Красота

Музыка в аэробике: как выбрать и зачем она нужна.

Аэробика проводится с музыкальным сопровождением. Музыка служит фоном, помогающим избежать монотонности, возникающей из-за повторяющихся движений, а также задает ритм и темп выполнения упражнений. Использование музыки делает занятие более эмоциональным, а положительные эмоции стимулируют более энергичное выполнение движений, что усиливает их воздействие на организм. Кроме того, музыка может служить инструментом обучения, поскольку она облегчает запоминание движений.

При выборе музыкального сопровождения для определенного занятия необходимо принимать во внимание два ключевых аспекта:


музыкальные предпочтения учеников следует учитывать при подборе фонограммы: для подростков и взрослых уместна классическая музыка или популярные композиции прошлых лет, для детей – детские песни, а для молодежи – современные хиты)

2. темп музыкального сопровождения (см. таблицу №1)

По утверждению Е.С. Крючек, для различных видов уроков аэробики темп музыкального сопровождения может варьироваться следующим образом:

Таб. №1. Темп музыки и движения

Темп музыки Кол-во муз. акц/мин Части урока Возможные упражнения
Медленный 40–60 В конце занятия следует уменьшить интенсивность работы Упражнения на дыхание, расслабление, равновесия
Умеренный 60–90 Зарядка, завершение аэробной нагрузки, силовые упражнения В комплекс тренировок включены упражнения на растяжку (стретчинг), различные виды ходьбы, движения руками, наклоны корпуса и силовые упражнения, выполняемые в статичном положении
Средний 90–120 Аэробные тренировки характеризуются низкой ударной нагрузкой (Lo), «калистеника» представляет собой упражнения, направленные на развитие силы, а «заминка» применяется после тренировок с высокой ударной нагрузкой (Hi) Вклюют в себя базовые аэробные движения, выпады, наклоны, махи ногами, сгибания ног, а также силовые упражнения
Выше среднего 120–130 Аэробная составляющая уроков танцевальной направленности
Степ-аэробика
Хореографические сочетания, включающие основные шаги и танцевальные элементы (например, твист, самба, ча-ча-ча), комбинации на степах
Высокий (быстрый) 130–160 Аэробная тренировка характеризуется значительной ударной нагрузкой) Включают в себя ходьбу, бег, прыжки, несложные махи, а также хореографические комбинации базовых шагов и танцевальных элементов ( хип-хоп, рок-н-ролл)
Очень быстрый 160–180 Аэробные нагрузки характеризуются высокой ударной нагрузкой) Быстрые ходьба и бег, подскоки
Фото: img.freepik.com

По данным Т.С. Лисицкой и Л.В. Сидневой (3), корректировка скорости выполнения танцевальных комбинаций или иных движений в аэробике представляет собой значимый методический прием. Возможно как замедление, так и ускорение темпа в соответствии с этапом освоения элемента. При первичном знакомстве с новым материалом слишком высокая скорость, как правило, может вызвать перенапряжение, привести к напряженной работе мышц и затруднить понимание задания и его повторение занимающимися. Однако и чрезмерное затягивание выполнения движений в замедленном темпе нежелательно, поскольку это приведет к снижению воздействия занятия на кардиореспираторную систему, а, соответственно, и к уменьшению оздоровительного эффекта на организм занимающихся.

При занятиях аэробикой для музыкального сопровождения, как правило, подбирают композиции с четкой структурой, то есть такие, в которых музыкальная фраза состоит из четырех равных по продолжительности тактов. Граница музыкальной фразы на слух ощущается как непродолжительная пауза, резкий переход в музыкальном развитии или смена темы. Музыкальным фрагментом может являться куплет, припев или вступление.

Музыкальная фраза включает в себя 8 долей (счетов) или 4 доли, если считать по четвертям. Таким образом, музыкальная фонограмма, предназначенная для занятий, состоит из 4 тактов по 8 счетов каждый, что соответствует 32 счетам при подсчете «на каждый счет» (восьмые доли) или 16 счетов при подсчете «через счет» (четверти).


Таким образом, даже самые базовые аэробические комплексы упражнений включают в себя четыре части, или восьмерки. Каждая из них предназначена для выполнения одного элемента один или два раза, в зависимости от количества тактов, на которые он рассчитан. Иными словами, комбинация строится на 32 счета и состоит из четырех элементов, каждый из которых длится 8 счетов.


Первый шаг в танце «восьмерка» выполняется «ведущей» ногой в момент удара (на счет).

В зависимости от содержания и направленности урока аэробики, каждый тренер должен уметь подобрать подходящее музыкальное сопровождение. Рекомендуется выбирать музыкальные композиции, характеризующиеся четким ритмом и позитивной эмоциональной окраской (нецелесообразно использовать музыкальные темы, содержащие агрессию, скорбь и тому подобное). Затем выбранные музыкальные фрагменты располагаются в определенной последовательности. Для создания профессиональной фонограммы из различных музыкальных композиций необходимо, чтобы каждый фрагмент гармонично сочетался с другими (по уровню звучания, темпу и имел завершенную музыкальную мысль). Это позволит избежать пауз в музыкальном сопровождении, остановок в движении и усилит эффект от занятия (используется “ non-stop” – запись без пауз между песнями).

Обычно тренеры-инструкторы используют
диски или кассеты с записями, специально подготовленными и продаваемыми
различными фирмами, работающими в сфере
фитнес-бизнеса, иногда преподаватели используют готовые подборки, или самостоятельно отбирают музыкальные произведения для занятия. Такая подготовка требует от инструктора затрат времени, терпения и развитого музыкального вкуса.

Я, создавая записи для занятий самостоятельно, использую компьютерную программу “music studio 7 de Luxe”. Наиболее удобной формой для работы являются музыкальные mp3-файлы, которых на одном CD находится в 5–7 раз больше чем на обычном музыкальном диске (74 мин). “music studio 7 de Luxe”
позволяет расположить песни в нужном порядке, обрезать и вставлять
любые участки музыки, делать наложение одной песни на другую, за счет
увеличения или уменьшения времени песни изменять ее темп не искажая
качество звука, при записи “
non-stop” использование фрагмента одной мелодии в качестве основы для начала другой позволяет добиться плавного перехода между композициями. Также можно добавлять разнообразные звуковые эффекты и многое другое. После создания необходимой фонограммы программа способна самостоятельно производить запись на CD, обеспечивая при этом высокое качество звучания диска, несмотря на использование формата mp3 (записанные музыкальные файлы находятся в стандартном формате и воспроизводятся любыми CD-проигрывателями или плеерами).

Музыкальная подготовка тренера (по мнению Е.С. Крючек)

способность выполнять упражнения под музыку:

  • во время подавать команды и специальные жесты для начала и окончания упражнений в соответствии с музыкой;
  • проводить упражнения в соответствии с построением
    музыки;
  • проводить ритмический подсчет в соответствии с метром
    и размером музыки.

способность разрабатывать упражнения, соответствующие принципам построения «музыкального квадрата», подразумевающего последовательное увеличение количества тактов (2, 4, 8, 16 и так далее) в соответствии с геометрической прогрессией).

3. Способность к отбору и разработке упражнений, выстроенных в разнообразных ритмических комбинациях.

специалист должен обладать способностью выбирать музыкальное сопровождение для различных упражнений, учебных комбинаций, танцевальных связок, этюдов и подобных элементов.

необходимо владеть навыками разработки упражнений, соответствующих музыкальному произведению, с учетом его содержания, структуры, ритма и динамики, то есть создавать упражнение как полноценную композицию

способность создавать звуковое сопровождение для разнообразных комплексов физических упражнений


аэробика: теория и методология проведения тренировок»
Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова
М.: «СпортАкадемПресс», 2002. – 304с.

2. Крючек Е.С.

«Аэробика: содержание и методика проведения оздоровительных тренировок»

М.: «Терра-Спор, Олимпия Пресс», 2001. – 64с.

3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.
«Аэробика: в 2 т. Том 1. Теория и методика»
М.: «Федерация аэробики», 2002. – 232с.