
Открытые животы и увеличенные губы — распространенное явление в Москве… В летний период столичные модницы демонстрируют все больше кожи, оголяя плечи, ноги и спины, стремясь максимально подчеркнуть свою внешность. Но как выглядели женщины летом в 100, 50 и 30 лет назад?..
1900-е: кружево и «Шахерезада»
Начало XX века ознаменовалось окончательным и безоговорочным триумфом стиля модерн в русской моде. Это выразилось в двух главных направлениях. Первое из них – так называемый неорусский стиль. В летних нарядах активно применялись кружева из Ельца и Вологды, кремовая вышивка и ткани отечественного производства, такие как лён и ситец. А окончание Русско-японской войны вознесло на пик японские мотивы — крой рукава «японка», японские веера, пуговицы с японским орнаментом.
До 1920 года загар не пользовался популярностью, и женщины старались сохранить светлый цвет кожи. Поэтому москвички предпочитали носить закрытую одежду: блё кло-розовые, светло-голубые, в палитре предпочтения отдавались нежные оттенки: бежевый, слоновой кости. В то время оголение во время водных процедур считалось недопустимым. Купальные костюмы того времени, как правило, изготавливались из льна или шерстяного трикотажа и представляли собой комбинезоны с шароварами, закрывающими ноги до колен, и с рукавами до локтя.
Со временем одежда стала более откровенной. Стимулом для этого послужили балеты труппы Сергея Дягилева. В 1910 году в балете «Шахерезада» танцовщица вышла на сцену в лифчике, демонстрирующем открытый живот. Хотя первый лифчик был запатентован в 1903 году, именно балетные костюмы Бакста сделали эту деталь гардероба востребованной. Художник из России считается создателем того лифчика, который женщины носят и сегодня.
В преддверии Первой мировой войны женщины начали отказываться от корсетов. Это дало им возможность выбирать одежду с более открытой линией декольте и чуть-чуть обнажать спину. Но настоящее «открытие» спины — так называемая нагая мода — произошло, когда большинство мужчин ушло на фронт.
Взаимосвязь оголения и соотношения мужчин и женщин в обществе всегда была очевидной. В период войны 1914–1917 годов, когда Россия мобилизовала в армию огромное количество мужчин, многие женщины ощутили себя невостребованными и начали постепенно оголяться, выбирая легкие ткани, такие как муслин или прозрачный тюль, чтобы казаться более привлекательными.
1920-е: долой стыд!
Революционные преобразования существенно повлияли на традиционное восприятие женственности. Одежда того времени стремилась не только к устранению социальных различий, но и к сглаживанию гендерных особенностей. Этому способствовала прозодежда, получившая широкое распространение в период с 1919 по 1922 год, в результате чего мужчины и женщины выглядели весьма схоже.
В тот период в столице возникло уникальное объединение, не имевшее аналогов в мире – общество «Долой стыд», созданное летом 1925 года. Его члены, вдохновлённые словами некоторых авторитетных деятелей науки, поставили своей целью борьбу со стыдом, считая его буржуазным пережитком. Группы, состоящие из 6–10 человек, устраивали демонстрации обнажёнными, на лентах, перекинутых через их тела, было написано: «Долой стыд — это буржуазный предрассудок». На женщинах не было никакой одежды, кроме обуви и сумок для документов. Они посещали кинотеатры, столовые для рабочих и даже пользовались трамваем в таком виде. Пожилые женщины крестились, проходя мимо, а дети бросали в них камни и испорченные продукты. Я читал воспоминания одного бельгийского дипломата, что в Москве 20-х годах нудистские пляжи в районе Большого Каменного моста считались обычным делом. При этом он замечает: «Хорошеньких я не видел. Зато толстухи брали реванш».
1960-е: «фирма» и «урла»
А мини-юбка на Западе появившаяся на рынке около 1961 года, в Москву пришла с почти 10-летним опозданием. Впервые мини-юбки включили в коллекцию, которую представлял Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту, лишь в 1967 году. Но даже в конце 60-х она считалась экстремальным нарядом московских модниц. Нормально реагировать на мини-юбки москвичи стали в 70-х, когда доминировали макси-платья в цыганском и индийском стиле, популяризированные хиппи.
В то время в Москве можно было выделить две группы, ориентирующихся на моду: «фирма» и «урла». Представители «фирмы» стремились приобрести импортную одежду, привезенную из-за границы, а «урла» предпочитала самодельные наряды. Несмотря на это, «урла» пыталась воспроизвести стиль «фирмы» насколько это было возможно. Разрыв почти в десятилетие между московской модой и мировыми тенденциями, на мой взгляд, связан с тем, что модные товары поступали через моряков и артистов, таких как ансамбль «Берёзка» или им. Моисеева. Чаще всего это были товары, списанные с продажи, которые моряки приобретали в магазинах с уценёнными товарами или на распродажах.
2000-е: борьба за мужчин
Современная Москва представляет собой город с неоднозначным характером. Она стремится занять место среди самых стильных городов планеты. Новейшие модные тенденции демонстрируются здесь раньше, чем в Париже или Милане. Однако, количество людей на улицах Москвы существенно отличается от того, что можно увидеть в других европейских городах.
В России женщины составляют около 60% населения, при этом ощущается дефицит мужчин, оцениваемый примерно в 20 миллионов. В этой ситуации конкуренция среди женщин достаточно высока. Взгляд на то, как одеваются девушки в Москве, может создать впечатление, будто вся страна испытывает серьёзную сексуальную фрустрацию.
Как это отражается в летних трендах? Прежде всего, это открытый живот, что редко можно увидеть в других странах. В Москве же демонстрация живота стала одним из главных летних символов. Кроме того, популярны глубокие вырезы и большое количество косметических процедур, направленных на коррекцию внешности. Увеличение губ с помощью силикона – распространенная тенденция в Москве.
Чтобы добиться расположения мужчины, женщина прибегает к различным ухищрениям: изменяет форму носа, использует цветные контактные линзы, делает искусственные ногти. Это связано с тем, что современный российский мужчина зачастую невосприимчив к интеллектуальному обаянию и больше реагирует на физические данные. Многие девушки полагают, что именно их внешность является ключом к повышению социального статуса и перемещению в более привилегированную часть общества. При этом, стоит отметить, что многие мужчины в крупных городах выглядят не слишком привлекательно и одеваются довольно просто. Женщины же, напротив, стремятся соответствовать идеалам, представленным в глянцевых изданиях.
Современная Москва, подобно рыбе, клюнувшей на приманку, активно потребляет тренды мировой модной индустрии и занимает одно из ведущих мест среди ее потребителей.




