
Дореволюционное бьюти
В Москве индустрия красоты формировалась ещё до революционных событий. Например, в 1909 году был создан Первый Московский институт врачебной косметики . С этого момента процедуры и продукты, ранее требовавшие поездок за границу, стали доступны российским аристократам. В институте приобрели аппараты, с помощью электрического тока прижигающие бородавки и заусенцы, удаляющие волосы, родимые пятна и мешки под глазами. Также были закуплены вибрационные аппараты, предназначенные для решения проблем с венозным застоем, алопецией и даже, по некоторым данным, способные увеличивать грудь.
В 1910 году провизор и успешный бизнесмен, занимавшийся парфюмерией, Александр Остроумов учредил ещё один институт, который включал в себя отдел пластической хирургии и лабораторию. На рекламном плакате института было указано: «Лечение дефектов лица и тела». Остроумов прославился благодаря созданию мыла против перхоти и омолаживающего крема «Метаморфоза» , этот крем был мечтой каждой российской женщины. После революции промышленные территории Остроумова были национализированы и переоборудованы в фабрику «Рассвет». Производство чудодейственного крема продолжалось на ней до 60-х годов, после чего его сняли с производства из-за содержания ртути.
При жизни Остроумов разработал весьма оригинальную маркетинговую стратегию: он выпускал журнал «Наши артистки», где знаменитые балерины и актрисы делились отзывами, посвященными исключительно косметике, производимой Остроумовым.
Еще одним журналом, ориентированным на стиль жизни, был «Столица и усадьбы». Он содержал светские заметки, обзоры загородных поместий, портреты прекрасных женщин, написанные известными художниками, и в целом позиционировал себя как издание, стремящееся находить все самое лучшее и изящное».
Советская парфюмерия
После революции подлежала национализации не только мануфактуры Остроумова, но и другие парфюмерные фабрики. «Брокаръ и Ко» было переименовано в «Новую Зарю». Аромат «Любимый букет императрицы», созданный парфюмером Огюстом Мишелем для Александры Фёдоровны, супруги Николая II, стал легендарными духами «Красная Москва». Разрозненные парфюмерные производства объединили в трест «Жиркость» («ТэЖэ»), и советская промышленность приступила к выпуску разнообразной парфюмерной продукции.
С 1931 года фабрикой «Новая Заря» руководила Полина Жемчужина, жена тогдашнего председателя Совнаркома Вячеслава Молотова. Она стремилась обучать советских женщин основам ухода за собой. Впоследствии она возглавила трест «Жиркость», а также занималась текстильной и галантерейной промышленностью. Благодаря своей выдающейся карьере, став одной из первых женщин в советском государстве, она продемонстрировала экономическую эффективность косметической отрасли и совершала зарубежные поездки для обмена опытом. «Мы раскроем все хитрости модных европейских салонов, которые обычно доступны только состоятельным дамам и стоят очень дорого, чтобы советские женщины могли ими воспользоваться» , — обещала Жемчужина.
Влияние Серебряного века на мир моды
В период с 1923 по 1925 год на Петровке в Москве функционировало ателье моды, входящее в состав треста «Москвошвей». Именно это слово, как известно из повести «Собачье сердце», повторял Шариков в процессе превращения в человека. В ателье художницы Вера Мухина и Александра Экстер создавали практичные и недорогие модели одежды, предназначенные для серийного производства. В 1925 году журнал «Красная нива» опубликовал альбом под названием «Искусство в быту», который представлял собой руководство по пошиву одежды для трудящихся женщин Советской России. Представленные эскизы включали выкройки, а также советы по подбору ткани, узора и цветовой гаммы; данные модели были просты в раскрое и пошиве, и их можно было изготовить из любого материала.
Современный журнал «Ателье» также приглашал к участию художников и поэтов, стремясь акцентировать внимание на роли моды как на искусстве, объединяющем различные области. В его публикациях можно было увидеть работы Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Анны Ахматовой, Игоря Грабаря, Сергея Чехонина и других мастеров.
Покупатели получали доступ к ним по приобретенным билетам, имели возможность рассмотреть экспонируемые образцы и даже поделиться своим мнением. Возможность примерки не предусматривалась, поскольку каждый предмет одежды изготавливался для конкретной модели. Представители швейных предприятий могли приобрести понравившуюся модель и запустить её в производство.
Секреты Любови Орловой
В 1937 году по указанию Сталина в Москве был учрежден Институт косметики и гигиены, подведомственный Главпарфюмерпрому. Его основной задачей было поддержание красоты лица и тела. В основном его посещали супруги политических деятелей и известные актёры кино. Таким образом, эстетическая медицина стала доступна лишь представителям высшего общества.
Любовь Орлова являлась главной советской кинозвездой, воплощением красоты, элегантности и оптимизма. Режиссёр Григорий Александров, муж актрисы, стремился создать советский аналог Марлен Дитрих, и в этом он преуспел. Считаясь законодательницей мод, являясь образцом для подражания и достигнув невероятной популярности, Любовь Петровна прибегала к пластическим операциям, сознательно отказалась от возможности иметь детей ради поддержания формы, имела доступ к новейшим средствам косметологии, однако ключевым фактором её привлекательности являлась строгая диета и регулярные физические упражнения.
Несмотря на отсутствие официальных подтверждений производства специальных кремов для Любови Орловой, её привилегированное положение давало ей возможность пользоваться самыми качественными средствами – как в Советском Союзе, так и за его границами. По сведениям биографов, на протяжении 42 года совместной жизни актриса никогда не появлялась перед мужем без макияжа и не покидала своей комнаты без безупречного внешнего вида. Советские женщины подражали её стилю, выщипывая брови и корректируя талию».
Послевоенный «глянец»
Во время войны все промышленные мощности были перенаправлены на нужды фронта, но уже с 1945 года «Журнал мод» стал представлять советской женщине зарубежные модные тенденции, адаптированные к повседневной жизни. На его страницах изысканные фотосессии сочетались с подборками моделей, предназначенных для различных целей, статьи историков костюма сменялись советами по макияжу, а элегантный дизайн включал вложенные выкройки. Со временем в журнале стали публиковать не только колонки советских модельеров, но и интервью с Юбером де Живанши или переводы отрывков из книги Кристиана Диора.
Подчеркивая эволюцию роли женщин в обществе, эти публикации передавали советские идеалы и позитивные примеры женской жизни. Материалы, посвященные ведению домашнего хозяйства, вязанию, самосовершенствованию и принципам семейных отношений, соответствовали политике правящей партии.
Модели и модельеры
В 1944 году на Кузнецком Мосту был основан Московский дом моделей, который впоследствии стал руководителем сети подобных организаций. Его дизайнеры разрабатывали выкройки и эскизы, направляемые на предприятия по всей стране. Для определения будущих тенденций в моде в 1962 году был создан экспериментальный цех, где через несколько лет начал свою деятельность Вячеслав Зайцев. Созданные в этом цехе коллекции не выпускались в производство, однако они служили источником вдохновения для дизайнеров из регионов. Свою профессиональную карьеру в Доме моделей начинали Татьяна Михалкова и Оксана Фандера.
В 1959 году в Москву прибыл Дом моды Christian Dior. в Москву прибыло двенадцать французских моделей, доставивших около 120 платьев, созданных начинающим дизайнером Ивом Сен-Лораном. В течение недели в одном из московских Дворцов культуры ежедневно проводилось по три показа, на которые было реализовано приблизительно 12 000 билетов. На приеме в Посольстве Франции широко распространялся аромат Miss Dior. Именно там состоялись первые продажи знаменитого парфюма на территории Советского Союза. Накануне женщины из Франции, одетые в дизайнерскую одежду, прогуливались по торговому центру ГУМ, что вызывало удивление у посетителей магазина. Известные фотографии, сделанные в тот день, наглядно демонстрируют различия во внешности москвичек и жительниц Парижа.
Хотя на других кадрах, которые реже появляются в прессе, отчетливо видно, что в зале во время показа присутствовали московские дамы, одетые по моде, с аккуратной прической и макияжем. Те, кто имел возможность посетить показ Dior в то время, могли позволить себе и такой внешний вид.
В выставке моды, проходившей в парке Сокольники, и показе мод на спортивной арене «Лужники» приняли участие представители из двадцати государств. Советские дизайнеры продемонстрировали одежду, выполненную в фольклорной манере, однако даже подобные вещи тогда не выпускались в промышленных масштабах. Один из нарядов, показанных на фестивале, стал значимым событием в истории моды. Красное шерстяное платье свободного кроя, созданное Татьяной Осьмёркиной, получило название «Россия».
К 1978 году Вячеслава Зайцева, уже получившего прозвище «Красный Диор» от зарубежной прессы, пригласили в Дом моды, расположенный на проспекте Мира. Несмотря на то, что это была государственная структура, работавшая по частным заказам, она вскоре получила известное название – «Дом Славы Зайцева». Так появился первый советский дизайнер, получивший собственное имя.
Образцы для подражания
В 1960-х годах произошел переломный момент для российской индустрии красоты. Советским женщинам предписывалось отвергать достижения западной косметологии, и выделиться из толпы можно было только благодаря социально значимым поступкам. Тем не менее, влиятельные женщины тайно прибегали к пластической косметологии, делая операции в Институте красоты. Примечательно, что хирурги, лишенные возможности проходить обучение за рубежом, нередко переходили в эту область из военной хирургии, используя накопленный в годы войны богатый опыт.
Екатерина Фурцева, министр культуры в период с 1960 по 1974 год, вошла в историю благодаря знаменитой фразе «Всё вокруг должно быть красиво». Она являлась воплощением стиля своего времени, предпочитала эффектную одежду и всегда выглядела безупречно. В немалой степени это объяснялось ее увлечением спортом (она играла в теннис, волейбол и плавала). Однако, как утверждали некоторые слухи, определенную роль в этом сыграли и пластические операции. После одного из отпусков Фурцева выглядела настолько отдохнувшей, что её преображение не могли объяснить воздействием морского воздуха. Министр не уступала в своей яркости звездам шоу-бизнеса.
Кинематограф же всегда был доступным развлечением. В фильме 1976 года «Ирония судьбы, или С легким паром!» влюблённый и радушный Ипполит преподнёс скромной учительнице Наде парфюмерный набор Climat от Lancome. В 1980-м, в фильме «Москва слезам не верит», героини, беседуя в саду, шутливо заговорили об омолаживающем креме, изготовленном из китобойни (хотя и вызывая не всегда приятные сопряжения, крем под названием «Спермацетовый» получали не из семени кита, а из содержимого фиброзного мешка в голове у китообразных).
Фильм «Москва слезам не верит», удостоенный премии «Оскар» как лучший иностранный фильм, отразил три стиля советской моды: образ простой работницы, экстравагантный внешний вид разведённой женщины и элегантность руководительницы фабрики. Все представленные образы были хорошо восприняты зрителями.
Эксперименты перестройки
В 1986 году французский дизайнер Пьер Карден обратился к Министерству лёгкой промышленности СССР с предложением о внедрении разработанных им моделей одежды на советских фабриках. Благодаря этому, наряду с перестройкой, в Москву пришла новая высокая мода. Первый конкурс красоты под названием «Московская красавица — 88» вызвал широкий резонанс в советском обществе. Заявленные цели, призванные избавить женщину от влияния городской среды и однообразия, на деле оказались лишь попыткой скопировать западные форматы.
Среди двух с половиной тысяч участниц было отобрано 36. Финалистки заключили контракт с тогдашним единственным зарубежным журналом для женщин с русской версией – Burda Moden. В состав жюри вошли известные представители культуры: Анастасия Вертинская, Марк Розовский, Михаил Задорнов, Муслим Магомаев. 20-летней Оксане Фандере, являвшейся главной фаворитке конкурса, не удалось завоевать первое место из-за того, что она не была москвичкой, и победу одержала 16-летняя Маша Калинина, которая на тот момент ещё не сдала выпускные экзамены.
Прорывные 90-е
В 1990-х на российском рынке стали появляться западные бренды, открывались бутики, магазины импортной парфюмерии и элитные салоны красоты. Парфюмерный магазин «Золотая роза», расположенный на Тверской улице в Москве, получил возможность самостоятельно определять стоимость на импортную продукцию, которая оказалась несколько дороже установленных государством цен. Однако, ассортимент был чрезвычайно разнообразным! Московские салоны красоты начали предлагать процедуры с использованием шоколада, вина и водорослей, а также стали популярны фито- и ароматерапия, лечение пиявками и другие методики.
Первым из салонов красоты стал «Велла Долорес», основанный самым известным парикмахером Советского Союза и самым авторитетным преподавателем парикмахерского искусства Долорес Кондрашовой. Она стригла Раису Горбачёву и Наину Ельцину, обучала Сергея Зверева и Дмитрия Агеева, создала Союз парикмахеров и косметологов России, организовала фестиваль «Мир красоты» в Кремлёвском дворце. А в 1997 году создала уникальное учреждение — Академию парикмахерского искусства «Долорес». Первой из представителей своей профессии Кондрашова получила звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации в 2002-м.
Появление на российском рынке глянцевых журналов Cosmopolitan, Vogue и Harper’s Bazaar ознаменовало важный этап в формировании представлений о красоте , издания, которые представляли собой совершенно иное качество печати и бумаги, число иллюстраций, а также темы и образы, ранее не встречавшиеся в России. Понятия красоты обрели новые идеалы, существенно отличающиеся от тех, что были характерны для перестройки и, тем более, советского периода. В 1995 году на российском рынке стартовала русская версия известного женского журнала Good Housekeeping — «Домашний очаг».
XXI век
В начале двухтысячных годов в сфере косметологии наблюдался резкий рост хирургических вмешательств: появилась возможность проведения операций для коррекции внешности практически каждому, кто этого желал – от подтяжки и подрезания до удаления излишков и установки имплантатов. Благодаря рекламе на телевидении, о роли гиалуроновой кислоты и коллагена было известно людям всех возрастов.
Телевизионные шоу стали уделять большое внимание вопросам красоты и моды. Начали появляться подобные проекты с шоу «Снимите это немедленно!», которое выходило на СТС в 2004 году, и программы «Модный приговор» на Первом канале, стартовавшей в 2007 году). В этих телевизионных проектах в качестве участниц выступали женщины, чья внешность и чувство стиля не соответствовали общепринятым стандартам. Профессионалы – стилисты, визажисты и костюмеры – проводили над героиней преображение, которое порой было радикальным. Ведущие утверждали, что благодаря изменениям во внешности участнице удастся улучшить различные аспекты своей жизни, включая семейные отношения и профессиональную деятельность. Таким образом, позиционировалось, что привлекательная внешность и здоровая самооценка являются залогом успеха, а достижение желаемого образа стало вполне доступной услугой.
Начало видеоблогинга было положено мастер-классами по макияжу, рекомендациями по уходу за кожей, обзорами косметических средств, а также фотографиями и видеороликами на эту тему. В настоящее время ведение блога в сфере красоты может приносить значительный доход, если автор обладает харизмой, предоставляет доступные советы и регулярно публикует большое количество контента (алгоритмы отдают предпочтение регулярности). Интернет доступен не только жителям Москвы, и теперь тенденции могут формироваться благодаря блогерам из различных регионов , для успеха в этой сфере ключевое значение имеет нестандартное мышление, сдержанность в предпочтениях и возможность быть в курсе последних тенденций. В социальных сетях способность привлекать внимание часто важнее, чем глубокие знания. Однако, значительная аудитория является поводом, чтобы делиться своим опытом в области красоты в Москве и формировать новые стандарты в индустрии «столичной» красоты.
Прочтите о секретах красавиц викторианской эпохи, изучите историю маникюра: как ухаживали за ногтями в разные эпохи и узнайте десять необычных секретов красоты от знаковых женщин прошлого .




