Семья

Как мамин голос звучит в памяти детей?

Фото: img.freepik.com

У малышей, в особенности самых маленьких, пока не сформировались слова, обозначающие их самих. Они только начинают осознавать свою идентичность. Когда ребёнок задаёт себе вопрос о том, кто он, он слышит в ответ голоса родителей, которые и становятся для него эталоном. Эти голоса подсказывают, заслуживают ли они любви. Способны ли они к чему-либо. Являются ли они достаточно хорошими просто тем, что существуют. «Что произойдёт, если я совершу ошибку, всё равно будут любить?»

Зачастую вопрос ещё не успевает оформиться, как родитель уже даёт ответ. Этот голос проникает в основу личности, оказывая влияние сильнее любых убеждений и логических доводов. Я нередко думаю, что человек подобен дереву. Порой – с мощным стволом и развитой кроной. А иногда – с поврежденной вершиной, с замершими почками, с разломами, образованными словами:

  • «Ты недостаточно…»
  • «Ну кто тебя полюбит с таким характером…»
  • «Другие могут, а ты почему нет?»
  • «Такой ребёнок мне не нужен».

Хотя родители часто произносят эти слова, движимые собственной болью, они значат гораздо больше, чем просто фразы. Это голос, который становится разрушительным инструментом, наносящим раны, оставляющий шрамы. Он сдерживает развитие и процветание, поскольку все силы направлены на исцеление и восстановление.

После того, как я стала мамой, меня посетил вопрос: какие слова запомнят мои дети, когда я уйду?

Утешит или подавит, вдохновит или погрузит в отчаяние? Я размышляю: «Пожелают ли мои дети когда-нибудь петь так, как я?». Или им придется прибегнуть к помощи, чтобы освободить меня от их влияния? Я стремлюсь быть рядом навсегда, но это невозможно. Тогда я хочу оставить частичку себя в своих детях, стать их внутренним проводником, к которому всегда можно обратиться за советом, который в сложные моменты, когда никто больше не верит в них, укрепит их и наполнит силами.

И вот что я им говорю в этой ситуации, помимо признания в любви. Даже если меня там нет

  1. Я с тобой. Всегда. Даже если я не нахожусь рядом, я всё равно присутствую внутри тебя: в твоих мыслях, в сердце. Обращайся ко мне мысленно, и помни, что я услышу, дам совет и окажу поддержку.
  2. Ты имеешь значение. Ценят не за достижения и не за успехи, а просто за твою личность.
  3. Я в тебя верю! Верь в собственные силы. Ты способен на всё, даже если сейчас это кажется недостижимым умеешь — только потому, что ещё не учился.
  4. Ошибаться — нормально. Чтобы быть выдающимся, не обязательно быть безупречным. Не имеет значения, сколько раз были допущены ошибки. Главное – количество попыток, предпринятых для исправления ситуации.
  5. Мнения окружающих не всегда соответствуют действительности. Твой путь уникален, и никто другой не прожил его вместо тебя. Не давай посторонним высказываниям определять тебя. Неприятные слова — это не о тебе, а о ком-то другом и его переживаниях.
  6. Уважай себя и уважай других. Уважение заключается в признании человеческой сущности каждого, в восприятии действительности такой, какая она есть, в готовности предоставлять возможности и, при необходимости, делать выводы и двигаться вперед.
  7. Твоя безопасность на первом месте, она имеет приоритет над такими переживаниями, как смущение, стыд, жалость или раздражение.
  8. Я тебя люблю. Этих слов не бывает много.

Иногда меня огорчает поведение моих детей. Я тоже человек. И я пытаюсь решить: крикнуть или передать свои чувства теплым, любящим голосом. Не всегда это удается, но я стараюсь изо всех сил. Пока я жива и нахожусь рядом с ними.

Прочтите размышления Людмилы Петрановской о воспитании детей в тревожное время неопределенности , подумайте, как воспитать хорошего ребёнка, и узнайте два действенных совета по воспитанию детей от опытного педагога .