
Лебединая верность
20 марта 2019 года на Троекуровском кладбище Москвы состоялось погребение Марлена Хуциева, Народного артиста СССР и известного режиссера, создавшего такие фильмы, как «Весна на Заречной улице», «Заставу Ильича», «Был месяц май», «Два Федора»… Незадолго до наступления нового 2019 года Марлена и его жену, Ирину Соловьеву, госпитализировали. Режиссер не хотел отправляться в больницу без своей супруги и переживал за ее здоровье. Ирина Хуциева скончалась в реанимации 4 января. До последних дней Марлен заявлял, что чувствует себя удовлетворительно, однако не смог представить жизни без Ирины. Ему было 93 год.
Невечерняя
В 2019 году планировался к выходу новый фильм Марлена Хуциева под названием «Невечерняя», посвященный двум встречам выдающихся писателей русской литературы, Толстого и Чехова. Фильм должен был отразить мысль о том, что еще не пришло время сумерек, что впереди ждут новые свершения – и подлинное творчество, и настоящее искусство. Режиссер стремился напомнить о нравственном принципе, которым они руководствовались, подчеркивая, что забывать об этом нельзя, так как подобное забвение представляет угрозу для жизни общества. Однако время, в котором он жил в последние десятилетия, он находил отталкивающим, враждебным всему, что было ему дорого, что он уважал и чему он служил.
Маркс, Ленин
Имя Марлен – это акроним, образованный из имен «Маркс» и «Ленин». Так сына назвал Мартын Леванович Хуциев, убежденный коммунист с дореволюционным опытом. Его матерью была актриса. В детстве самым интересным местом во всем Тбилиси для Марлена был русский ТЮЗ, где он не пропускал ни одного спектакля.
После окончания школы поступил во ВГИК, затем работал на Одесской киностудии и на Мосфильме. Возглавлял различные кинотворческие объединения и преподавал во ВГИКе. Его биография была отмечена множеством почетных званий и наград, однако он сам прежде всего считал себя художником. Марлен Мартынович создал немного больше десятка фильмов, но каждый из них становился значимым событием в культурной жизни страны. В каждом его фильме – философ, поразмысливающий о текущей эпохе, о людях вокруг и о самом себе…
В 1966 году Марлен Мартынович стал одним из подписавших известное «Письмо двадцати пяти». Среди авторов этого обращения к Брежневу, осуждавшего реабилитацию Сталина, были Олег Ефремов, академики Пётр Капица и Андрей Сахаров, писатели Валентин Катаев и Константин Паустовский, а также балерина Майя Плисецкая.
Студенческий роман
Марлен Хуциев выделялся своей харизмой, а Ирина предпочитала оставаться незаметной. Она избегала роли «жены режиссера», не переносила помпезные официальные приемы и просто не посещала их. О личной жизни Марлена Хуциева и его отношениях с Ириной никогда не говорили. Однако у них был удивительный, захватывающий, искренний и весьма трогательный студенческий роман.
Ирина была студенткой киноведческого факультета ВГИКа. По имеющимся сведениям, она не отличалась шаблонной внешностью, однако обладала большим обаянием, которое проявлялось особенно ярко, когда она улыбалась. Когда Ирина говорила, возникало желание, чтобы она продолжала. Это была весьма умная и склонная к самоиронии девушка, которая, казалось, постоянно подшучивала над собой.
Однажды Ирина просто сидела на подоконнике в коридоре ВГИКа, когда мимо проходил студент режиссерского факультета Марлен Хуциев. Он заметил эту жизнерадостную девушку, и она сразу же заняла все его мысли. Ирина не обращала на него внимания. Ей говорили, что этот парень, Марлен, по ума от нее, но она смеялась и вскоре забывала об этом.
Когда захочешь
Друг Ирины, сейчас проживающей в Израиле, поделилась в своем блоге историей зарождения этого романа. Марлен совместно с еще одним автором создал сценарий, который получил первое место на престижном конкурсе. Во ВГИКе организовали торжественный прием в честь победителей, собрали средства и пригласили известных деятелей киноиндустрии. Это стало заметным событием, вокруг которого кипели разговоры. Лишь немногим студентам посчастливилось получить приглашение на этот прием, и Марлен попросил общих знакомых передать Ирине, что будет рад ее присутствию.
Пусть она сама определит день и время проведения – банкет состоится, когда ей будет удобно, когда она пожелает. Этот жест не мог не произвести впечатление даже на столь необыкновенную девушку. Она посетила банкет. Вечер был наполнен неловкими паузами, покрасневшими от волнения щеками, нелепыми шутками…. Но с него и началось их продолжительное счастье, прекрасное и подлинное, как в фильмах Марлена.
Низкий поклон тем, кто находит в себе смелость любить.




