
15 мая Первый канал представит фильм-концерт, посвященный Жванецкому. Что увидят зрители?
Публику предстоит замечательный концерт, включающий произведения Михаила Жванецкого, режиссуру Вадима Плохотникова и комментарии Евгения Гришковца. Постановка будет напоминать документальное кино с добавлением личных видеозаписей, однако основной упор сделан на самом концерте и произведениях Жванецкого, которые исполняют другие артисты.
В создании фильма приняли участие известные российские артисты. Как осуществлялся процесс согласования и выбора исполнителей? И кого, на ваш взгляд, могло бы выделить среди других? И по какой причине?
Идея фильма принадлежит Дмитрию Щербанову, который выступил в качестве продюсера и сценариста (прим. ред.). Похоже, что подобная задумка давно существовала, поскольку я была уверена, что кто-то должен был реализовать такой проект. Он отбирал материал и актеров, а я лишь утверждала его решения. Вероятно, некоторых из них пришлось исключить, так как не со всеми я смогла найти общий язык. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что над фильмом работала большая команда.
В отношении того, чьи выступления могли бы вызвать удивление, полагаю, что каждый понемногу. В любом случае, они зачитывали для себя нестандартные произведения. Похоже, для них самих это стало определённым открытием. Однако, если быть откровенной, мне показалось, что некоторые из них временами и в повседневной жизни читают Жванецкого – настолько безупречно у них всё получилось. Безусловно, были выступления, в которых я была абсолютно уверена: Золотовицкий, Стоянов, Маковецкий. С ними не возникало никаких сомнений.
В каком качестве вы были креативным продюсером этого фильма? Опишите процесс работы над ним. С какими трудностями вы столкнулись?
В основном моя работа заключалась в оказании помощи другим участникам проекта. Наибольшие трудности возникали при обсуждении вопросов, в которых я не обладала достаточными знаниями: меня просили оценить, как тот или иной текст будет восприниматься публикой, но я могла делать это лишь на основе интуиции. Чтобы дать точную оценку, мне необходимо выслушать исполнение, и только после этого я смогу сказать, соответствует ли оно требованиям качества. Однако, у каждого исполнителя есть право читать текст так, как он считает нужным. Каждый читал по-своему, и никто не стремился к копированию первоисточника. И именно в этом заключалась особая ценность: артисты сохранили свою индивидуальность, и каждый привнес в чтение что-то свое.
В чём, на ваш взгляд, был гений Жванецкого?
Безупречное владение словом и глубокое понимание реальных жизненных ситуаций. Даже в небольших литературных произведениях можно обнаружить интересные сюжеты, а также множество полезных советов и жизненных уроков. Если возникают трудности с выбором правильного поведения или ответа, решения можно найти в произведениях Миши. Я сама, перечитывая некоторые фрагменты, осознаю, что в тот или иной момент мне следовало ответить именно так.
Юмор, который создавал Жванецкий, и сегодня не теряет своей значимости. По мнению многих, это связано с тем, что?
Я убеждена в его актуальности. В произведениях Жванецкого много философии и самоиронии. Его фразы до сих пор цитируют многие люди, в том числе и философы, и священнослужители, даже не подозревая, что это Михалыч. Иногда мне незнакомые люди включают записи с выступлениями Жванецкого – они просто не знают, кто я. Недавно один молодой таксист показал монолог о коррупции. Он с удивлением узнал, что Михаила Михайловича больше нет, что он скончался.
Существуют ли в современной юмористической среде авторы, чьи работы можно сравнить с юмором Жванецкого по смыслу и уровню мастерства? Подготовил ли Михаил новых последователей?
Он не занимался воспитанием, однако я полагаю, что творчество одного человека созвучно с творчеством Мишина… Это Евгений Гришковец. Хотя это и не полная Жванецкий, их объединяет одно и то же, и оба они избегают оскорбительных высказываний со сцены. Попробуйте найти другого артиста, который не прибегает к вульгарным шуткам и анекдотам, а в течение полутора-двух часов читает со сцены качественную литературу – о человеческих характерах, об эмоциях, о любви, о страданиях. Зрители внимательно слушают достаточно сложные тексты. Я рассматриваю это как уникальное явление.
Что привлекало в Михаиле Жванецком? Какие черты показались наиболее заметными?
Неукоснительная честность и доброта. Честность, которая порой вызывала у всей семьи бурные эмоции. Михаил ожидал от нас такой же открытости, как и от самого себя, однако говорить правду не всегда было просто. Порой возникало желание уйти. Помимо этого, он проявлял искреннюю любовь к людям. В целом, он очень любил людей, даже тех, кто казался необычным. Когда я замечала: «Знаешь, мне кажется, он какой-то странный», Михалыч отвечал: «Это наш человек».
В Клубе одесситов вы встретили Михаила в 1990 году. Вспоминаете, как это состоялось?
Я была знакома с Михаилом Жванецким и до нашей встречи. Он уроженец Одессы, где пользовался огромной популярностью и был своего рода культовой фигурой. В то время, когда мы познакомились, я работала официанткой в Клубе одесситов. Несмотря на наличие высшего образования (Наталья окончила Одесский государственный экологический университет — прим. ред.), в 1990-е годы проектные институты прекратили свою деятельность, и не было возможности работать по специальности. Чтобы обеспечить себе существование, приходилось браться за любую работу, и таким образом я и оказалась в клубе.
Встреча с Михаилом оставила очень сильные впечатления. Он обладает невероятным обаянием и энергией, поэтому я быстро, всего за несколько дней, оказалась под его очарованием. Оказывается, я особенно ценю ум в мужчинах. После Жванецкого сложно привыкнуть к другим! Хотелось, чтобы все молодые люди, ухаживавшие за мной в то время, замолчали. С Михаилом всегда чувствовалось, что ты растешь как личность, и за все годы, проведенные рядом с ним, я ни разу не ощутила себя невежественной. Я полагаю, не каждой женщине под силу этим похвастаться.
Какая была разница в возрасте? Какие чувства она вызывала? Как ваши родственники отнеслись к вашим отношениям?
На момент нашего знакомства мне было приблизительно 25 лет, я была готова к созданию семьи и изначально не особо верила в возможность наших отношений, но мои опасения оказались напрасны, ведь я, как женщина, планирующая создание семьи, не ошиблась.
Сначала я ничего не сообщила родителям, лишь упоминала, что уехала в Москву по делам. Те были другие времена – кто тогда осуществлял контроль? Я звонила родителям раз в месяц, а то и реже, с главпочтамта. О романе я рассказала через 5–6 лет, когда уже была беременна. Было бы неловко знакомить родителей со взрослым сыном. В конце концов, я их любила, они замечательные люди. Мама быстро привыкла к Михаилу, ведь она одесситка. И для неё, в общем-то, не имело большого значения его возраст. Для неё он был как Жванецкий. Отец оказался сложнее. К счастью, мои родители на 2–3 года старше Миши были. Поэтому всё прошло относительно спокойно.
На одном из интервью вы упомянули, что не раз задумывались о разводе с Михаилом Жванецким. Непросто ли быть супругой выдающегося человека? Каким человеком оказался писатель в повседневной жизни?
Он был великолепен. Я обладала рассудительностью и осознавала, что вмешалась в жизнь человека, уже имеющего сложившийся уклад, однако, разумеется, возникали трудности. Неудачно приготовленный борщ и подруги, пожалуй, были единственной причиной, по которой мы начинали ссориться. Из-за этого могли «разойтись». Но это нельзя было назвать разводом в полном смысле слова. Ты кричишь, стучишь дверью, говоришь: «Всё, я ухожу!». Мы же понимаем, что это заканчивается, из-за недостаточно солёного борща никто не разводится, если спор не переходит на оскорбления. У нас оскорбления были под запретом.
Иногда мне приходилось отстаивать свои права. Миша хотел, чтобы я всегда была рядом, ведь он находился дома и писал. Это было непросто, однако его тоже можно понять, поскольку он испытывал тревогу в мое отсутствие. Но мы благополучно справились с этой ситуацией — он просто позволил мне приглашать подруг к себе домой. В любом количестве, даже каждый день. И все, — таким образом мы решили этот вопрос.
Более тридцати лет я был рядом с Михаилом Жванецким. На мой взгляд, главный урок, который я извлек – это умение находить юмор в самых обыденных вещах. Наш союз научил меня ценить искренность и не бояться быть собой?
Мне казалось, что умудряется. Я приблизилась к нему без предварительных ожиданий, будучи веселой, непринужденной и жизнерадостной. С ним я проводила больше времени, чем с родителями, и в результате этого периода интеллектуально повзрослела и начала по-новому оценивать многие вещи. Михаил просто рекомендовал: «Вот эту книгу я прочитал, она замечательная, тебе тоже стоит ознакомиться». И я читала. Если фильм, который мы смотрели по телевизору, оказывался неинтересным, Михаил просто вставал и уходил, и я уже не могла продолжать просмотр — замечала, что он и правда оказался некачественным.
Как Михаил Михайлович находил вдохновение для создания своих монологов-миниатюр?
Он многое пережил и многое замечал. Полагаю, что любая увиденная или услышанная ситуация служила стимулом для фантазии и творчества. Зачастую небольшие зарисовки возникали из моих рассказов. Михаил брал случай, который я рассказывала, и представлял его в виде трёхстрочного текста. И, разумеется, в таком виде рассказ казался мне более удачным.
Рядом с моей одесской квартирой росло дерево, на которое залез кот весной. Однако нижние ветки деревьев регулярно обрезают, и в результате животное оказалось застрявшим на высоте второго этажа — оно не могло спуститься. Все предполагали, что оно проголодается и спустится само, но этого не произошло. Двое суток кот кричал, используя нецензурную лексику, и тогда моя подруга, весьма решительный человек, предложила его снять. Двор держал лестницу, пока она не добралась до кота. Она схватила его, но он сильно поранил её, после чего забрался ещё выше. У Миши есть небольшое произведение на эту тему — оно называется «Кот на дереве».
В настоящее время я руковожу культурным фондом, носящим имя Михаила Жванецкого. В прошлом году фонд опубликовал сборник сатирических произведений «Верлибры», а в этом году был создан фильм-концерт, посвященный Жванецкому. Какие перспективы на ближайший период?
Я работала над сборником рассказов о животных (Михаил Жванецкий написал небольшие рассказы — прим. ред.), но процесс замедлился. Художником и художницей-постановщицей для этой книги выступают Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова (авторы «Ёжика в тумане» — прим. ред.), однако, по их мнению, ещё предстоит найти подходящий образ. Я не спешу, поскольку их иллюстрации представляют большую ценность, к тому же Юрий был знаком с Жванецким.
Я стремлюсь сделать творчество Михаила Жванецкого более известным, чтобы оно не исчезло, а вошло в золотой фонд классики. Подобно тому, как старая мебель со временем становится антиквариатом, обретая ценность, необходимо пройти этот этап.
Известно, что сын не выбрал путь, которым следовал его известный отец. Какова сфера деятельности Дмитрия Жванецкого в настоящее время?
Он не пошёл, и, на мой взгляд, ему не позволили сделать это, вероятно, из-за того, что в школе и институте постоянно указывали на его недостатки. Любое нарушение, ошибка или неудачное сочинение вызывали замечания о том, что он не дотягивает до уровня отца. По всей видимости, он, сам того не осознавая, подавил в себе интерес к литературе. При этом он пишет хорошо, прекрасно владеет речью и обладает чувством юмора. Я полагаю, это пригодится ему в будущем: если возникнет желание, он когда-нибудь что-нибудь создаст. А в настоящее время он занимается развитием туристической инфраструктуры в Нижнем Новгороде.




