
Олег Борисов приютил бездомных собак, а Товстоногов помог им стать актерами

Георгий Александрович Товстоногов – известный театральный режиссер, получивший широкую известность благодаря новаторским и оригинальным постановкам. Каждая его работа отличалась уникальным подходом, а интерпретация классических пьес восхищала публику.
Режиссер хотел, чтобы актеры выкладывались на все сто, а происходящее на сцене выглядело максимально правдоподобно и реалистично. Как-то раз ему пришло в голову, что в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» должны быть задействованы живые собаки.
«В данном случае собаки — нравственный ориентир общества… И могут укусить, подобно этим птицам. И ликнут в щеку, если к человеку испытывают уважение… Нет, чем больше я об этом размышляю, тем более гениальной представляется мне эта идея!» — с воодушевлением говорил Товстоногов о своем открытии.
Изначально Георгий Александрович планировал завести несколько собак, поскольку считал, что содержание стаи в театре вполне осуществимо. Однако затем он решил ограничиться двумя дворнягами. Но как их найти? У актеров, как правило, собственных питомцев нет, а если и есть, то, скорее всего, это породистые животные.
«Нам нужны не упитанные, не солидные люди, а изможденные, способные на крайние меры в условиях голода», – сказал Товстоногов Борисову и направил его на «живодерню» – так именовали место, где усыпляли отловленных в городе бродячих собак.
Когда Борисов прибыл, его встретил молодой человек. Он представился сотрудником Дормехслужба и направился к собаке, которую заранее выбрали для театра — его проинформировали о скором прибытии артистов. Внимание Олега привлекла рыжая собака, которая вставала на задние лапы и просовывала морду сквозь прутья. У нее были удивительно человеческие глаза.
Парень привел овчарку. Собака была ухоженной и чистой, но совершенно не соответствовала замыслу режиссера. Борисов еще раз посмотрел на рыжего пса и угостил его колбасой. Но «человечка», как про себя назвал его актер, не заинтересовало угощение. Рядом с ним появился черненький щенок — и его прямой, словно застывший взгляд произвел впечатление. Борисов забрал этих двух дворняг. А овчарку, немного поразмыслив, решил приютить у себя парень, работавший в этой службе. Как обнаружилось, она стала его седьмым питомцем.
Олега Борисова определили в качестве ответственного за содержание собаки. Товстоногов отличался непредсказуемым характером. Однажды, проходя мимо будки, он рассмеялся, увидев на ней надпись: «Никому, кроме Борисова и Хильтовой, собак не кормить». Театр выделил на прокорм животных рубль в день, и Олег каждый день трижды кормил их и выгуливал. Но однажды эта новая жизнь для Ивана и Малыша (так назвали питомцев) чуть не закончилась.
В процессе генеральной репетиции царила нервозность: у одного из актеров возникли проблемы с животом, а сам Товстоногов был в раздраженном состоянии. В этот момент Малыш начал скулить. После этого режиссер заявил, что собаки в театре нежелательны. Борисов начал собачку и кричать, что, ее отправят на «живодерню», но песик все не унимался.
Актер нанес ему удар. Малыш перестал говорить. Товстоногов, который услышал, как Олег утихомиривал животное, отметил, что считает речь актера талантливой. А Борисов после репетиции долго приносил извинения собаке.
Животные настолько убедительно исполнили свои роли, что вызвали бурю аплодисментов. Даже строгий режиссер смягчился и позволил им остаться в театре.
Олег Борисов в своей книге «Без знаков препинания»
Фото: Legion-Media