
Одержимость работой
«Любовники, мужья и даже друзья могут предать, но работа никогда не предаст», – часто повторяла Майя Булгакова. Её преданность работе была даже сильнее, чем можно было предположить для актрисы. Она также не умела расслабляться дома – какое-то постоянное внутреннее волнение, неугасающая кипучая энергия, не позволяли ей, вместо того чтобы устроиться с книгой на диване, заниматься уборкой.
Несмотря на свою работоспособность, Булгакову после первой небольшой роли о Майе сразу же стали именовать талантливой актрисой, однако на протяжении всей жизни ей доставались эпизодические роли, роли второго плана. Лишь однажды ей выпала возможность сыграть главную роль – в драме «Крылья», где необходимо было воплотить образ бывшей военной лётчицы, сильной женщины, мучившейся воспоминаниями о погибших в бою, в глазах которых до сих пор живет память о Великой Отечественной. Как и все актрисы её поколения, Булгакова особенно хорошо справлялась с ролями, изображающими военное время. Пережитое в детстве глубоко отпечатывается в памяти человека.
Режиссёры единодушно высоко оценили игру Булгаковой в фильме «Крылья», назвав её гениальной, однако продолжали предлагать роли второго плана. Причиной тому была весьма нетипичная внешность Майи Григорьевны. На советском экране требовалась актриса, чья привлекательность позволяла бы сразу поместить её на киноплакат. Забавно, что в кино она практически всегда воплощала образы сложных, одиноких, иногда даже жёстких женщин, в то время как в реальной жизни Майя Григорьевна была жизнерадостной и лёгкой, постоянно окружённой вниманием мужчин — за неё буквально боролись видные претенденты на её руку и сердце.
Весенняя девочка
Её имя Майя – дань месяцу её рождения. На Руси май считался временем, неблагоприятным для бракосочетаний и появлений на свет, однако Майя Булгакова родилась в советской Украине, где май был месяцем торжеств. Ей посчастливилось расти в атмосфере безмятежности, сопровождаемой улыбками и песнями – она испытывала особую любовь к пению, напевала во время домашних дел, а с возрастом её голос стали сравнивать с вокалом Эдиты Пиаф.
Отец был военным. Он отправился на фронт сразу же. Вслед за ним ушёл старший брат Борис. До осени оба погибли, однако Майя с матерью долгое время об этом не узнали: в те годы известия о потерях не всегда достигали семей. От фронта они перебрались в Краматорск, к родственникам; мать пошла на завод, чтобы трудиться на нужды армии. Но вскоре и завод, и семья Булгаковых были эвакуированы в Иркутск, в далёкую Сибирь, столь отличавшуюся от Киевской области, где Майя росла до этого.
В их семье, как в Краматорске, жили душами: Майя, мама, тётя, младшая сестра Валя и братишка Женя. Майя заботилась о младших, как старшая. Пока родители и старшие родственники были на работе, она готовила обед, стирала вещи и вытирала носы. В школе она училась отлично, а после уроков вместе с друзьями посещала госпиталь, чтобы развлекать солдат песнями, помогать санитарам и медсёстрам. «Стань артисткой, когда подрастешь», – говорили раненые. Эта идея Майе очень нравилась.
В число эвакуированных в Иркутске входили. Булгакову выделили участок земли для выращивания картофеля. Летом дети часто ходили в тайгу за ягодами и грибами; Майя быстро освоила у местных жителей, какие дары природы стоит собирать, а какие оставить. Когда произошла трагедия и мать из-за переутомления на работе потеряла способность работать, Майе предложили должность билетёра в кинотеатре. Она взялась за эту работу. Создаётся ощущение, что именно в годы Великой Отечественной войны, в поздние годы детства, Майя приобрела такую энергию, что впоследствии не смогла остановиться, позволить себе отдохнуть, всю жизнь. Но и без этой энергии она бы не справилась — не выжили бы.
Сразу после окончания войны Булгаковы вернулись в Краматорск, поскольку предполагали, что там их будут искать мужчины, возвращающиеся с фронта. Однако поиски не дали результатов. Пришлось начинать все сначала, поместив в архив и военные, и довоенные документы. Мать Майи вышла замуж. Майя окончила школу и заявила о намерении уехать в Москву, чтобы поступить во ВГИК!
Родители пытались отговорить её: разве с простой внешностью можно стать артисткой? И даже если и можно, зачем уезжать так далеко, за тридевять земель? О твоём таланте и в Киеве скажут, а здесь гораздо ближе. Однако Майю было невозможно переубедить. Она собрала необходимые документы, вещи и отправилась в Москву, и… На экзамене ей было крайне сложно выдавить из себя хоть слово. Она сильно испугалась и смутилась. Приняли её чудом — председатель комиссии увидел что-то особенное в её скуластом, необычном лице. Булгакова поступила на золотой курс, где обучались Надежда Румянцева, Изольда Извицкая, Юрий Белов и другие имена, которые впоследствии стали звёздными.
Сердцеедка, играющая тихонь
После выхода первого фильма карьера Булгаковой претерпела неожиданные изменения. Она начала выступать… с ансамблем Утёсова. Исполняла джазовые композиции. Причём на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году получила серебряную медаль! Благодаря своему голосу, необычной внешности и обаятельной улыбке мужчины были очарованы. После концерта Майе было сложно передвигаться. Однако она предпочитала строить романы в кинематографической среде. Первый роман она завязала на съёмках с Савелием Крамаровым. Первым мужем, с которым она была недолго, стал кинооператор Ниточкин. От него родилась старшая дочь.
Майя всю свою жизнь испытывала трепетную любовь к своим дочерям, Зине и Маше. Даже когда ради работы приходилось оставлять их на попечение нянь, стоило маме вернуться домой, и девочки знали, что их ждет не только чистота – утренние колготки согреты на батарее, а галстук безупречно отглажен. Первые фрукты и овощи всегда появлялись на столе, а летние ягоды были почти обязательным десертом. Если Майя находилась вдали от дома, она обязательно звонила, чтобы поговорить с детьми, и могла понять по их голосу, если у них возникли какие-то проблемы.
Алексей и Майя начали совместную жизнь. Когда позднее появится информация о том, что Майя вышла замуж за режиссёра Габриловича-младшего, это будет неточность: именно в её руках он сделал первые шаги в этой профессии. Можно даже сказать, что она стала его строгим наставником, помогая оттачивать его талант в области документального кино. Их союз, казалось, был идеальным, по крайней мере, в творческом плане, но беременную Майю, ожидающую второго ребёнка – дочь – покинула ради другого молодого режиссёра. Этот молодой человек тоже был весьма привлекателен и происходил из обеспеченной семьи – он был сыном директора «Мосфильма» Александра Сурикова.
Впоследствии и этот союз оказался недолговечным. Майя пользовалась большой популярностью среди мужчин, а её взрывной характер делал совместное существование непростым. Затем был английский балетмейстер Ричард Коллинз, на тринадцать лет её младше — он заметил Майю в ресторане и был очарован. Он пытался уговорить её выйти за него замуж и переехать в Британию, однако Майя не желала непреднамеренно стать домохозяйкой. Ведь сколько времени потребуется на изучение языка и на завоевание признания заново…
Майя вышла замуж за австрийского предпринимателя Петера Добиаса. Когда Петер увидел 46-летнюю Майю, он состоял в браке и имел ребёнка, но был очарован ею. Он следовал за ней на гастроли и на съёмочную площадку. Она поручала ему различные поручения, как мальчику (возможно, и обращалась к нему как к мальчику — он был младше её); он возил для неё концертные наряды, готовил её любимые блюда, развелся и оставил свой бизнес. Кто мог предположить, что Булгакова, глядя на её внешность, порой строгую, а порой непритязательную, способна на такие чувства?
Петера Майя любила на протяжении долгого времени, до самой его кончины в июле 1994 года. Она испытывала глубокую тоску и однажды встревожила подругу фразой: «Скоро буду с ним». В октябре 1994 года она попала в автомобильную аварию. Они с подругой направлялись на концерт. Водитель потерял контроль над автомобилем и столкнулся с опорой. Подруга осталась жива, а Булгакова скончалась. Вспоминая о том, как уходили из жизни другие советские кинозвёзды в девяностые годы, трудно назвать её смерть ужасной. Похоже, это была именно та кончина, о которой она мечтала.




