
Георгий Александрович Товстоногов – известный театральный режиссер, получивший широкую известность благодаря новаторским и неординарным постановкам. Он подходил к каждому спектаклю индивидуально, а его интерпретация классических пьес очаровывала публику.
Режиссер хотел, чтобы актеры максимально выложились, а происходящее на сцене выглядело как можно более правдиво и реалистично. Как-то раз ему пришло в голову, что в постановке «Три мешка сорной пшеницы» должны быть задействованы живые собаки.
«В данном случае собаки являются моральным ориентиром общества… И могут укусить, подобно этим птицам. И ликнут в щеку, если к человеку испытывают уважение… Нет, чем больше я об этом размышляю, тем более гениальной кажется мне эта идея!» — с воодушевлением говорил Товстоногов о своём открытии.
Изначально Георгий Александрович планировал приобрести нескольких собак, поскольку создание стаи для театра представлялось ему вполне осуществимым. Однако впоследствии он решил остановиться на двух дворнягах. Но как их найти? У актеров, как правило, собственных питомцев нет, а если и есть, то, скорее всего, это породистые животные.
«Нам нужны не упитанные, не солидные люди, а изможденные, способные на крайние меры в голодные времена», – сказал Товстоногов Борисову и направил его в место, где усыпляли отловленных бродячих собак, которое они называли «живодерней.
Когда Борисов прибыл по указанному адресу, его встретил молодой человек. Он представился сотрудником Дормехслужба и направился к собаке, которую планировали отдать театру — ему сообщили, что артисты уже в пути. Рыжий пес, который вставал на задние лапы и просовывал морду сквозь прутья, привлек внимание Олега. У него были необычайно человеческие глаза.
Парень привел овчарку. Собака выглядела ухоженной и чистой, однако совершенно не соответствовала замыслу режиссера. Борисов еще раз посмотрел на рыжего пса и угостил его колбасой. Но «человечек», как назвал его про себя актер, не принял угощение. Рядом с ним появился черный щенок — и его прямой, неподвижный взгляд произвел впечатление. Борисов забрал этих двух дворняг. А овчарку, немного поразмыслив, решил приютить у себя парень, работавший в этой службе. Как обнаружилось, она стала его седьмым питомцем.
Олега Борисова определили в качестве «собачьего опекуна». Товстоногов отличался непредсказуемым характером. Однажды, проходя мимо будки, он рассмеялся, увидев на ней надпись: «Никому, кроме Борисова и Хильтовой, собак не кормить». Театр выделил на прокорм животных рубль в день, и Олег каждый день трижды кормил их и выгуливал. Но однажды эта новая жизнь для Ивана и Малыша (так назвали питомцев) чуть не закончилась.
Во время генеральной репетиции царила нервозность: у одного из актеров возникла боль в животе, а сам Товстоногов был в раздраженном состоянии. В этот момент Малыш начал скулить. Тогда режиссер заявил, что собаки не нужны в театре. Борисов начал тормошить собачку и кричать, что, ее отправят на «живодерню», но песик все не унимался.
Актер нанес ему удар. Малыш перестал говорить. Товстоногов, услышавший, как Олег утихомиривал животное, оценил речь актера как талантливую. А Борисов после репетиции долго извинялся перед собакой.
Животные настолько убедительно исполнили свои роли, что вызвали бурные аплодисменты. Даже строгий режиссер смягчил свою строгость и позволил им остаться в театре.
Олег Борисов в своей книге «Без знаков препинания»




