
Сказка, лишенная волшебства: наш взгляд на новый фильм «Белоснежка» от Disney

Disney, включающая в себя студию, эфирные и кабельные каналы, развлекательные парки, студии Marvel, Lucasfilm (обладатель франшизы «Звездные войны»), 20th Century Fox и другие активы, специализируется на организации семейного отдыха. Поскольку семейные ценности являются приоритетом для Disney, переработка сюжета «Белоснежки» в духе «Красотки» не планируется.
Имя Белоснежка ей досталось из-за того, что она появилась на свет во время сильной снежной бури. Это позволило создателям сказки найти выход из положения: героиня должна была обладать исключительно белой кожей, а главную роль исполнила актриса с латиноамериканскими корнями. Следует подчеркнуть, что Зеглер обладает лицом типичной диснеевской принцессы, и честно говоря, прекрасно вписывается в роль, если бы не ужасная прическа, результат мести мачехи. Но мы еще туда доберемся. Главное, если бы королева родила во время дождя, ее дочь назвали бы Уэтрейн, или Мокродожка. Очень дурацкое решение, да и смотрится слишком наигранно.
Белоснежка выросла в коммунистической утопии. Здесь все заняты делом: выращивают урожай, создают изделия ручной работы и проявляют доброту, как гласит один из известных видеороликов. Королевство оказалось небольшим, и пространства для действий практически нет. Когда королева скончалась (ведь это Дисней, и героине не положено жить с матерью!), ее место занимает колдунья из другой страны. Обворожительная Галь Гадот в фильме реально представлена как женщина Востока, что вызывает вопрос: то есть, все проблемы начинаются, когда король берет в жены еврейскую женщину? Как-то не по-семейному, Дисней. А учитывая, сколько скандалов было из-за разных политических воззрений Гадот (произраильские) и Зеглер (пропалестинские), кажется, будто актрис подобрали так специально.
Современный взгляд на сказку о Белоснежке кажется несколько нелепым. Действительно, сложно представить, чтобы в XXI веке кто-то устраивал состязание на звание самой красивой. В фильме Королеве достается сцена с песней, в которой она рассуждает о том, что все, что попадает в рот, полезно, подразумевая: если ты красива, тебе все прощается (в оригинале используется игра слов, сочетающая значения слов «красивая» и «дозволено»). Она читает Белоснежке лекцию о различии между цветком (красивым, но недолговечным) и бриллиантом (тоже красивым, но прочным, а еще верным другом девушек). Белоснежка оказывается в роли служанки, а чтобы оскорбить падчерицу, Королева стрижет ей волосы. К слову, все это самовольное поведение начинается после отправки Короля на войну с соседним государством. Ни слова о том, какое это государство и зачем с ним воевать, но, полагаю, если Король не вернулся, соседи оказали сопротивление.
Пока Белоснежка исполняет очередную мелодию о своем желании стать вожаком (ее отец настоял, чтобы она вела за собой людей), некий Джонатан ворует овощи на кухне. Белоснежка упрекает юношу, и между ними, кажется, возникает взаимное влечение. Джонатан руководит небольшой компанией людей, которые противостоят королеве, но не в стиле Робин Гуда, а по своему усмотрению. Королева, впрочем, оказывается достаточно благосклонна — вместо казни вора она приказывает привязать его к воротам замка, чтобы он «замерз насмерть».
Подавляющее большинство фермеров и ремесленников королевства теперь служат в армии, что негативно сказывается на исполнении указаний Королевы. Егерь, разумеется, оставляет Белоснежку в живых, вместо того, чтобы её убить (он не подозревал о клевете Зеркала!), а когда Королева отправляет в лес военных, те сталкиваются с мужчинами в трико, то есть с отрядом Джонатана, и вступают в вооружённое столкновение.
И самое важное, Белоснежка исполняет совместный номер с Джонатаном, где они клянутся «пробудить поцелуем». Больше никаких нежелательных поцелуев, согласие получено, наступил мир и дружба. Поэтому, когда Королева, приняв облик старой карги, появляется с яблоком, которое погружает принцессу в кому, мы уверены, что пробуждение не заставит долго ждать.
Значительно больше трудностей вызывает эпизод, следующий за этим, в котором Белоснежка и оставшиеся жители королевства направляются во дворец, чтобы разобраться с самозванкой. Они не осведомлены о том, что свергнуть правителя возможно лишь при поддержке военных, поэтому Королева вновь произносит нравоучение о нежных цветах и прочных драгоценных камнях, одновременно создавая из воздуха кинжал. Она предлагает принцессе убить ее (и мы помним о политических симпатиях актрис, не так ли?), и та нерешительно реагирует. Королева приказывает одному из охранников устранить Белоснежку, и тут у девушки пробуждается память, связанная с именами. Она называет имя стража, кем он когда-то был, и военный возрождается, оживает и вся армия, обращая оружие против Королевы. Также сверху попадает стрела из арбалета, выпущенная человеком, связанным с группировкой Джонатана. Королева разбивает Зеркало и погибает в эффектных спецэффектах. Все облачаются в белое, танцуют и поют. Конец.
Как много можно говорить о женской силе и лидерстве, но в конечном счете ситуацию решают мужчины. Если бы Белоснежка вонзила меч в Королеву, дети бы, вероятно, испугались, но теперь они получат ценный урок о роли армии в государственных переворотах. Фильм, к сожалению, не объясняет, почему гномы трудятся на добыче драгоценных металлов в шахтах и почему их руки светятся. Сохранится загадкой и существование других гномов в этом королевстве. А возможно, это были гномы из соседнего государства, куда отправился воевать отец Белоснежки? И кто такой этот Джонатан? Может быть, он принц из соседнего государства, сбежавший с товарищами от воинской службы? Возникает очень много вопросов.
«Белоснежка» представлена как весьма камерная история. Местом действия являются лес, замок и площадь перед замком. В лесу появляются компьютерные животные (трудно было представить, что на животных может распространяться «эффект зловещей долины», иногда искусственные создания, будь то роботы или персонажи, созданные с помощью цифровых технологий, вызывают неприятие. В шахте трудятся компьютерные гномы, а во дворце выступает компьютерное Зеркало, лицо которого осталось прежним, поэтому оно будет напоминать зрителям не классическую анимацию, а фильм «Шрек». Кроме того, у Зеглер прическа, подобная прическе лорда Фаркуада, и сравнения неизбежны.
Такая реакция связана с негативными отзывами в адрес актеров, но она не имеет отношения к художественной ценности картины. Главная проблема «Белоснежки» от Disney заключается в ее крайней обыденности. Рэйчел Зеглер и Галь Гадот, на которых обрушивается основная волна критики в социальных сетях, не виноваты в этом. Вину не может нести и режиссер Марк Уэбб. Ищите ответственных среди продюсеров и руководства Disney, поскольку именно они несут ответственность за конечный результат. Возможно, первоначальный сценарий предусматривал создание другого фильма. Возможно, даже Уэбб снял нечто иное. Однако, в результате упрощения и сглаживания резких элементов, «Белоснежка» превратилась в лишенное индивидуальности и невыразительное зрелище.
Каждый кинематографист стремится к тому, чтобы его картина была уникальной. Режиссер никогда не признается в намерении создать нечто стандартное и малоинтересное. Вместо этого обещают, что их фильм станет лучшим! Самым зрелищным, самым увлекательным, самым захватывающим, самым красивым. Возможно, даже самым продолжительным, но, безусловно, не шаблонным. И «Белоснежка», являясь фильмом, лишенным индивидуальности, демонстрирует, как можно упустить шанс создать нечто выдающееся.