадолго до смерти. Сообщалось, что Вячеслав Борульник в последние месяцы оказывал ей значительную помощь, доставляя продукты и медикаменты. Тем не менее, прокурорская проверка не выявила никаких правонарушений. Борульник передал в музей некоторые личные вещи балерины: её фотографии, дневники, детские альбомы и любимые предметы. Но для преданных поклонников балета гораздо ценнее – те немногочисленные сохранившиеся записи, на которых можно увидеть живую Лепешинскую, молодую и счастливую, лёгкую и воздушную «Стрекозу». А мы предлагаем узнать истории других балерин, изменивших историю.