
Пастушка
Вне зависимости от обстоятельств Вия производила впечатление королевы и вела себя соответственно. Это выглядело настолько естественно, что создавалось ощущение, будто в ее роду были только представители аристократии. На самом деле она появилась на свет в обычной крестьянской семье: ее матерью была красивая полячка Анна, а отцом – прибалтийский немец. Фрицу было всего 19 лет, когда он погиб, пытаясь достать из колодца ведро с водой, и на него обрушился тяжелый навес. Он не дожил до рождения дочери всего четыре месяца. Анна не вступила в повторный брак и справлялась со всеми трудностями самостоятельно. Они с дочерью жили скромно, и девочке с десяти лет пришлось начать работать и пасти деревенскую живность. Затем они переехали в Ригу, где Анна устроилась уборщицей, а дочь помогала ей.
В Риге она стала ученицей театральной студии, действующей при Латвийском национальном театре имени Яниса Райниса, после чего была принята в труппу. Так началась совершенно иная жизнь. Она воплотила на сцене образы многих классических героинь, и в 1956 году дебютировала в кино, сыграв роль в фильме «После шторма».
Ревнивый муж
Вии не испытывала удачи в любви, поскольку была полностью поглощена работой. Ее заветная мечта осуществлялась, и времени на ухаживания не оставалось. Красивая и строгая девушка привлекла внимание женатого актера Артура Димитерса. Он имел репутацию неверного ловера, однако от Вии он потерял рассудок. Артур не принимал отказ, выжидал Вию у дома, передавал любовные послания, произносил красивые речи и обещал развод. Вия несколько месяцев отражала эти ухаживания, после чего уступила.
Вскоре Вия осознала свою ошибку. Артур мучил ее своей ревностью. В его понимании Вия была не самостоятельной личностью со своими увлечениями, жизненным опытом и переживаниями, а скорее владением, послушной игрушкой, которая обязана беспрекословно подчиняться его воле. Поначалу Вия даже не могла поверить, что эта ревность – реальна. И ей казалось, что она способна что-то изменить, начать вести себя иначе, чтобы умилостивить возлюбленного. Ведь он так переживает из-за нее! Многие женщины попадали в подобные ситуации…
После появления на свет сына ситуация ухудшилась. Артур стал замкнутым, увлекся собственными увлечениями и игнорировал семью. Вия оставалась с ним ради сына, считая, что «мальчику необходим отец». Она трудилась в театре, самостоятельно решала все домашние хлопоты и заботилась о ребенке. Она не жаловалась на жизнь, улыбалась и держала осанку, подобно балерине. Снаружи она казалась счастливой.
Лишь после смерти мужа Вия поделится откровенными подробностями об их сожительстве: «Он не соответствовал моим представлениям об идеальном партнере, но я приняла это. Я никогда не знала настоящего женского счастья. Он был отцом моих детей, актером. Однако рядом со мной не было любимого, заботливого мужчины».
Родная кровь
Вию Артмане с удовольствием приняла предложение сыграть в фильме «Родная кровь». Ей довелось воплотить на экране образ возлюбленной Евгения Матвеева, персонажа, отличающегося сдержанностью, молчаливостью, но при этом являющегося невероятно глубокой и содержательной личностью. После премьеры фильма, по всей стране сложилось мнение, что эти актеры – супруги.
Артура раздражали эти разговоры и то, как Матвеев и Вия смотрели друг на друга на экране. Он сам был достаточно опытным актером и понимал, что его жена не способна изобразить такой влюбленный взгляд. Разве ты действительно испытываешь чувства? Признавайся, что между вами произошло?
Вия молчала.
Матвеев состоял в браке и у него было двое детей. У Вии и Артура также появилась дочь. Жизнь каждого шла своим чередом, словно у них никогда не было никакой связи, а слухи – это всего лишь слухи. Однако незадолго до своей кончины Вия сказала дочери:
— Твой биологический отец – Евгений Матвеев…
Всегда на высоте
В конце 1970-х годов Вия исполнила главную роль в фильме «Театр», снятом по роману Моэма. Актриса блестяще справилась с этой ролью, что принесло ей широкую известность. После этого ее стали приглашать на киносъемки и предлагать роли в театральных постановках. Однако непростой период в ее жизни начался в 1990-х.
В прошлом Вия являлась кандидатом в члены Центрального Комитета Коммунистической партии Латвии, и закономерно, что после обретения страной независимости этот факт привлек внимание. В театре количество предлагаемых ролей сокращалось, поэтому ей пришлось перейти в Рижский молодежный театр. Кроме того, в соответствии с законом о реституции, ее квартира была изъята и передана наследнику прежнего владельца. Последние десять лет жизни Вия провела на даче, расположенной в 40 километрах от Риги, получая небольшую пенсию. Она прекратила профессиональную деятельность в связи с возникновением серьезных проблем со здоровьем.
«Мне не хотелось бы, чтобы обо мне сложилось впечатление как об актрисе, вызывающей жалость. Я не выношу это! Актер всегда должен демонстрировать свой профессионализм перед публикой».




