
«Гравитация»/Gravity, США, Великобритания, 2013
Снятый режиссером Альфонсо Куароном и его сыном, сценаристом Хонасом, этот камерный технотриллер, посвященный космосу, представляет собой захватывающее и напряженное кинопроизведение. На протяжении полутора часов зритель испытывает сильные эмоции, затаив дыхание наблюдает за тем, как астронавтка Райан Стоун (в исполнении Сандры Буллок) борется за выживание, избегая столкновения с космическим мусором, преодолевая пожар и находясь в одиночестве на орбите, пока запасы кислорода в ее скафандре неумолимо уменьшаются. Если не учитывать короткую, но запоминающуюся роль Джорджа Клуни в начале фильма, где он играет доктора Ковальски, отпускающего шутки и ведущего с Райан душевные беседы, то в картине практически отсутствует диалог; на первый план выходят решительные действия и тяжелое, испуганное дыхание. Фильм удостоился семи премий «Оскар», в том числе за режиссуру. Альфонсо Куарон считает, что космос – это метафора «враждебной среды»: «Наша героиня находится над землей – над миром жизни, людей, природы и человеческих отношений. И она дрейфует в пустоте».
«Орбита 9»/Orbita 9, Испания, 2016
Первый фильм, снятый испанским сценаристом Хатемом Храиче, автором пугающей истории о заточении для картины «Бункер». Стоит отметить, что главную роль исполнила Клара Лаго, актриса, знакомая зрителям по фильму «Бункер», девушка с запоминающейся внешностью и темными глазами. В «Орбите 9» она вновь оказывается в условиях, напоминающих изоляцию, но уже на борту космического судна. В 7409-й раз Элена приходит в сознание, любуясь планетами за иллюминатором, ухаживает за собой, тренирует мускулатуру и взаимодействует с нематериальным женским голосом «Орбиты». Выясняется, что 20-летняя космическая путешественница никогда не видела Землю, ее родители покинули корабль три года назад, чтобы передать ей свой запас кислорода.
Направлением ее путешествия была планета Селеста, где она сможет совершить посадку лишь через сорок лет. Все развивалось по плану, если бы к станции не присоединился привлекательный кибер-техник Алекс (Алекс Гонсалес), которому необходимо было что-то отремонтировать. Но как он оказался на борту, ведь «Орбита» находится в длительном перелете? Далее следует очень неожиданный поворот, после которого микрокосмос Элены дополняет не только новое чувство, но и совершенно дикие обстоятельства, меняющие весь полет.
«Вызов», Россия, 2023
Этот отечественный фильм-эксперимент, созданный Климом Шипенко, длится 51 минуту и был снят на борту действующей МКС и за ее пределами. На реализацию проекта «полета мысли» было затрачено 900 миллионов рублей. Фильм полностью окупил себя, заработав в кинотеатрах свыше 2 миллиардов рублей. В отдельных эпизодах принимают участие настоящие космонавты, что заметно по их естественной манере речи и сдержанности в кадре, что придает фильму особое очарование, как будто мы сидим на космической кухне. После завершения всех подготовительных работ режиссер и актриса покинули площадку и направились на станцию.
Юлия Пересильд поделилась впечатлениями о невесомости, отметив, что на МКС она ощущала себя привлекательной, несмотря на опасения по поводу отеков и покраснения лица. Сюжет фильма «Вызов» не сильно отличается от привычных кинолент о катастрофах. В повествовании фигурируют летящие обломки разрушенного спутника, которые задевают космонавта Олега, которому срочно требуется хирургическое вмешательство прямо на борту. Торакальный хирург Евгения, разрывающаяся между заботой о больной матери, непокорной дочери-подростка и чувством вины из-за гибели в ДТП любимого мужа, принимает решение о полете, руководствуясь разными мотивами, в том числе желанием встретиться с собой и своими страхами. Это сильная картина с хорошими диалогами и большим количеством трогательных эпизодов. Непроизвольно начинаешь плакать.
«Пассажиры»/Passengers, США, 2016
Захватывающий и противоречивый фильм повествует о длительном перелете к новой планете и возможных сценариях развития событий в пути. Космическая станция «Авалон», безупречно спроектированная, направляется к прекрасной Обители. Здесь все продумано до мелочей – от развлечений до медицинского блока. Вокруг царит красота, стерильность и тишина. Пассажиры находятся в состоянии сна и проведут в нем еще 120 лет. Однако столкновение с россыпью астероидов нарушает работу систем. В результате инженер Джим Престон преждевременно пробуждается на 90 лет. Теперь ему предстоит решить, как пережить остаток жизни в уединении, ведь быстро наскучивают и одиночные танцевальные баталии, и ресторан высокого класса, и бассейн с космическим видом, или пробудить одну из «спящих красавиц».
Стоит отметить прекрасный актерский дуэт Дженнифер Лоуренс и Криса Претта. Похоже, именно такой подход наиболее уместен при изображении влюбленных, особенно если они происходят из разных слоев общества космического судна. Премию «Оскар» получили автор музыки и художник-постановщик. Это вполне закономерно, так как мир корабля действительно завораживает и хочется изучать его во всех деталях.
«Люси в небесах»/Lucy in the Sky, США, 2019
Необыкновенная история, повествующая об увлечении звездами, основана на реальных событиях из биографии астронавта Лизы Новак, которую обвинили в попытке похищения человека. Люси (Натали Портман) провела десять незабываемых дней на борту космического корабля. Мы видим заключительный из этих дней, когда она дрейфует рядом со станцией, бесконечно любуясь красотой Земли и мерцанием звезд. «Ещё немного», – говорит Люси в рацию, не в состоянии оторваться от этого зрелища. «Я никогда не чувствовала себя настолько живой», – с восторгом делится она с близкими, вернувшись домой. Однако этот эффект не длится долго, поскольку повседневная жизнь, лишенная приключений, кажется слишком обычной. Муж в фартуке, оклеивающий обои в комнате, больше не вызывает интереса. Только фейерверк, напоминающий звезды, вызывает эмоции на пикнике. Люси отчаянно готовится к новому полету, но что-то идет не так. И ее увлечение миссией НАСА перерастает в болезненную влюбленность в коллегу. Натали Портман в этой роли великолепна.




