
Ей было прозвище «Лёшка», и она грезила о строительстве мостов
Лепешинская не раз заявляла, что ей суждено было появиться на свет мальчиком. С самого детства она не интересовалась куклами, предпочитая игры с уличными друзьями, лазала по деревьям и заборам не хуже их и получила прозвище «Лёшка». Конечно, ей нравилось танцевать. Но балериной стать? Ещё как! Она намерена строить мосты, как её отец! Когда мать предложила отдать девочку в хореографическую студию, инженер Василий Лепешинский лишь усмехнулся: ну да, и тогда все будут говорить — у Лепешинских две дочери, одна умна, а другая — балерина.
Коварное фуэте
Несмотря на это, мать однажды тайно отвела Ольгу в балетную школу, скрывая это от отца. Однако поначалу попытка не увенчалась успехом: конкурентки оказались более подготовленными. Тогда Оля решила, что причиной отказа послужили её волосы! Она заметила, что у всех балерин аккуратные причёски, а у неё – непослушные кудри… Тем не менее, её внесли в резервный список, и вскоре, когда одна из принятых девочек не смогла продолжать занятия из-за болезни, Лепешинская заняла освободившееся место. Занятия захватили её, она прикладывала максимум усилий и вскоре стала одной из лучших учениц.
Сначала девочке не поддавалось фуэте. Она снова и снова, едва начиная вращение на одной ноге, теряла равновесие. Однако, в этой ситуации помогла мама: ей достаточно было дать сторожу балетной школы небольшую «отблагодарить» — пачку сигарет, и он позволял им проникать в балетную школу поздно вечером, после окончания рабочего дня. Тогда Оля могла тренироваться сколько угодно, предварительно начертив мелом круг, чтобы не выходить за его пределы. Начав с шести фуэте, вскоре она уже без труда выполняла 64! И за короткий срок переместилась в классе у балетного станка с последнего места на самое первое, став очевидным лидером.
Прима-балерина
После окончания хореографического училища Лепешинскую приняли в Большой театр, но не в кордебалет, а сразу в качестве солистки! Это стало настоящей сенсацией: юные выпускницы, как правило, годами проходили обучение на второстепенных ролях, прежде чем им выпадала возможность исполнить главную партию. Однако талант Лепешинской был настолько очевидным и выразительным, что руководство театра не решило ждать, пока она приобретёт опыт, и сразу утвердило её на ведущую роль в балете «Тщетная предосторожность». Затем девушку включили в состав труппы «Три толстяка», где она исполняла роль Суок. Через несколько лет, уже будучи знаменитой, Лепешинская танцевала Аврору в «Спящей красавице», — хотя её чёрные кудри, тёмные глаза и неукротимый темперамент не совсем соответствовали этому образу. Впрочем, именно этот темперамент, жизнелюбие и живость вызывали симпатию как зрителей, так и критиков.
Отказалась от «Лебединого озера»
Ольга «достигла» этапа в своей карьере, о котором мечтает любая балерина: ей предоставили возможность исполнить партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». На этот раз в качестве партнёра молодой балерины выступил непревзойдённый Асаф Мессерер. Лепешинская несколько раз выходила на сцену в этой роли. А затем неожиданно отказалась от неё! Балерина объяснила свой поступок тем, что ей не хватает ощущения соответствия образу главной героини, и, как следствие, исполнение не будет безупречным, а танцевать «без души» — это неприемлемо для неё.
Дворянка-коммунистка
Благодаря балетной виртуозности, жизнерадостности и изящным прыжкам, Лепешинская быстро завоевала любовь Сталина. Он нередко посещал её выступления и даже дал Ольге прозвище «Стрекоза». В возрасте 25 лет она была отмечена Сталинской премией. Стоит отметить, что, несмотря на то, что Ольга родилась в семье, происходящей из рода старинного дворянства, она существенно отличалась от своих родственников: уже в девять лет начала регулярно читать «Комсомольскую правду» (чего не делал в семье никто), и резко осуждала родных за их происхождение из «класса угнетателей».
Однажды, когда мать решила украсить её платье кружевом, которое осталось от бабушки, Ольга устроила бурный протест. Со временем она вступила в комсомол и занималась общественной деятельностью, даже была избрана депутатом Моссовета — в 23 года!
Фуэте на передовой
С началом Великой Отечественной девушки немедленно заявила о своем желании отправиться на фронт. Первоначально её направили на курсы медсестёр. Однако балерина оказалась не способна к такой работе: зрелище тяжёлых ранений, полученных военнослужащими, вызывало у неё бледность и потерю сознания. В результате она стала оказывать помощь бойцам иным способом: выступала на вокзале с вдохновляющими обращениями перед отправлением эшелонов на передовую.
Однажды я услышала из толпы: «Лучше бы станцевала!». И она действительно станцевала – настолько впечатляюще, что все были поражены, вложив в своё выступление столько энергии и мастерства, сколько прежде не демонстрировала на сцене. С этого момента, осознав необходимость вносить свой вклад в поддержку фронта, используя свои лучшие навыки, Ольга стала частым гостем на передовой: она поднимала моральный дух солдат, исполняя для них самые разнообразные номера, от цыганских танцев и лезгинки до классических произведений. Ей пришлось надолго забыть об удобной и отлаженной сцене: балерина танцевала на влажной земле и камнях, на песке и посреди луж мазута…
Иногда за одну поездку изнашивалось до двенадцати пар пуантов. Однако она была счастлива, потому что чувствовала свою востребованность среди этих смелых людей, ежедневно принимающих участие в боевых действиях. Так Ольга следовала за армией на протяжении всей страны, а затем выступала в европейских государствах, которые освобождали наши войска. Концерт в Варшаве, только что освободившейся от фашистов, навсегда остался в её памяти: зрители плакали, восхищаясь изящными движениями танцовщиков, и артисты на сцене также не могли удержать слёз.
После ареста второго мужа, а затем и смерти третьего, она потеряла зрение
Знаменитая балерина трижды проходила через брак. Её первым супругом был одесский режиссёр Илья Трауберг, однако их союз распался ещё до начала Великой Отечественной войны. Второй муж, Леонид Райхман, занимал должность генерал-лейтенанта МГБ. В 1951 году его задержали на улице. Ольгу допрашивали, но затем отпустили. Райхмана освободили через год, но он, опасаясь негативного влияния на карьеру Лепешинской, не возобновил отношения с ней.
Встреча с генералом Алексеем Антоновым произошла довольно романтично: Ольга застала дождь, и Алексей помог ей добраться до дома на личном автомобиле. Он и влюбился. Их совместная жизнь длилась семь лет, и эти годы стали для Ольги самыми радостными. Однако в 1962 году её муж внезапно скончался. В тот день для Лепешинской мир будто перевернулся: она потеряла зрение, не сумев справиться с утратой. Зрение начало возвращаться лишь спустя месяц. Но на сцену она больше не вернулась.
Роман со Сталиным?
О связи Лепешинской с Иосифом Сталиным ходили слухи. Говорили, что вождь посещал спектакли с её участием по пятнадцать раз, уходя сразу после исполнения партии Ольги, подвозил её домой и оставался в квартире на пару или три часа… Однако никаких документальных подтверждений этой истории нет. Вероятно, Сталин просто высоко оценивал её талант как балерину.
Загадки завещания
После кончины третьего супруга Ольгу отправили на лечение в Италию. По возвращении в Москву Лепешинская предприняла ещё одну попытку вернуться в балет, получив приглашение Галины Улановой станцевала в «Вальпургиевой ночи». Но это была последняя попытка: она поняла, что в её танце больше нет той лёгкости и озорства, которые любили в ней зрители. Она много преподавала, учила танцевать и в России, и в десятках европейских городов. Дожила до очень почтенных лет — её не стало в 2008 году, ей было 93 года.
После кончины балерины вспыхнул скандал, связанный с её имуществом. Выяснилось, что завещание составлено в пользу бывшего сотрудника спецслужб, с которым Лепешинская познакомилась незадолго до своей смерти. Сообщалось, что Вячеслав Борульник в последние месяцы оказывал ей значительную помощь, доставляя продукты и медикаменты. Тем не менее, прокурорская проверка не выявила каких-либо правонарушений. Борульник передал в музей некоторые личные вещи балерины: её фотографии, дневники, детские альбомы, любимые предметы. И всё же для преданных поклонников балета гораздо ценнее те немногочисленные сохранившиеся записи, на которых можно увидеть живую Лепешинскую, молодую и излучающую радость, изящную и воздушную «Стрекозу». А мы предлагаем узнать истории других балерин, изменивших историю.




